Город Алексей Солдатенко, руководитель отделения общественной организации «Путь преодоления»: «Близкие не должны жалеть наркомана. Закройте перед ним дверь, тогда он найдет помощь у нас»

Алексей Солдатенко, руководитель отделения общественной организации «Путь преодоления»: «Близкие не должны жалеть наркомана. Закройте перед ним дверь, тогда он найдет помощь у нас»

Наколки на теле и бойкий взгляд из-под бейсболок. На футбольной площадке в одном из дворов Уфы меня встречают представители благотворительной общественной организации «Путь преодоления». Она помогает адаптироваться людям с алкогольной и наркотической зависимостью и не берет с них за это никаких денег. Деятельностью организации занимаются бывшие ее подопечные, те, кто уже смог пересилить свою тягу к зелью. По крайней мере, не дает себе слабину.

Островки для адаптации

«Знакомьтесь, это Дима из Кемерово и Паша из Тюмени, а я сам из Самары. Остальные уже успели уехать в центр после футбольного матча , – познакомил нас руководитель уфимского отделения Алексей Солдатенко. – Если заметили, то среди нас ваших земляков из Уфы нет. Это все потому, что мы обратившихся к нам сразу вырываем из привычной среды, чтобы они были вдали от барыг, друзей-наркоманов и других порочных связей. На новом месте есть шансы начать новую жизнь».

Организация «Путь преодоления» работает по всей средней полосе России. Ее волонтеры живут в коттеджах, рассчитанных на 30 человек. В Уфе таковых четыре. Зарабатывает организация на жизнь самостоятельно. Подсобного хозяйства у них нет: мужчины нанимаются разнорабочими, а девушки занимаются домашними делами и распространяют информацию о «Преодолении». «Девушек у нас в разы меньше, чем мужчин, соотношение где-то 2 к 10. А если говорить о возрасте, то наши подопечные от 19 до 40 лет», – добавил Алексей.

Не жалей наркомана

«К нам люди приходят только тогда, когда деваться уже некуда и человек даже своим затуманенным сознанием понимает, что потеряли все. Жить ему незачем, идти ему некуда, но так бывает не всегда. Многие прислушиваются к советам близких и следуют настоянию реабилитации», – говорит Алексей Солдатенко.

По данным минздрава РБ, на начало 2013 года в Башкирии насчитывалось более 6000 наркоманов. При этом специалисты оговариваются: это только официальные данные. Реальное количество наркоманов в пять-семь раз больше.

Сам 25-летний молодой человек рассказывает, что пришел в организацию четыре года назад. «В тот момент передо мной закрыли дверь самые близкие люди. Тогда я понял, что под влиянием алкоголя и наркотиков я все в этой жизни потерял. Тогда увидел рекламу на столбе, позвонил в «Консультации о помощи наркоманам и алкоголикам» и подумал: «А кто я?», – рассказывает молодой человек.

«Я понимаю, что виноват только сам. Из-за одного инцидента в армии пришлось год отсидеть в тюрьме. Отбывал наказание по иронии судьбы в Архангельской области, где в свое время служил отец. С ним тоже отношения из-за этого испортились. Вернулся, начал пить, друзья предложили наркотики. И пошло-поехало. Продали квартиру с отцом, и я свою долю просто промотал. Воровал ради дозы, от этого, уж поверьте, никто не застрахован. У наркоманов это ловко получается», – продолжает молодой человек.

«Вот тогда я и пришел к бабушке с дедушкой... Часто звонят матери наркоманов, я им советую так же: не нянчитесь с ними. Закройте перед наркоманом дверь, только так вы поможете пробудить в нем какую-то осознанность. Неделю-другую он поживет у знакомых, но дольше он им не нужен, переконтуется еще где-то, а потом он может увидеть наше объявление и позвонить. Только так мы все попали сюда. и сейчас можем себя считать нормальными людьми со смыслом в жизни, а жалость Убивает людей», – добавил Алексей.

