Сегодня уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан Рим Каюмов посетил исправительную колонию №3. Цель визита – ознакомиться с условиями, в которых содержатся осужденные, и лично пообщаться с ними. Рим Каюмов интересовался, есть ли у них какие-то жалобы на администрацию учреждения и что особо беспокоит. Но за время визита ни одной жалобы от осужденных не поступило.
Статистика свидетельствует, что из общего количества обращений граждан, поступивших в 2009 году в адрес уполномоченного, порядка 46-47% составляют жалобы и ходатайства, направленные из учреждений системы ГУФСИН. В подавляющем большинстве обращений заявители выражают несогласие с процессуальными решениями судебных инстанций, ставят вопросы о вмешательстве уполномоченного в производство предварительного расследования по уголовным делам, об оказании содействия в обжаловании приговоров, вынесенных судебными органами.
«Для меня подобное посещение не первое. С проверками я побывал практически во всех учреждениях системы республиканского ГУФСИН. Как правило, из колоний недовольства от осужденных на условия содержания или еще что-нибудь подобное не поступают. Есть единичные случаи, но они при проверке, как правило, не находят своего подтверждения. Основной процент – это жалобы на вынесенные приговоры, несогласие со сроком заключения», – сказал уполномоченный по правам человека в РБ Рим Каюмов.
Исправительная колония №3 в микрорайоне Шакша строгого режима. На сегодняшний день в ней содержится более полутора тысяч человек. Здесь отбывают наказание рецидивисты, а также осужденные за тяжкие преступления – убийство, изнасилование, мошенничество в крупном размере, распространение наркотиков.
Небольшая экскурсия по колонии продлилась больше часа. Рим Каюмов побывал в штрафном изоляторе, клубе, библиотеке, столовой, медсанчасти, мечети и церкви. По мнению омбудсмена, сегодня исправительные учреждения республики находятся в хорошем состоянии. За последние несколько лет они сильно изменились. Люди, в том числе и осужденные, вкладывают в их развитие много труда.
Осужденный Артур Габбасов через полгода покинет стены колонии. Как признается Артур, освобождаться ему нестрашно. Здесь он получил образование электрика, смог проявить свой талант, играя в театре. Сегодня он является руководителем драматического кружка. Сам пишет сценарии к спектаклям, руководит постановочным процессом. Он многое осознал и готов на свободе начать новую жизнь.
А совсем скоро, 1 апреля, в клубе ИК-3 пройдет премьера его нового спектакля – «Пять дней из жизни Елены Прекрасной». Это комедия о молодой девушке, решившей выйти замуж, но вместо этого попавшей в любовный треугольник.
Андрею Кадынцеву находиться в местах лишения свободы еще 12 лет, позади уже девять с половиной. Сейчас он трудится журналистом в местной телестудии «Возрождение», пишет стихи, рассказы. Окружающие считают, что у него это неплохо получается.
«Какие у нас могут быть пожелания? Только одно – поскорее попасть домой», – чуть ли не в один голос говорят осужденные.
Несмотря на заботу об осужденных, неплохие бытовые условия и культурную программу, отдельные случаи недовольства все-таки случаются.
Многие помнят, что с 2004 года в Башкирии отбывал наказание, пожалуй, самый скандально известный осужденный. Громов вместе с другими нацболами участвовал в нападении на латвийское посольство, а также в захвате кабинетов в российском Минздраве. Именно это и стало причиной возбуждения уголовного дела. Его осудили на три года.
Свою известность он обрел после появления в Интернете информации о жестоком обращении с ним. Якобы осужденного регулярно помещали в штрафной изолятор, помещение камерного типа. Затем появилось и аналогичное послание от имени самого Громова. В нем содержался призыв к прессе и правозащитникам обратиться в прокуратуру и ГУФСИН с просьбой прокомментировать «факты произвола». Руководство ГУФСИН тогда дало возможность встретиться с самим Громовым, но тот от разговора с прессой отказался. Он мотивировал это тем, что если его мысли будут искажены, у него не будет возможности донести до публики свое несогласие, для него важны малейшие нюансы и оттенки смысла.
Зато, оказавшись на свободе в 2007 году, вновь вспомнил о «пытках».
«Всякое бывало: и просто избиения, и пытки, – вспоминает бывший осужденный Максим. – Активно использовалась «музыкальная шкатулка»: в небольшую камеру проводился лагерный громкоговоритель, и на полную громкость включалась запись, поставленная на повтор. Вариантов «программы» было три: суры из Корана, песенки из советских мультфильмов или внутренний распорядок зоны (параграфы об обязанностях заключенных). За 8-10 часов пребывания в такой камере мозги превращались в кашу...»
Но ни один из этих фактов не подтвердился.
В целом омбудсмен остался доволен визитом, но не скрывает, что все не может быть гладко.
«Нареканий нет только к тем, кто не работает. Конечно, руководство республиканского ГУФСИН сегодня многое делает для осужденных, предоставляет им все условия, чтобы они не сломались и смогли в дальнейшем реализовать себя в жизни», – резюмирует Рим Каюмов.
Нельзя не согласиться с омбудсменом. Но не стоит забывать, что эти люди, прежде всего, отбывают в колонии наказание за совершение жестоких преступлений. И остается надеяться, что пребывание в стенах спецучреждения станет для них уроком.
Фото: Видео Дмитрия Янченко