В одной из офтальмологических поликлиник Уфы прокурорская проверка выявила серьезные нарушения. Выяснилось, что врачи-офтальмологи проводили операции, на которые у них не было лицензии. За полгода, с марта по сентябрь этого года, здесь прооперировали 71 пациента. Сейчас прокуратура Уфы устанавливает точную сумму прибыли, полученную поликлиникой. В ближайшее время будет принято решение о возбуждении уголовного дела.
Хирургическое вмешательство, о котором идет речь, заключалось в пластике верхних век (блефаропластика). Чаще всего эту операцию делают пластические хирурги, когда пациент хочет подтянуть веки, убрать складки, вернуть молодость. Медицинских показаний к хирургическому вмешательству в этом случае нет, есть лишь желание пациента быть красивым.
Но существует и болезнь, при которой блефаропластика необходима. Встречается заболевание, при котором кожа верхних век обвисает и собирается в складки. В результате пациент почти ничего не видит. Заболевание это называется блефарохалазис, излишек кожи приходится удалять оперативно. Случается такое довольно редко, чаще у пожилых людей. В этом случае блефаропластику назначают по медицинским показаниям. И лечением таких пациентов занимаются офтальмологи.
«В ОБЭП Кировского района поступила информация из Росздравнадзора о том, что в офтальмологи поликлиники проводят операции по блефаропластике без лицензии. Проверкой деятельности поликлиники занялась врачебная комиссия, которая пришла к выводу, что операции выполнены не по медицинским показаниям, а по личному желанию пациентов, с целью изменить внешность. То есть, по сути, эти операции являются эстетическими», – рассказал помощник прокурора Кировского района Уфы Эльдар Гареев.
Комиссия выяснила, что истории болезней пациентов были оформлены не надлежащим образом: не собран подробный анамнез, нет подробного описания офтальмологического статуса. В муниципальной поликлинике оперировались в основном женщины, причем не только уфимки. Приезжали пациентки из Стерлитамака, Салавата, Учалов, из Челябинской области и Москвы.
То есть по факту врачи занимались пластической хирургией, выдавая ее за офтальмологическую.
«Восстановительные операции – это одно, а косметологические – совсем другое. В первом случае хирургическое вмешательство необходимо, а во втором – человек здоров, но он хочет улучшить свою внешность. При этом чтобы заниматься пластической хирургией, нужно оформить лицензию на этот вид медицинских услуг», – объясняет заведующий челюстно-лицевым отделением больницы №21 Азат Сулейманов.
Для того чтобы заниматься пластической хирургией, врач должен пройти стажировку в ведущих медицинских центрах страны, подтвердить квалификацию, необходимо закупить технику, оборудовать операционную.
По словам Эльдара Гареева, осенью Росздравнадзор был в этой поликлинике с проверкой. Администрации тогда выдали предписание с требованием устранить нарушения. Врачи поликлиники по каким-то причинам лицензию так и не получили. Возможно, не нашлось помещения. Или денег. Или не получилось отправить на стажировку хирурга. Поэтому оперировали, получается, без разрешения. И до поры до времени всех это устраивало.
Парадокс в том, что разница между блефаропластикой по медицинским показаниям и блефаропластикой эстетической, действительно, невелика. В сущности, это одно и то же. Но в первом случае операцию хирурги могли делать, а во втором... не имели права делать.
«Разница здесь в деталях, нюансах. Хирурги этой поликлиники технически умеют делать эти операции. Но юридически не могут их делать», – объясняет хирург косметологической клиники.
По словам Эльдара Гареева, главный врач поликлиники настаивает на том, что операции были вызваны болезнью, а не ради косметического эффекта. В ближайшее время разбираться в тонкостях блефаропластики придется прокуратуре. В данный момент решается вопрос, будет ли возбуждено против администрации поликлиники дело по статье 171 Уголовного кодекса («Незаконное предпринимательство»). Сейчас устанавливается сумма, полученная в результате незаконной деятельности. Безусловно, если сотрудники надзорного ведомства вникнут во все детали, им предстоит трудный выбор.
Самое интересное в этой истории то, что врачей-хирургов никак не получается обвинить во взяточничестве. Ведь деньги за операции от пациентов принимались официально. То есть шли на финансирование поликлиники, с них платили налоги... И все же с точки зрения закона операции эти были противоправными.
Остается интересным и другое: получается, что пациентам с блефарохалазисом хирурги могли оказывать оперативную помощь. А для «косметологических» пациентов нужны были другие условия и специалисты. Операция же одна и та же.
Вообще, до июля этого года в нашей стране не было пластической хирургии. То есть фактически она в стране существовала, но официально такой профессии в государственном реестре профессий не было. То есть, пока профессия пластического хирурга оставалась неофициальной, блефаропластика в муниципальной клинике была очень даже законной.
Стоимость блефаропластики в Уфе – около 11 тысяч рублей. В офтальмологической поликлинике эта процедура обходилась в два раза дешевле. Неудивительно, что пациенты приезжали оперироваться именно сюда. И с точки зрения пациента ничего плохого нет в том, что врачи проводили эти операции. Ведь занимались этим действительно специалисты, а не шарлатаны. А деньги за услуги не прятали по карманам.
Не секрет, что узкие специалисты, поставленные в тяжелые условия, часто просто вынуждены браться за нестандартные услуги. Так, травматологи берут «шабашки» от ветеринаров, оперируют собак. Кто-то из врачей просто вымогает «благодарности» от пациентов. Кто-то работает спустя рукава, на столько, «сколько платят». Здесь ситуация другая. Нет черного и белого, сплошные полутона.
Тем временем некоторые коллеги хирургов-офтальмологов уже высказались в защиту врачей. «Здесь очень сложно назвать виновного. Логичнее всего предположить, что ответственность лежит все же на администрации поликлиники», – говорят они. Ведь именно руководство должно было либо обеспечить получение лицензии, либо не заниматься такими операциями вообще.