Уфа готовится с большим размахом отметить Всемирный день потребителя. В феврале и марте мэрия проведет ряд мероприятий, посвященных этой дате. Некоторые из них будут проводиться впервые. Столичные власти хотят повысить качество знаний уфимцев как потребителей товаров и услуг, а заодно и обеспечить соблюдение российского закона «О защите прав потребителей».
Тем временем Региональная общественная организация «Республиканское объединение защиты прав потребителей» попала под серьезные подозрения. Прокурорские работники считают, что выявили ряд существенных нарушений в деятельности организации.
«Региональной общественной организацией “Республиканское объединение защиты прав потребителей” нарушаются требования Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях». Установлено, что вопреки нормам статьи 29 данного закона и положений Устава членами общественной организации не уплачиваются членские взносы. Выявлены факты невнесения в кассу организации денежных средств, полученных от граждан за оказание юридических услуг. Средства, получаемые от граждан, общественным объединением оформляются как разовые и добровольные взносы. Между тем в соответствии с уставом организации уплату добровольных и разовых взносов производят только члены объединения. Кроме того, РОО «РОЗПП» в 2009 году израсходовано свыше 730 тыс. рублей на цели, не предусмотренные уставом, такие как приобретение бассейна», – сообщила старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
Впрочем, в самой организации с выводами проверяющих не согласны.
«Все эти обвинения – ерунда. Да, было два факта, когда деньги не поступили в кассу. Но дело в том, что этим людям были выписаны квитанции, а внести деньги они не успели. Устав не запрещает нам принимать от граждан добровольные пожертвования и разовые взносы. Как, впрочем, и заниматься коммерческой деятельностью. В уставе это прописано: мы имеем право учреждать предприятия и оснащать их. Наше общество в результате судебных разбирательств выиграло процессы в пользу потребителей и взыскало штрафы с предприятий, нарушивших законодательство. В конце года, опасаясь инфляции, мы посоветовались и решили эти деньги потратить. Инвестировали деньги в вещь, которая сегодня уже подорожала на 150 тысяч. Позднее мы, возможно, оснастим и запустим свое предприятие или продадим это оборудование. Я не понимаю, почему нас обвиняют в правонарушениях. Ведь это не бюджетные деньги. По закону мы имеем право тратить деньги общества», – говорит председатель общества Владимир Крюков.
Владимир Александрович недоумевает, почему прокуратура не занимается другими вопросами, например проблемой обманутых дольщиков.
«Люди до сих пор не могут получить квартиры, и это никого не интересует. У нас же за последний год каких только проверок не побывало. При этом никаких нарушений не нашли. Очень странно и то, что я до сих пор не получил из прокуратуры официального документа по результатам проверки», – говорит он.
Проблем, с которыми сталкивается потребитель, сегодня очень много. По словам Владимира Крюкова, судиться порой приходится даже с МУПами. При этом в борьбе с государственной системой поддержку в правоохранительных органах получить сложно. И судя по количеству выигранных обществом дел, оно стало вполне эффективным механизмом для защиты прав потребителя. И то, что, имея в штате высококлассных юристов, эта организация нарушает федеральное законодательство, выглядит по меньшей мере нелогичным.
Специалисты по защите прав потребителей сегодня все чаще говорят о том, что люди просто ленятся отстаивать свои интересы. С этим согласны и сами граждане.
«Вопрос защиты прав потребителей больной в нашем обществе: мало кто отстаивает свое право на качественный продукт. Поэтому и продавцы не особо интересуются его качеством. Абсолютно ясно: если вдруг в нашей стране пойдет волна исков, то отношение продавца к потребителю изменится», – считает уфимец Александр Бакланов.
Сегодня потребительским правом занимается много ведомств. Прежде всего, это управление Роспотребнадзора. Помогает ведомство многим. Однако недовольные все равно остаются.
«Я воспользовалась помощью Роспотребнадзора, в итоге мебельный салон, который не выполнил заказ в срок, был проверен и серьезно оштрафован, о чем меня и известили служащие этой госструктуры, – делится опытом уфимка Светлана Галимова. – И, хотя наказание виновных произойдет нескоро, но все же такое обращение небезрезультатно».
При администрации города Уфы работает отдел по защите прав потребителей управления социальной поддержки населения.
«Основная часть обращений приходится на сферу торговли. Потребители в основном жалуются на качество сложной бытовой техники: повышенный уровень шума и нарушение температурного режима холодильников, неисправность стиральных машин, качество изображения телевизоров, а также их ненадлежащее сервисное обслуживание: длительность ремонта, отсутствие запасных частей, – рассказывает ведущий специалист отдела по защите прав потребителей по Советскому району Рамиля Ахмадишина. – Кроме того, продавцы навязывают за отдельную плату сертификат дополнительного сервисного обслуживания, включая в срок дополнительного обслуживания и гарантийный срок, предоставленный производителем. Потребители также жалуются на неправомерные действия сотрудников службы охраны в магазинах самообслуживания, которые требуют показывать содержимое сумок или же не пропускают с детскими колясками.
Периодически имеют место случаи предоставления неполной информации о товарах, например, в аптечной сети продавцы-консультанты ограничиваются только пробным измерением давления потребителя, не проконсультировав потребителя о предельных возможностях аппарата в части максимального показания, так как люди с повышенным давлением пользоваться некоторыми моделями тонометров не могут.
Немало обращений по поводу некачественного выполнения работ в сфере услуг, в частности по установке окон в квартирах. Поступают также жалобы на то, что специалисты игнорируют требования заказчиков по устранению недостатков».
Правда, помочь гражданам государственные ведомства могут не всегда.
В Уфе обманутые покупатели автомобилей объединились для защиты своих прав и зарегистрировали общественную организацию «Общество защиты прав и законных интересов потребителей торговой марки Volkswagen». Началось все с того, что от недобросовестных поставщиков и дилера в республике пострадало более сотни людей. Покупатели, заплатившие деньги, не могли получить ПТС или автомобили. Люди обращались во всевозможные инстанции, однако дело не двигалось с мертвой точки.
«Тогда мы создали общественную организацию. Выяснилось, что проблемы с получением автомобилей есть не только у покупателей «Фольксвагена». Теперь мы защищаем интересы владельцев марок «Шкода», «Ауди», «Форд». И вообще-то организация давно переросла масштабы той проблемы, которая послужила толчком к ее созданию. Дело в том, что единичные случаи никому не нужны. А когда мы стали общественным объединением, нас наконец-то начали замечать», – говорит специалист по правовым вопросам юридического центра «Правоград» Ирина Нурлиева. На базе этого центра и была создана общественная организация.
Они заставили иностранцев уважать российского потребителя. Сегодня организация решила проблемы с получением автомобилей и ПТС практически всех 114 пострадавших уфимцев. Вскоре, увидев результаты этой работы, к уфимцам присоединились обманутые автовладельцы из Татарстана, Новосибирска, Белгорода.
Вообще-то организаций, защищающих права потребителя, в нашей республике очень мало, считает Ирина Нурлиева. Юридическую помощь человеку могут оказать правовые фирмы и адвокатские конторы, но она ведь должна быть бесплатной. Несправедливо, что человек, не имеющий юридического образования, должен платить за то, чтобы его права были восстановлены.
Со времен Советского Союза отношения между продавцом и покупателем не слишком изменились. Но если раньше продавец за прилавком был царем и богом, то в наше время он может заискивать, пытаясь реализовать свой товар. И все же в душе он, как правило, теплых чувств к покупателю не испытывает. Важно продать здесь и сейчас, остальное – ерунда. По сути, в отношениях продавца и покупателя нет самого главного – уважения. Причем часто это нормальное человеческое качество отсутствует у обеих сторон.
Проверки для Республиканского объединения защиты прав потребителей только начинаются: прокуратура республики передала материалы в министерство внутренних дел по РБ. Кстати, сам Владимир Крюков допускает, что неприятности у него начались из-за недовольной клиентки. Проблему, с которой обратилась женщина, решили. Но у нее все равно остались претензии. Выкрала дело у юриста – и отправилась жаловаться в инстанции. Бывает и такое.
До тех пор пока продавец и покупатель не прониклись взаимным уважением, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. И общественные объединения, которые добиваются справедливости, наверное, иногда даже нужнее, чем госструктуры. Ведь это они достигают успехов там, где госведомства ничем помочь не могут.