Защитники архитектурного наследия Уфы забеспокоились о судьбе мозаики на первом этаже старого здания железнодорожного вокзала, которая может исчезнуть после ремонта. Ее автором является писатель и художник Петр Храмов, знаменитый произведением «Инок». Общественники планируют обратиться руководству Куйбышевской железной дороги с просьбой не разрушать уникальное произведением соцреализма.
Избежать неприятного сюрприза
Первый этаж здания железнодорожного вокзала Уфы планируют привести в порядок к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут летом следующего года. Будут отремонтированы подземный пешеходный переход, перроны, благоустроят и прилегающую территорию. По мнению представителей «Архзащиты Уфы», вполне вероятна такая ситуация, что в отремонтированном здании уфимцы уже не увидят мозаику авторства Петра Храмова.
«Мы пока точно не знаем планов «Куйбышевской железной дороги» в отношении мозаики, но хотим предпринять превентивные меры – обратиться к руководству компании с просьбой сохранить этот элемент декора. В этом году мы уже столкнулись с похожей ситуацией – ДК «Нефтяник» (ГКЗ «Башкортостан») после ремонта остался без деревянного панно», – рассказал представитель общественной организации «Архзащита Уфы» Владимир Захаров.
Чем ценна мозаика на вокзале?
Автором мозаики на первом этаже старого здания железнодорожного вокзала является уфимец, советский художник-монументалист Петр Храмов. Он родился в творческой семье – его отец Алексей Храмов заслуженный художник БАССР.
Петр Храмов выполнил работы для украшения зданий Дворца культуры УЗЭМИК, строительного факультета нефтяного университета, а также дворцов культуры, институтов и детских садов Салавата, Благовещенска, Мелеузовского района. При жизни он был известен как художник, а через 13 лет после его смерти перед широким кругом читателей он предстал как писатель. В 2008-2009 годах в журнале «Бельские просторы» опубликовали автобиографичный роман художника «Инок». В 2012 году произведение издали отдельной книгой. Весь тираж в 1500 экземпляров был очень быстро раскуплен.
Искусствовед Кристина Абрамичева считает, что несмотря на то, что в Уфе существует неоднозначное отношение к искусству советского периода, мозаичное панно уфимца Петра Храмова обязательно нужно сохранить. «Сейчас в Уфе активно защищают дореволюционное архитектурное наследие, но и творчество советского периода нельзя сбрасывать со счетов, это тоже наша история. Сохранить мозаику вполне реально. Подобные панно есть на вокзалах Нижнего Новгорода и Киева, к примеру», – отметила Кристина Абрамичева.
Фото: Фото Янины СВИЦЕ