Сегодня гостем нашей редакции стал духовный представитель Далай-Ламы в России геше (доктор буддийской философии) Джампа Тинлей. В Уфе он прочел цикл лекций о древнейшей мировой религии. Своей миссией Джампа Тинлей видит развитие буддизма в местах его традиционного распространения: Калмыкии, Тыве и Бурятии. Кроме этого, он является духовным руководителем ряда буддийских центров традиции гелуг в других регионах России, в том числе дхарма-центра «Тушита» в Уфе.
Мы побеседовали с геше Тинлеем о том, как он относится к конфликту на Украине, какие проблемы, кроме дураков и дорог, видит в России и как достичь счастья.
– Как вам Уфа?
– Я был в Уфе много раз, город понравился. Но главное – народ очень открытый. Жители Уфы готовы развивать свой ум. Я всегда говорю: «Не важно, меняете ли вы имя, религию или традиции, главное – желание поменять образ мысли». Я даю философию, которая учит мыслить здоровыми мыслями, жить здоровой жизнью.
– Какие две проблемы в России, кроме дураков и дорог, вы можете выделить?
– В России люди далеко не дураки. Дороги, наверное, в сравнении с немецкими не такие хорошие, но я видел дороги в Индии, они просто ужасные. Так что дороги в России тоже не самые плохие.
– Вы дружите со священнослужителями других религий?
– Нет. Конечно, если у нас будет какой-то совместное дело, проект с представителями других религий, тогда да, но пока не было возможности.
– Как вы относитесь к конфликту на Украине?
– Насилие – это всегда не лучший метод решения проблем. Америка, наверно, думает, что через украинский вопрос будет контролировать Россию, но не получается. В этой ситуации не выигрывает ни Россия, ни Америка, а страдают люди. Они слушают новости и не могут понять, где правда. Эти вопросы нужно решать мудро, а не через негативное состояние ума. Я очень уважаю Путина, он спокойный, терпеливый, не отвечает гневом на гнев. Если бы на его месте был кто-то другой, наверное, давно бы разразилась война.
– Помогут ли наши молитвы Украине?
– Молитвы помогают, но чуть-чуть. Если бы молитвы помогали, то тибетский вопрос был бы давно решен. Поэтому буддизм говорит, что главное – это действие, чтобы люди относились друг к другу хорошо, были добрыми. Неправильный, негативный образ мысли мешает не только одному человеку, но и другим людям.
– Как достичь счастья?
– В жизни я хочу получить разный опыт. В 25 лет я поехал в Новую Зеландию, очень красивая, развитая страна. Потом я уехал обратно в Индию. Я и ранее знал, что высокие мастера Тибета медитировали высоко в горах. У меня на тот момент были знания о том, как нужно развивать свой ум. Я решил попробовать, получить опыт. Я там понял, что человеческое счастье не зависит от материальных вещей, когда ум светлый. Можно быть счастливым даже без дома, еды, горячей воды, в холоде, если ум здоровый. Сейчас много людей несчастливых, так как для большинства счастье зависит от материальных вещей. Буддийская философия говорит, что материальные богатства – лишь временный фактор. И если вы полагаетесь на временный фактор, то получите временное счастье, а если на долгосрочные факторы, то и счастье ваше будет долгосрочным. Но если вы полагаетесь на бесконечный фактор счастья, то счастье ваше будет бесконечным. Это нелегко, но возможно.
– Почему нужно думать о следующей жизни?
– Беспокойство только об этой жизни напоминает поведение бомжа, который думает только о сегодняшнем дне, по этой причине он сильно страдает зимой, в холоде. Думать нужно на несколько лет вперед. Но буддизм говорит, что и это очень узко. Думать нужно на несколько жизней вперед. Иначе вы тоже как бомж: внезапно умрете, а к будущей жизни ничего не готово. Но жить только будущим тоже неверно, нужно действовать сегодня. Сейчас ради мимолетного счастья сын отца готов убить. Сегодня люди не боятся греха, и это страшно. Плохие поступки в этой жизни приносят страдания в следующей, поэтому такой страх полезен. Он заставляет людей отказываться от мимолетной выгоды, которая может обернуться страданиями в долгосрочной перспективе.