С 1999 года в последнюю субботу октября спортивное сообщество нашей страны отмечает Всероссийский день гимнастики. Сегодня на вопросы Ufa1.ru отвечает Виктор Некрасов, почти 60 лет своей жизни посвятивший развитию спортивной гимнастики в Башкирии.
Виктор Борисович Некрасов – создатель и до 2009 года бессменный директор СДЮШОР №16, председатель Федерации спортивной гимнастики, вице-член президиума Федерации спортивной гимнастики России, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры РБ, отличник физической культуры СССР, судья всесоюзной и международной категорий.
– Виктор Борисович, президент Башкирии Рустэм Хамитов рассказывал в своём блоге, что занимался спортивной гимнастикой, имеет первый разряд и до сих пор находится в хорошей физической форме, в частности, выполняет стойку на руках. Он тоже ваш воспитанник?
– Нет, я не буду приписывать себе чужие достижения. Рустэм Хамитов тренировался не лично у меня, но, тем не менее, всё равно получается, что под моим руководством, я тогда как раз работал на стадионе «Труд». Я его помню, наши девочки звали его Рустэмчиком.
– С момента назначения вы уже встречались с президентом, рассказывали ему о вашей головной боли – ситуации со спортивной гимнастикой в республике?
– Нет, личной встречи ещё не было, я передавал письмо, книгу, выпущенную в этом году. На предстоящий праздник, посвящённый Дню гимнастики, конечно же, пригласили и Рустэма Хамитова, и министра спорта и молодёжной политики Александра Никерина. Разумеется, приглашали всех желающих увидеть яркие показательные выступления спортсменов, представляющих различные направления гимнастики: спортивную, художественную и акробатику.
– За почти 60 лет наверняка были разные ситуации. Руководство республики поддерживало ваши начинания?
– Последний, с кем я хорошо общался из руководителей, – это Мидхат Закирович Шакиров, который в 1983 году помог мне отстоять этот зал (речь идёт о спортивном зале на четвертом этаже ДК «Нефтяник». – Прим. авт.). Гаскаровскому ансамблю негде было репетировать, поскольку филармония в то время была на ремонте, и в один не самый прекрасный из дней мне сказали буквально следующее: чтобы я до обеда тренировал, потом убирал бы ковёр, а после обеда придут репетировать танцоры. Родители моих воспитанниц, в то время работавшие на ведущих предприятиях республики, пошли с письмом к Шакирову, и его волевым решением этот зал был оставлен спортивной школе. С другими руководителями республики такого понимания уже не возникало.
Мы провели 29 кубков башкирской нефти, из которых только первый прошёл в ранге республиканского турнира (1982 год), остальные охватывали весь бывший Союз: от Архангельска до Нальчика, Бишкека, Алматы и Ташкента, от Риги, Калининграда до Хабаровска, Владивостока, Иркутска... После распада СССР турнир стал всероссийским.
К нам приезжали и чемпионы мира, и чемпионы кубков Америки, и от нас выходили на всесоюзный помост, на российский помост, становились победителями крупнейших соревнований.
Это говорит о том, что мы занимались большим и серьёзным делом, а не просто так проводили время.
– Виктор Борисович, сейчас родители приводят детей в спортшколу и недоумевают, почему в республике отсутствует мужская спортивная гимнастика... Расскажите, как и когда сложилась такая ситуация. Это как-то связано с глобальными деструктивными процессами, происходившими в стране на рубеже веков?
– Нет, мужская спортивная гимнастика погибла далеко не в последние годы, началось это в 1970-х, когда начался отток тренеров из Уфы, из республики. На «Гастелло» закрылся зал, часть тренеров со своими воспитанниками перешли на стадион «Динамо», кто-то уехал по приглашению в другие регионы страны, ушёл из жизни Леонид Шелухин, затем Чаплыгин...
Недолго тренерами побыли Юдин, Павлов, Давлетов, а затем мы остались без мужских тренеров.
Наши мужчины закончили выступления на Кубке башкирской нефти в середине 1980-х годов. А ещё раньше, с 1978 года, наши мужчины перестали выступать на всех региональных соревнованиях и спартакиадах.
