Большинство уфимцев придерживаются позиции, что подростку стоит выдавать на руки только минимальные карманные расходы, не больше 200 рублей в неделю. Таковы результаты опроса, проведенного сайтом 102banka.ru. Свое мнение по вопросу, сколько денег стоит давать детям и с какого возраста нужно приучать ребенка планировать семейный бюджет, высказалась уполномоченный по правам ребенка в РБ Милана Скоробогатова.
«Я отношусь к тем пяти процентам людей, которые считают, что дети должны иметь деньги и брать их в соответствии с семейным бюджетом. Мы обсуждаем все покупки с младшим 11-летним сыном (старший уже живет самостоятельно), который знает бюджет нашей семьи. Если говорить о карманных расходах, то на сегодняшний день он получает 50 рублей на питание в школе. При этом в кошельке у него всегда есть 100 рублей, чтобы в случае необходимости положить деньги на телефон, доехать на такси, зайти в магазин и купить такие необходимые продукты, как молоко, хлеб. Я считаю, что этой суммы на непредвиденные расходы достаточно. Если ему нужны деньги на какие-либо другие расходы, любая большая покупка: игры, подарки – все обсуждается в соответствии с семейным бюджетом и традициями.
Чем раньше ребенок приучается планировать семейный бюджет, тем лучше. Это неоценимый опыт, и дети должны всегда знать ситуацию в семье. Я не сторонник ситуации, когда родители пытаются скрыть от ребенка финансовые затруднения в семье, когда затраты на ребенка несоразмерны с бюджетом. У меня такая практика, что с того момента, как дети научились считать, то есть 5-6 лет, они ходили в магазин, покупали хлеб, молоко, сырки, то есть штучные продукты, дожидались чека и смотрели сдачу. И конечно же, мы всегда обсуждаем семейный бюджет вместе, то есть обсуждение всех вопросов, вплоть до отпуска, поездок и наличных денег, которые берем в поездку, какое плановое приобретение и какие внеплановые подарки мы можем себе позволить. Кстати, насколько я знаю, программы бизнес-планирования у детей начинаются еще в садиках с 5-6 лет.
Конечно, подросток может сам зарабатывать себе «на мороженое», если это организованный труд, который не нанесет вред ребенку, и если ребенок при этом получает новые знания и опыт. Но очень важно, чтобы с условиями работы были ознакомлены родители. Я не приверженец заработка, где есть полулегальные виды деятельности. В данном случае, мне кажется, должна быть культура зарабатывания денег не любой ценой, а так, чтобы четко было понятно, какое созидающее творческое начало ты делаешь своей работой. И здесь очень важна и позиция, и близкие отношения с родителями.
Что касается зависимости суммы от успехов ребенка, то такие педагогические методики есть, они активно практикуются в Америке и Европе. Я сама ими не пользуюсь, но допускаю, что если ребенок приложил большие усилия и совершил некое чудо, то он достоин определенного дара, как и любой человек, которые смог совершить внутреннее преодоление. Для ребенка это такой же подвиг, как и для взрослого».
Фото: Фото из личного архива Миланы СКОРОБОГАТОВОЙ