Город Топливо: от скважины до бензобака

Топливо: от скважины до бензобака

Мало кто из нас, заправляя автомобиль на АЗС, задумывается о том, как производят бензин. Куда больше нас интересует, почему топливо в России сегодня никак нельзя назвать дешевым: заправка полного бака автомашины каждый раз обходится в круглую сумму. Попробуем разобраться: почему литр топлива сегодня стоит именно 26,50 рублей?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вкратце рассказать о... нефтяных скважинах и нефтепереработке. Именно с этого и начинается «биография» бензина.

«Увидеть» нефть сквозь толщу горной породы – задача непростая. За ее решение берутся геологи, которые под микроскопом изучают образцы пород, составляют подробнейшие карты напряженности магнитного поля Земли, и пытаются найти доказательства наличия нефти в том или ином районе. Если изыскания увенчались успехом, на месте будущей скважины появляются буровые установки. Им предстоит преодолеть путь от поверхности Земли до нефтеносного горизонта, а для этого порой необходимо пробурить несколько километров породы, в зависимости от того, насколько глубоко находится «черное золото». Когда нефть найдена, к скважине подключают насосы и трубопроводы, устанавливают нефтяные качалки, которые и поднимают ценное сырье наверх. Впрочем, на некоторых месторождениях нефть из скважины устремляется к поверхности Земли сама по себе, за счет подземной энергии.

И вот первые кубометры добыты. Такая нефть пока еще не годится для переработки: ее предстоит очистить от всего лишнего.

«Из сырой нефти нужно удалить растворенный в ней попутный газ, воду и механические примеси, довести ее до товарных кондиций, – рассказывает доктор геолого-минералогических наук Евгений Лозин. – Лишь после этого чистую, обезвоженную, обессоленную нефть собирают в резервуары хранилища, откуда она по нефтепроводу поставляется на нефтеперерабатывающие заводы».

На этом этапе начинается перегонка нефти. В принципе она немного напоминает процесс перегонки спирта, только масштабы другие, да и технологических тонкостей больше. Нефть постепенно нагревают и с повышением температуры из нее начинают выкипать составляющие части – фракции, чтобы затем конденсироваться в нужном месте.

«В процессе первичной перегонки из нефти выделяются так называемые легкие дистилляты – бензиновые фракции, и средние дистилляты – керосиновые и дизельные фракции, – продолжает Евгений Лозин. – Постепенно нефть выкипает практически полностью, после чего остаются тяжелые фракции – вакуумный газойль, мазут, гудрон».

Каждая часть затем подвергается самостоятельной переработке для получения нужного продукта. Бензиновые фракции, полученные при первичной перегонке, называют прямогонным бензином. Машина на нем, конечно, не поедет, но существуют технологии, позволяющие создать из него «правильное» горючее именно для вашего авто. Обработка прямогонного бензина продолжится на других установках – гидроочистки, каталитического риформинга. Кроме того, будут использованы бензиновые фракции, полученные на установках вторичной перегонки тяжелых фракций – гидрокрекинге, каталитическом крекинге и так далее.

На завершающей стадии происходит смешение бензиновых фракций, полученных на разных установках, со специальными добавками – метилтретбутиловым эфиром, алкилатом, изомеризатом и т.д. В зависимости от применяемых технологий получается 92 или 95 бензин, который тут же тестируют, присваивают марку, проверяют на соответствие тем или иным стандартам. И, наконец, партия бензина доставляется на автозаправочную станцию, которая и продает топливо автомобилистам по средней цене в 26,50 рублей.

Как определяется искомая цена бензина? С этим вопросом мы обратились к главному редактору нефтехимического портала «РУПЕК» Андрею Костину.

«Цена бензина складывается из нескольких частей, – рассказал эксперт корреспонденту нашего сайта. – В первую очередь, это цена сырья – самой нефти, которая составляет максимум 10 процентов от стоимости готового топлива. Еще одна часть – расходы на транспортировку, примерно один процент. Пять-шесть процентов – это стоимость переработки. К этому добавляются мелкие расходы – доставка топлива на АЗС и содержание автозаправок, это тоже примерно 10-12%. Львиную долю, более половины стоимости бензина в России, составляют налоги: НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, – прим. ред.), который зависит от цены нефти на мировом рынке, и акциз, который растет год от года».

На прибыль топливной компании, таким образом, остается лишь 15-20 процентов. Да и эти деньги идут в дело: обновление оборудования автозаправочных станций и НПЗ, разработка новых месторождений…

Впрочем, если говорить о доле сырья в стоимости бензина, необходимо учитывать, что нефть сама по себе бывает разной по качеству в зависимости от места добычи. Поэтому «черное золото» разделяется на множество сортов. Главными параметрами считаются плотность нефти и содержание серы – в качестве эталонов в мире приняты марки Brent и Light Sweet (WTI). Чем легче нефть и чем меньше в ней серы – тем выше цена барреля такой нефти на товарных биржах.

Говоря о нефти, добываемой в нашей республике, стоит признать, что башкирскую нефть нельзя отнести к числу легких сортов – она создает немало проблем, как добычникам, так и переработчикам. Башкирская нефть – в основном высокосернистая и достаточно плотная, хотя содержит много ценных компонентов. Ее невозможно отнести к какому-либо известному сорту, названия которых мы привыкли слышать по ТВ. На мировой рынок она поступает в виде российской экспортной смеси – сорта Urals. Переработка башкирского сырья обходится значительно дороже, что само собой влияет на стоимость так называемой «корзины нефтепродуктов» (продуктов, получаемых из углеводородного сырья). И получается, что сравнение башкирской нефти и получаемых из нее нефтепродуктов с заграничными аналогами дело, как минимум, неблагодарное. По одной, наверное, главной причине: производители топлива в разных странах испытывают разную налоговую нагрузку.

Судите сами: в Нидерландах, которые импортируют российскую нефть, литр автомобильного топлива в пересчете на наши деньги сегодня стоит около 74 рублей. При этом акцизные сборы и налоги на нефтяные компании в Нидерландах – самые высокие в мире. Почти один евро с каждого проданного литра бензина здесь уходит в государственную казну. Совсем по-другому складывается стоимость топлива в ряде стран, экспортирующих основную часть добытой нефти – доход от экспорта нефти здесь получает государство, которое устанавливает низкие налоги и диктует, какими будут цены на автозаправках. В результате в Венесуэле литр бензина стоит в пересчете на рубли всего 60 копеек, в Иране – 2,60 рубля, в Ливии – 4,30 рубля. В некоторых странах СНГ цена одного литра бензина также «очищена» от налогов и акцизов: в Туркменистане топливо стоит всего 90 копеек за литр.

Если говорить о цене бензина в России, нельзя не отметить, что во многих регионах стоимость 95 бензина уже почти вплотную приблизилась к отметке в 30 рублей за литр. Но не будем забывать, что в цену, какой бы она ни была, заложены те самые средства, которые формируют большую часть бюджета не только нашей республики, но и всей страны в целом. Вот такая непростая арифметика.

Фото: Фото с сайта Кursiv.kz
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем