Игорь Савельев считает, что в Уфе шантажируют активистов архзащиты и жильцов памятников архитектуры. Благодаря такой «обработке» число защитников старинных зданий уменьшается. О том, как, на его взгляд, происходит снос аварийного жилья, писатель рассказал в колонке Общественной электронной газеты.
На прошедшей неделе, 19 мая 2015 года, в Уфе снесли очередной памятник деревянной архитектуры – «Дом Моториных». Здание с резными наличниками располагалось на улице Ленина. В 2006 году «Дом Моториных» исключили из списка памятников архитектуры, но в 2013 году руководство города на словах обещало сохранить его и реконструировать. Координатор общественной организации «Архзащита» Владимир Захаров, для которого снос стал полной неожиданностью, 19 мая был на площадке и надеялся остановить тяжелую технику. В тот день экскаватор покинул участок, но той же ночью, когда общественники разошлись, дом все-таки снесли.
Фактически памятники в Уфе в последнее время исчезают по двум сценариям: администрация не возражает против реставрации, однако в здании, расселенном и переданном инвесторам, неожиданно происходит пожар или, как в случае с «Домом Моториных», его самовольно сносит инвестор.
Горожане реагируют на такие происшествия по-разному: одни настаивают на сохранении архитектурного наследия, другие призывают вспомнить о жителях аварийных домов, которые в случае сноса могли бы получить жилье с удобствами. «Массовый шантаж людей в этой ситуации является одной из самых действенных методик в борьбе застройщиков с памятниками. Людям всё время внушают: если будете поддерживать сохранение памятника, то так и останетесь в уличном сортире навсегда. Вряд ли это относится конкретно к дому мещан Моториных, который, кажется, был давно расселён, но в целом – ситуация такая. Уфимцев обманом, нечестными методами затягивают в лагерь сторонников сноса, а иногда даже – в соучастники», – написал Игорь Савельев. Он также рассказал еще об одном случае, когда подрядчики в целях экономии решили убрать лепнину с дома-«сталинки» и закрыть профнастилом «неудобные» места. После того, как строители стали намекать, что за сохранение архитектурных деталей придется доплачивать собственникам, жильцы отказались защищать свой дом.
«Властям и застройщикам такой трюк блестяще удается. Вот поэтому у нас такое дохленькое общественное мнение – и, кстати, не только по проблеме сноса памятников», – резюмирует Игорь Савельев.