Впрочем, я должен сказать: то, что у нас женщины тренируют мальчиков до второго, до первого юношеского разряда, – это вовсе не порочная практика! Это и в Москве практикуется, раньше практиковалось в Воронеже. На начальном этапе важно привить трудолюбие, нужны растяжки, регулярность тренировок, а у женщин с их дотошностью это получается даже лучше. Разумеется, серьёзные упражнения на снарядах наши тренеры показать уже не могут. Сложность упражнений повышается потом, так что наши тренеры прекрасно тренируют мальчиков до определённого уровня, а потом наших воспитанников с удовольствием разбирают другие спортивные школы, ибо начальную подготовку ребята получают просто отличную.
– Если сейчас не привлекать тренеров за пределами республики, то мужскую гимнастику в Башкирии можно возродить не ранее, чем через полтора-два десятилетия? Это не слишком пессимистичный прогноз?
– Без привлечения денег и административного ресурса – да, вполне реалистичный. Как минимум для мужчин нет места. Даже в нашем спортивном зале очень сложно установить снаряды для мужчин, соблюдая все нормативы и требования техники безопасности. Зал на обновлённом стадионе «Динамо» и раньше был просто неудобен, это такой вытянутый коридор, так сейчас стал ещё и недоступен из-за арендной платы, там же всё коммерциализировано!
Даже просто по времени мы ограничены: летом под предлогом ремонта нас просят покинуть дворец, а ведь именно летом мы можем максимально загружать детей, пока у них каникулы в школе...
– Да-да, я помню спортивный лагерь в середине 1980-х годов, когда у нас, младших школьников, было по 2-3 тренировки в день...
– К сожалению, в последние годы нам пришлось от этой практики отказаться полностью.
Последний Кубок башкирской нефти уже не получил даже статуса квалификационных соревнований.
– То есть корни проблемы с нехваткой собственного зала тянутся ещё с далёких советских времен?
– Именно так. Были закрыты многие специализированные гимнастические спортивные залы в угоду формированию единой базы на стадионе «Динамо». А уже на рубеже веков, когда стадион «Динамо» закрылся на реконструкцию, мы потеряли площадку, потеряли спортивный зал. Ведь спортзал в ДК «Нефтяник» всегда принадлежал «Башнефти». И это тоже не было большой проблемой, пока компания была местной, республиканской, нам всегда помогали: сначала это
была шефская помощь, затем спонсорская, вплоть до 29-го Кубка башкирской нефти, до позапрошлого года. А уже когда «Башнефть» была куплена АФК «Система», отношения стали чисто деловыми. Возникла проблема с огромными (для спортшколы) долгами за аренду зала, которая была решена лишь этим летом при содействии министра молодёжи и спорта Александра Никерина.
– Следует ли ожидать переименование Кубка башкирской нефти в связи с событиями последних лет?
– Конечно, нет, пока об этом речи не идёт.
– Вы на пенсии уже второй год. Как часто приходите в этот зал?
– Иногда на неделе два раза, иногда раз в неделю.
– Когда вы последний раз выезжали на соревнования либо посмотреть, как работают ваши коллеги в других городах?
– Уже давно, в 2002-м или 2001 году, наверное.
– Но вы же держите руку на пульсе, узнаёте все новости, касающиеся спортивной гимнастики?
– Да, разумеется.
– Скажите, этот зал, зал на четвёртом этаже ДК «Нефтяник», отвечает требованиям для проведения квалификационных соревнований, соревнований всероссийского масштаба?
– Скажем так, чемпионат России мы провести не можем, потому что очень мало места. Но снаряды по своему качеству отвечают всем требованиям, поэтому квалификационные соревнования мы проводить можем. Я всегда очень требовательно относился к соблюдению всех правил, требований и норм, сам к себе предъявлял высокие требования, ведь я сам все 29 кубков башкирской нефти был бессменным главным судьёй соревнований.
– Виктор Борисович, но не все же вершины ещё покорены?
– Главное, чего мне хочется, чему я посвятил много лет, большую часть своей жизни, – это чтобы у СДЮШОР №16 по спортивной гимнастике был свой зал, своя база, свой дом, Дворец гимнастики... Я много раз обращался, просил, чтобы было выделено начальное финансирование, ведь нужен проект, необходима проектно-сметная документация, под которую, в свою очередь, МСМП будет выделять финансирование.
Очень надеюсь, что из этой ситуации выход будет найден.
Фото: Фото Анны ШОХОВОЙ