Солдат Алексей Алиев возвращается на родину в цинковом гробу. 24-летний парень скончался от теплового удара. Несчастье случилось в Амурской области, на военных учениях под Завитинском. Солдатам пришлось идти в бронежилетах и касках в жару. Температура воздуха в тот момент достигла +45 градусов. Во время марша плохо стало троим ребятам: у них резко поднялась температура тела. Все трое потеряли сознание. Двоих военнослужащих врачи успели спасти. Алексей Алиев скончался в реанимации 27 июня, спустя два дня после случившегося. Смерть наступила в результате острой полиорганной недостаточности.
Расследованием происшествия сейчас занимается Следственный комитет по Дальневосточному военному округу. В комитете солдатских матерей области, которые взяли это дело на контроль, считают, что причиной ЧП стали учения, ведь солдат заставили бежать на жаре в полной экипировке.
Алексей Алиев родился в Бирске, закончил Уфимский государственный университет экономки и сервиса, а после уехал из Башкирии. Парня призвали в армию в мае этого года из города Когалым Ханты-Мансийского автономного округа, где он работал после окончания вуза. Алексея похоронят под Бирском, где живут его родители.
О том, что Алексей болен, семья так и не узнала. Родственникам сообщили лишь о смерти солдата. Военачальники стали говорить о ЧП как о несчастном случае.
«Смерть произошла в 10:30 27.06.2010. Родителям сообщили только в 14:00, не предупредили о том, что ему стало плохо еще 25.06.2010. В Когалымском военкомате не учли, что в детстве он получил два сотрясения головного мозга и не дотягивал по весу по нормам. Почему в такую жару под +50 они в бронежилетах, касках и с автоматами возвращались пешим маршем с полигона?!» – не понимает родственница Алексея Алена.
Учения есть учения, объясняет командование Дальневосточного военного округа. То, что произошло, нельзя было предвидеть. А учения отменять было запрещено. Между тем местные жители, наблюдавшие за действиями военнослужащих, считают, что офицеры могли позаботиться о подчиненных: выдать им больше воды, быть внимательнее.
В военном комиссариате, который призвал Алексея, соглашаются, что парень был щупленьким. Но при этом не хотят разделить ответственность за смерть солдата.
«Я не снимаю ответственности с командиров: парень только прибыл, прошел месяц – и он уже попал на учения. Такая суровая армейская жизнь. Здесь нет недоработки призывной комиссии. У нас работают компетентные ответственные люди, которые очень принципиально подходят к состоянию здоровья призывников. Нам проще принять сторону призывника и признать, что он негоден, чем потом переживать такие последствия», – говорит военный комиссар Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юрий Буров.
«После исследования тела был поставлен диагноз – общее перегревание или тепловой удар. 25 июня он потерял сознание во время занятий по боевой подготовке на полигоне рядом с селом Трехречье Бурейского района. Реанимационные мероприятия, проведенные военными медиками в полевых условиях, никаких результатов не принесли. Его доставили в больницу в Новобурейский. Известно, что на полигоне во время учений была аномально высокая температура – около +45 градусов», – сообщил следователь по особо важным делам СУ СКП РФ по Дальневосточному автономному округу Владимир Лымарь.
Сегодня Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Дальневосточному автономному округу возбудило уголовное дело по факту смерти военнослужащего. Следователи должна разобраться, кто виноват в произошедшем.
Министерство обороны уже заявило о том, что оплатит похороны Алексея Алиева. Отцу и матери положена страховая выплата и единовременное пособие на общую сумму более полумиллиона рублей.
В Министерстве обороны командирам воинских частей дали распоряжение беречь солдат от солнца во время учений. За военными наблюдают врачи, солдатам раздают дополнительные фляги с водой.
Военные учения «Восток-2010» на Дальнем Востоке, грандиозные по размаху, должны были стать беспрецедентным событием для Российской армии. В них задействованы 20 тысяч военнослужащих, десятки самолетов и корабли четырех российских флотов. Командиры должны были продемонстрировать руководству страны, что за три года военной реформы армия преобразилась и находится на самом современном уровне, а офицеры овладели всеми методами управления войсками.
Наша армия действительно сегодня другая. Единственное, что ей не удается, – это сделать так, чтобы ребята не погибали в мирное время.