Не проходит и месяца, чтобы в новостях не промелькнул сюжет о чрезвычайных происшествиях на автозаправках. Прокуратура, пожарный надзор и другие контролирующие ведомства с завидной регулярностью публикуют новости о том, что какая-то АЗС работала с нарушениями: и полбеды, если на станции не хватало каких-то бухгалтерских документов. Куда страшнее, если хозяева заправки в погоне за прибылью попросту проигнорировали элементарные правила безопасности.
Эффект случайной искры
За примерами далеко ходить не нужно: в середине июня в уфимской промзоне при сливе топлива из бензовоза прогремел взрыв и начался пожар на контейнерной АЗС. Как такое могло случиться? Казалось бы, при столь пристальном контроле со стороны государства все риски на автозаправках должны быть сведены к минимуму, но… Одна случайная искра, и пострадали люди, нанесен вред их здоровью и имуществу. Оперативное реагирование сотрудников МЧС не позволило пожару распространиться и нанести более значительный ущерб, учитывая близость к сгоревшей заправочной станции крупных взрывопожароопасных промышленных предприятий Уфы.
Это лишь один случай. А сколько еще в Уфе АЗС, которые еще не успели обжечься на собственной беспечности? Вопрос действительно стоит очень остро и касается всех без исключения. И если на стационарных заправках резервуары с топливом находятся под землей на огороженной территории, площадки слива нефтепродуктов оборудованы аварийными резервуарами для сбора возможных проливов и огнетушителями большого объема на случай возгорания, то с контейнерными АЗС все сложнее... Владельцы «контейнеров» сетуют: мол, нормативных требований много, расходы миллионные, а вся прибыль – копейки. И порой предприниматели, ради сиюминутной экономии, предпочитают наплевать на стандарты безопасности, а это уже чревато катастрофой – в том числе и для автолюбителей, заехавших за десятком-другим литров топлива.
За что наказывают АЗС?
После одного ЧП проверяющие инстанции отправились с проверками на мелкие автозаправки. Казалось бы, куда ревизоры смотрели раньше? Все дело, как выяснилось, в человеческом факторе: проще один раз заехать в офис крупной топливной компании, ознакомиться с документами и расставить галочки напротив сотни-другой АЗС. С частниками этот номер не пройдет: офиса у ИП по определению нет, да и некоторые контейнерные заправки, как оказалось, были открыты незаконно, и проверяющие наткнулись на них «случайно».
На большинстве контейнерных АЗС отсутствуют проекты с нормативами предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, лимиты на размещение отходов и паспорта отходов, а также другая разрешительная документация. Между тем деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством порядке, если у них нет технической возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами! Поэтому специалисты, прежде чем дать добро на строительство АЗС, должны ознакомиться с окружающей экологической ситуацией. Не является ли территория предполагаемого строительства заправочной станции охраняемой природной зоной? Как выглядит роза ветров в этом районе? На каком расстоянии расположены жилые дома, школы и больницы? Какой вред может нанести АЗС окружающей среде? Оценив эти и многие другие параметры, эксперты выдают искомые документы. Или отказывают в выдаче, если строить заправку в этом месте слишком рискованно.
Как показывают результаты многочисленных проверок, владельцы полулегальных АЗС нередко забывают и о других «мелочах», необходимых для обеспечения безопасной деятельности заправки. Бывает, что о необходимости устройства твердого маслобензостойкого покрытия территории, канализационной системы для сбора и отвода загрязненной нефтепродуктами воды и об очистных сооружениях хозяева таких станций даже не и слышали.
Как отличить безопасную заправку?
Эксперты утверждают: контейнерные АЗС небезопасны сами по себе. Нетрудно догадаться, что все дело в контейнерах: на жаре они сильно нагреваются на солнце, что приводит к повышенному испарению из них нефтепродуктов. Они менее защищены от внешних неблагоприятных воздействий, включая банальный наезд автомобиля в результате ДТП – в отличии от стационарных заправочных станций, где резервуары закапываются в землю, а топливораздаточные колонки ограждаются металлическими отбойниками.
Еще один момент, заставляющий многих обходить стороной контейнерные заправки. Все дело в курении: если проследить за тем, чтобы на территории АЗС никто не дымил, не так уж и сложно, то от незадачливого прохожего, метко бросившего окурком в неогороженный контейнер, стоящий у тротуара, гарантированной защиты нет никакой. А к чему может привести случайная искра – на этот вопрос мы уже ответили в начале статьи.
Конечно, все это маловероятно. Но есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание. И даже невооруженным глазом можно отличить безопасную АЗС от опасной. Это и покрытие площадки, и хранение топлива в подземных емкостях, и наличие противопожарных резервуаров с гидрантами, и объемных огнетушителей, дающих надежду на спасение наших автомобилей в случае случайного возгорания.
Что же делать автомобилистам? Совет один: действуйте в своих интересах. Заправляйтесь там, где вы не сомневаетесь ни в качестве топлива, ни в уровне безопасности. А уж в этих вопросах, как известно, на «авось» полагаться никак нельзя.