Легко «завязать» не получится

«И в чем заключается ваша терапия? Кодируете людей или прибегаете к крайним мерам? Слышали про скандал, когда наркоманов хоронили заживо?» – спросила я.

«Нет, такой шоковой терапии не практикуем. Да, у нас есть телефоны медиков для экстренных случаев, но мы никого не лечим. У нас даже черным по белому написано «Консультации помощи наркоманам и алкоголикам», значит, мы рассказываем, что можно жить нормально, но шаги должен делать сам человек. Иногда звонят матери наркоманов и просят сначала откачать своих детей. Если терпимо, то мы этого не делаем. Человек отходит сам. Почему его избавление от наркомании должно быть легким? Все, что легко, не ценится», – ответил Алексей.

«А часто наркоманы звонят?» – поинтересовалась я.

«Чаще звонят родители. В день около 100 звонков принимаем. Приходят, наверно, 10% звонивших. Еще к слову о терапии. Каждый день мы проводим собрание, рассказываем свои истории и понимаем, что все в одинаковых условиях. «Если я смог, то и ты сможешь» – это наш принцип», – добавил Алексей.

Две истории: наркотики, тюрьма, преодоление

Свои истории, как бы в подтверждение вышесказанного, рассказали и двое товарищей Алексея. «Мне 36 лет. Раньше я плохим ведь человеком был, в тюрьме сидел. Не употребляю уже больше года. Окончательно бросил или нет, сказать не могу. В это меня затянуло еще в лихие 90-е. Но сейчас мне нельзя возвращаться в это. Сын родился 25 июля. И жена молодая, на девять лет младше. Она со мной что только не прошла: и из тюрьмы дождалась, и сюда лечиться привела. Ради них надо жить нормально», – рассказал о себе Дмитрий.

Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также те, кто желает помочь своим близким, могут позвонить по телефону общественной организации «Путь преодоления» 8-917-477-08-08. Организация также принимает помощь от благотворителей: вещи, мебель, предметы быта.

«Я тоже завязал около года назад. Мне 33 года, из них 12 разными сроками просидел в тюрьме. Воровал на дозу – садился, воровал – садился. В первый раз попробовал наркотики в 14 лет, и пошло-поехало. Я ВИЧ-инфецирован, у меня были жена и ребенок. Слава Богу, сейчас с сыном начал общаться. Провожу консультации по телефону, есть планы на жизнь», – отметил Павел.

«Понимаешь, наша организация – это опора для людей, – включается в разговор Алексей. – Мы друг друга поддерживаем, наша деятельность возвращает многим вкус к жизни. Согласись, понятно, что никто не возьмет наркомана на работу, но здесь мы работаем, мы что-то из себя представляем и мы помогаем другим. Отдельное направление нашей деятельности – адаптация бомжей. Только есть ограничение в возрасте – до 50 лет. Просто бывало, людей старшего возраста отмоешь, накормишь, а они снова идут на улицу – привычка. Но есть и те, кто теперь с нами живет. Естественно тот, кто этого хочет сам!»

Хочешь жить – выживай

«Бывших наркоманов не бывает. И мне слабо верится, что благодаря такой, по-моему, щадящей терапии, люди навсегда бросают пить и колоться. Какой процент эффективности вашей работы?» – задала я вопрос довольно скептически.

«Скажу примерно, около 15% не возвращаются к этому, еще 15% начинают снова, примерно столько же людей умирает. Остальные теряются из виду. Но для нас результат – это хотя бы те 15%, которые не возвращаются к наркомании. Каждый выбирает сам. Я вот, например, промотал деньги от квартиры, потерял дом. Но теперь у меня дом в каждом регионе страны. Мой друг умер в прошлом году. Тоже у нас адаптацию проходил, не уследил. Но я теперь вижу смысл своей жизни в том, чтобы помочь таким же, как и я, и он. А еще лучше, чтобы другие вообще не становились наркоманами. Это ж такая привычка, затянет, и глазом не успеешь моргнуть», – добавил Алексей.

Фото: Фото предоставлены общественной организацией «Путь преодоления»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем