Город Чужая боль

Чужая боль

Цветы, минуты молчания, материнские слезы, аплодисменты и слова благодарности... Со дня вывода советских войск из Афганистана прошел 21 год. В этот день мы вспоминаем о войне, которая шла на чужой земле...

Цветы, минуты молчания, материнские слезы, аплодисменты и слова благодарности...

Со дня вывода советских войск из Афганистана прошел 21 год. В этот день мы вспоминаем о войне, которая шла на чужой земле.

«Мой Андрей погиб в 1984-м под Кабулом. Я, встречаясь с «афганцами», в каждом из них вижу своего сына. К нам в дом приходят и одноклассники Андрея, и однокурсники. Но я не могу своего сына сравнивать с ними: они из другого теста, они не были там, где был он, не пережили того, что выпало на его долю. Думая о том, каким бы мой Андрюша был сейчас, смотрю на ребят, прошедших войну, в них ищу его черты. Так дороги они материнскому сердцу: повзрослевшие, ставшие отцами. Родные», – вспоминает председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества Ирина Машковская.

В боевых действиях в Афганистане участвовали свыше 10 тысяч уроженцев Башкортостана, 307 из них погибли, 497 получили ранения, 138 стали инвалидами.

Сегодня в школах и государственных учреждениях пройдут самые разные мероприятия: концерты, выставки, встречи, вахты памяти... Как и полагается в таких случаях, будут цветы и красивые слова о тех, кто не вернулся.

Отношение к событиям в Афганистане в стране с самого начала не было однозначным. Кто-то говорил, что война чужая, бессмысленная. Кто-то считал, что наши солдаты, как могли, защищали мир от экстремистов. Вернувшихся воинов-интернационалистов общество встретило с равнодушием. Большинство из них столкнулись с трудностями при устройстве на работу.

Они выстояли и на войне, и в мирной жизни. Они поняли: надо выживать, помогая друг другу. Появились общественные организации, которые взяли на себя заботы по социальной и правовой защите «афганцев», по восстановлению здоровья, трудоустройству.

Между тем проблемы у воинов-афганцев остаются до сих пор.

До сих пор не решена судьба знаменитого «афганского дома», построенного на бюджетные деньги и средства дольщиков. После того как строительство закончилось, выяснилось, что несколько «афганских» квартир продано другим людям. В 2006 году семьи объявили голодовку. Сегодня скандал поутих, но конфликт до сих пор не разрешен. Несколько семей воинов-интернационалистов продолжают жить в спорных квартирах.

В тот же год в родной поселок Приютово вернулся афганский пленник Юрий Степанов. Дорога домой заняла у него десятилетия. За это время у него появилось афганское имя, жена и ребенок. Юрию помогала местная администрация и лично Руслан Аушев. Обеспечили и работой, и жильем. Но таких примеров – единицы. Кстати, это уже была вторая попытка возвращения для Юрия. Первая оказалось неудачной. Приехал он на родину совсем другим человеком. И сегодня фактически остается чужим среди своих. К плененному солдату многие относятся очень неоднозначно: то ли не могут простить афганского прошлого, то ли просто завидуют.

В Министерстве труда и соцразвития сегодня отказались от комментариев. Мы не знаем, сколько воинов-интернационалистов нуждается в помощи государства и какая часть из них эту помощь вскоре получит.

Сегодня в Орджоникидзевском районе Уфы живут около 500 воинов-интернационалистов. «Если ветеранам чеченской кампании часто тяжело устроиться на работу, то у афганцев с трудоустройством, как правило, все в порядке. Но вот жилищный вопрос остается по-прежнему острым, – говорит председатель Орджоникидзевского районного отделения ВООВ «Боевое братство» Роман Абтреев. – В отделение обращаются ветераны, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий с 1991 года. Людям уже по 45 лет, а квартиры они так и не получили. Частный дом в Старо-Александровке у Александра Аверьянова, например, попадает под программу сноса ветхого жилья. 19 лет очередь не двигается».

По словам Романа Владимировича, с жалобами на жилищные условия обращаются и матери погибших афганцев.

«Есть проблема с лечением матерей. Раньше, например, их отправляли поправлять здоровье в санатории, профилактории. Сегодня ничего этого нет, – говорит он. – Вообще, сделать что-то для матерей очень сложно, потому что по закону им полагается лишь пенсия по потере кормильца».

Председатель Союза ветеранов Афганистана и участников боевых действий Мелеуза Илья Рыбаков попал на войну в 1986 году. Его 56-я десантно-штурмовая бригада дислоцировалась под городом Гардез провинции Пактия. «После института я попал в Туркмению, потом год был в Афганистане. Мне повезло, вернулся домой живым и здоровым. Хотя очень много было ребят, получивших ранения. Сейчас у многих боевые раны дают о себе знать. Как правило, это контузии», – рассказывает он.

В Мелеузе ветеранам афганской войны стараются помогать и администрация, и предприятия.

«У нас здесь очень хороший город, люди добрые. Поэтому каких-то серьезных проблем нет. Стараемся помогать. В районе 217 афганцев, 850 чеченцев. Проблемы с работой в основном возникают у ветеранов последнего поколения: дело в том, что частный бизнес не всегда адекватно относится к участникам военных действий. Но в любом случае, мы эти вопросы решаем. Есть служба такси, сеть мастерских по ремонту обуви, которые занимаются этой проблемой. Я второй срок являюсь депутатом горсовета, так что ребята в любой момент могут обратиться за помощью», – говорит Илья Петрович.

Есть еще одна проблема. «Бывает, что участники военных действий оказываются в местах лишения свободы. Так вот, мы организовали встречи с ними. К ним регулярно приезжает имам Марат Ишбаев. Ему, кстати, недавно вручена благодарность президента Российской Федерации», – добавляет он.

В эти дни воинов-интернационалистов поздравят во всех исправительных учреждениях республики. В колониях пройдут концерты художественной самодеятельности, праздничные выпуски программ на кабельном телевидении.

По словам начальника пресс-службы ГУФСИН России по РБ Ильшата Бикбулатова, в колониях сегодня есть солдаты чуть ли не всех военных конфликтов, в которые ввязывалась страна. Афганцы, чеченцы, даже участники военных действий в Анголе и Югославии.

Сегодня эти взрослые мужчины говорят о войне в Афганистане как о каком-то обыкновенном деле. Но мы, те, кто там не был, должны понимать, что это был подвиг. И, наверное, эти ветераны достойны нормальных условий. Они выстояли в той ужасной войне. Но стоять в огромных очередях к государственным кабинетам им непривычно.

Фото: Фото из личного архива ветерана Анатолия Смирнова (сайт www.bratstvo.ucoz.com)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления