Официальная инфляция в этом году даже не добралась до планки в 2%. В Башкирии индекс потребительских цен за пять месяцев составил 101,7%. О том, насколько чувствителен к инфляции бизнес, как он реагирует на повышение цен, и какова реальная инфляция на рынке, корреспонденту 102banka.ru рассказал бизнесмен, член совета Союза предпринимателей города Уфы Николай Самойленко.
«Бизнес ощущает влияние инфляции постоянно. Мы настолько привыкли к инфляции, фактически живем в ней, и я считаю, если бы ее не было, у бизнеса, наверное, были бы проблемы. Дело в том, что определенное обесценивание денег, которое у нас называется инфляцией – не совсем полное понимание о процессах, происходящих в денежной системе в современном мире. То, что мы сейчас называем инфляцией, на самом деле не повышение стоимости товаров или услуг, а фактическое обесценивание денег, не привязанное как мера стоимости к какому-либо эквиваленту. То есть деньги по сути являются только платежными средствами.
По факту обесценивание денег приводит к последствиям в виде повышения стоимости конкретных товаров и услуг. Это все видит наше население, то есть те люди, которые непосредственно пользуются этими денежными знаками. И видя, что происходит постоянное обесценивание денег и рост стоимости товаров и услуг, они более активно тратят свои сбережения, что, соответственно, стимулирует экономику и предпринимательство в целом.
Каждый вид бизнеса по разному реагирует на инфляцию. Если говорить о рознице, то тут ситуация достаточно простая, а зависимость прямо пропорциональная: при повышении оптовых цен автоматически повышаются розничные цены.
На производстве ситуация более глубокая: при повышении цен производители товаров должны ориентироваться на продукцию конкурентов. Если повышаются цены на энергоносители, либо на комплектующие или материалы, которые используются в производстве, бизнес не всегда имеет возможность адекватно изменить цены на свою продукцию. И, как правило, это происходит скачками, не всегда связанными с ростом цен на затраты на производство. В первую очередь, это связано с высокой конкуренцией, в том числе, с конкуренцией других стран по многим направлениям производства. Так или иначе, мы находимся в довольно жесткой конкурентной среде и к ней привязаны.
Если говорить о росте цен для потребителей, то официальная инфляция берется из цен на основные группы товаров, которые входят в так называемую социальную корзину по продуктовым направлениям и группам товаров для социально-необеспеченных слоев населения. Эти товары в некоторых случаях искусственно сдерживаются в ценах, в некоторых – сами производители по своей инициативе сдерживают рост цен на них, потому что они понимают, что у нас есть социально-незащищенные слои населения, которые остро нуждаются в дешевых товарах. Именно поэтому на эти группы товаров они реально держат самый минимальный процент наценки как на производство, так и на оптово-розничные продажи.
В среднем же за год цены повышаются на 20-25%. Это стандартный рост основных продуктов питания и товаров хозяйственно-бытового назначения».
Фото: Фото из личного архива Николая САМОЙЛЕНКО