СЕЙЧАС +14°С

Отверженные: защищаться разрешается

Каждый из нас помнит в детстве такого мальчика или девочку, с которыми никто не хочет играть. В детском саду дети не делятся с такими малышами игрушками, в школе их не принимают в игры на переменах, в подростковом возрасте не приглашают на вечеринки. Возм

Поделиться

Поделиться

Каждый из нас помнит в детстве такого мальчика или девочку, с которыми никто не хочет играть. В детском саду дети не делятся с такими малышами игрушками, в школе их не принимают в игры на переменах, в подростковом возрасте не приглашают на вечеринки. Возможно, кто-то и сам был таким ребенком – изгоем в детском коллективе. И уж он-то знает, что психологические проблемы, с этим связанные, зачастую остаются на всю жизнь.

Родители ребенка, с которым не хотят дружить сверстники, ошибочно полагают, что данная проблема – либо возрастная, либо локальная. Часто можно услышать, что мамы на жалобы детей, которых не принимают в игру, успокаивают своих чад: «Ничего, подрастешь, и все наладится» или «Это у вас класс такой, недружный». Однако проблема чаще всего кроется именно в ребенке. И задача родителей и педагогов – помочь ему справиться с ней.

Лицом не вышел...

Психологи выделяют несколько групп детей, наиболее подверженных остракизму, то есть процессу удаления из коллектива его участниками. Чаще всего изгоями становятся те, кто по каким-то причинам не похож на остальных: дети-инвалиды, дети, имеющие какие-то отклонения во внешности (непропорциональные части тела, шрамы, веснушки и т.д.). Очень часто отвергают малышей с плохими социальными навыками. Как правило, это дети из неблагополучных семей либо не посещавшие детский сад, а потому не умеющие строить отношения со сверстниками.

Остракизм тоже проявляется по-разному. Это может быть игнорирование, когда на изгоя просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, ничего против не имеют, но и не интересуются. Это может быть пассивное неприятие, возникающее лишь в некоторых ситуациях, например, когда надо выбрать кого-то в команду или сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!» Но есть и еще две формы, наиболее травмирующие психику ребенка – это активное неприятие (как правило, оно возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы: ему дают понять, что его мнение ничего не значит) и травля, когда изгою не дают проходу, обзывают, бьют, унижают.

Существует некий стереотип, что дети, вечно терпящие насмешки окружающих, учатся хорошо, выполняют все поручения учителя и получают за это заслуженную похвалу. Но на самом деле все наоборот: исследования Эрика Бахса показали, что дети в возрасте от 6 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, имеют более низкую успеваемость по сравнению с одноклассниками. По наблюдению психологов, остракизму одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость.

Как узнать, что ваш сын или дочка стали в коллективе изгоями? Психологи называют несколько факторов, указывающих на то, что ребенок отвергнут коллективом:

он неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;он возвращается из школы подавленным;часто плачет без очевидной причины;никогда не упоминает никого из одноклассников;очень мало говорит о своей школьной жизни;одинок: его никто не приглашает в гости, и он никого не хочет позвать к себе.

Слон в посудной лавке

Как помочь ребенку, если он чувствует себя отверженным в коллективе? «Две самые распространенные ошибки родителей и педагогов – это равнодушие и активное вмешательство, – говорит детский психолог Тамара Завиткова. – Не стоит самим искать и наказывать обидчиков ребенка – так вы не привьете ему навыки общения, а лишь закрепите осознание, что он сам неспособен решить свои проблемы. Однако и пассивно ждать, что ситуация разрешится сама, нельзя. Надо разобраться, почему ваш малыш стал изгоем, и помочь ребенку изменить свое поведение».

«С Артемом никто ни в классе, ни во дворе не дружит, кроме моего сына, – делится опытом мама третьеклассника Татьяна Изотова. – Причина в том, что Артем пускает в ход кулаки при любой мало-мальски конфликтной ситуации, поэтому сверстники с ним не общаются. Единственный его друг – мой сын, которые может дать Артему сдачи, потому что крупнее. Я пыталась поговорить с мамой драчуна, объяснить ей, что агрессивное поведение ее сына делает его отверженным. Но мама сказала: «Он правильно поступает. Я считаю, мальчик должен уметь за себя постоять». Постоять-то он умеет, но строить общение – нет».

Тренинги, направленные на социализацию и снижение уровня агрессии, должны помочь ребенку, поэтому надо обращаться к школьному психологу, пока ситуация не зашла слишком далеко.

«У моей дочери тоже были проблемы в школе, – признается мама пятиклассницы Наталья Вдовиных. – После перенесенной в детстве инфекции она ходит со слуховым аппаратом, поэтому дети ее сторонились. Помню, как она пришла домой в конце второй четверти в первом классе и пожаловалась, что девочка из ее класса пригласила к себе на праздник всех, кроме нее. Я поняла, что моя дочь рискует стать изгоем, поэтому взяла дело в свои руки».

Наталья встретилась с родителями одноклассников дочери с предложением организовать совместный поход на каток. Досуг мама девочки взяла на себя и придумала такую программу, чтобы задействовать абсолютно всех детей. Игры и конкурсы Наталья подобрала таким образом, чтобы дети не имели возможности выбирать и, соответственно, отвергать участников. «День прошел чудесно, – вспоминает она. – Дети сначала с настороженностью участвовали в конкурсах вместе с моей Ксюшей, но потом поняли, что она ничуть не отличается от них, что она знает все игры и ориентируется в современных мультиках – в общем, ведет такой же образ жизни, как и другие девочки. Не скажу, что у моей задумки был хэппи-энд, но все же две подруги у дочери появились, а значит, она перестала чувствовать себя отверженной».

«Наталья в данном случае поступила правильно, – комментирует ситуацию Тамара Завиткова, – потому что процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. При этом мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя».

Ты или я

«Дети редко травят кого-то из чувства мести или из желания восстановить справедливость, – замечает детский тренер Алексей Якубов. – Чаще всего в основе преследования лежит желание самоутвердиться, выделиться, завоевать или восстановить авторитет. Поэтому ребенку, который подвергается травле, нужно объяснить причины нападок, чтобы он понял: дело не в нем, не в его личностных или физических качествах, а в страхе того, кто травлю устраивает. Обычно такое переживают новички в коллективе, потому что к ним притянуто внимание, которого закономерно лишается лидер. Оказавшимся в такой ситуации детям я не советую лезть на рожон, но и принимать роль жертвы тоже не нужно. Лучше всего вызвать лидера на разговор тет-а-тет и попросить объяснить, что именно ему в ситуации не нравится. А потом высказать свое мнение, не унижая и не раззадоривая оппонента. Например, сказать ему: «Я удивлен, что такой умный парень, как ты, может вести так себя». Как правило, поняв, что новичок не представляет опасности, инициатор травли успокаивается, и тогда можно будет даже наладить с ним дружеские отношения».

В любом случае при первых подозрениях, что ваш ребенок становится отверженным, родителям надо обращаться к психологу и педагогам, чтобы вовремя взять ситуацию под контроль. Ведь, усугубляясь с каждым годом, проблема остракизма может в подростковом возрасте привести ребенка к суициду.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter