Завершился автопробег «Золотое кольцо Башкортостана». 14 человек из Уфы, Нефтекамска, Баймака на четырех автомобилях преодолели маршрут протяженностью 1300 километров. Кстати, в автоэпопее принимал участие и гражданин Монголии Цендхуу Болдбатаар.
Участники автопробега ознакомились с маршрутами проекта «Золотое кольцо Башкортостана», с культурой и традициями районов, через которые проходил их путь, а также посетили природные объекты и памятники. Кроме того, в ходе автопробега обсуждались перспективы индустрии туризма и гостеприимства в Республике Башкортостан.
В рамках автопробега участники посетили местность, на территории которой будет стоять будущий город-курорт Усман-Гали, место для создания искусственного горного озера на реке Зуячка, санатории «Талкас» и «Ассы», ландшафтный музей-заповедник «Ирендык», Юмагузинское водохранилище, Табынские источники, медовую столицу Башкортостана – деревню Гадельгареево и другие.
Разработчиком маршрута был директор Института туризма и коммуникаций УГАЭС («Интурком») Искандер Усманов, который является одним из авторов туристического мегапроекта «Золотое кольцо Башкортостана», начатого еще в 2002 году.
«Для обозначения центров в течение нескольких лет выбирались наиболее яркие, интересные с культурной и исторической точки зрения объекты, с удобными дорогами. Все-таки сердцем Башкирии являются горы. Мы взяли наиболее исторически освещенные места. Например, в историческом эпосе «Урал-батыр» упоминается Шульган-таш, Уралтау и другие памятники природы. Поэтому мы несколько расширили название проекта "Золотое кольцо Башкортостана. Дорогами Урал-батыра"», – объясняет директор Института туризма и коммуникаций УГАЭС («Интурком») Искандер Усманов.
Напомним, что авторы проекта выделили семь основных туристических центров, которые будут составлять звенья «Золотого кольца Башкортостана»: Уфа, комплексы «Янган-Тау – Иремель», «Ассы – Инзер», «Абзаково – Яктыкуль», «Ирендык – Талкас», «Агидель – Шульган-Таш», «Нугуш».
Эти туристические комплексы выделены условно, по принципу территориальной близости, и занимают примерно 10-20 тысяч квадратных километров. Расстояние между объектами внутри каждого комплекса не превышает 100-150 километров. Это позволит туристам совершать однодневные экскурсии в разные части комплекса без перемены места размещения. Предполагается, что каждый комплекс будет обладать определенной самодостаточностью: обеспечен современными гостиницами, гостевыми домами, турбазами, санаторно-курортными учреждениями и местами размещения в частном секторе. В то же время они рассматриваются как части единого кольца, поэтому должны обладать определенной специализацией.
Впрочем, профессор Усманов отмечает возможность расширения кольца.
«По сути центры – это территории, на которых существуют тысячи разных объектов. Приблизительно 80% из них описаны. Но мы живем в интересном мире, и не исключено, что скоро еще что-нибудь откроют. Обнаружили же городище Уфа-2», – рассказывает Искандер Юсуфович.
Ученый убежден, что сама идея такого автопробега абсолютно верна и нужна.
«Ведь Южный Урал таков, что основным видом туризма остается именно автомобильный. Железные дороги вряд ли будут еще строить, использование самолетов и вертолетов – слишком дорого», – поясняет он.
Притом что самым массовым является именно автотуризм, автомобилисты сталкиваются с рядом трудностей – отсутствие кемпингов, смотровых площадок, слабо развит сервис. Негде поесть качественную пищу, мало гостиниц, почти не разработаны дополнительные услуги, например, не предоставляется водные прогулки по Нугушскому водохранилищу, отмечает профессор Усманов.
Потенциал проекта велик, но материальная база крайне неразвита.
«Во время автопробега были определены те участки маршрутов «Золотого кольца Башкортостана», которые в настоящее время готовы к приему туристов. Выявлены и слабые звенья маршрута, где необходимо усилить работу, причем на основе комплексного подхода», – говорит руководитель автопробега, председатель правления клуба «Айсуак-Луна и Солнце» Гульсина Кондратьева.
Искандер Юсуфович также убежден: чтобы проект заработал в полную мощность необходима поддержка как частных инвесторов, так и государственных структур: «Мы рады, что Министерство молодежной политики, спорта и туризма РБ заинтересовалась проектом. Считаем, что это будет резкий поворот в судьбе проекта. Ежегодно жители республики тратят на отдых 10-12 миллиардов рублей, причем в основном за границей. И наша задача – не заставить их насильно тратить деньги на местный отдых, а создать условия, чтобы люди хотели отдыхать именно в нашей республике. Привлечем сначала внимание местных жителей, а потом инвестиции из соседних регионов и из-за рубежа».
Впрочем, уже сейчас есть люди, которые предпочитают отдыхать на родине.
«Наиболее активно туристами посещается кольцо, которое охватывает территорию по реке Белая с заповедной пещерой «Шульганташ», – рассказывает менеджер по туризму туристической компании «Золотое кольцо Башкортостана», обладающей эксклюзивным правом на реализацию мегапроекта, Роза Файзуллина. – Был построен гостиничный комплекс близ Каповой пещеры, туристам предлагают как пешие, так и конные прогулки. Также возможен активный отдых с элементами экстрима, с проживанием в палатках… Все звенья проекта имеют своего потребителя. Кто-то любит активный отдых, кто-то отправляется на лечение в санатории, а кто-то хочет просто полюбоваться местной природой. В республике можно попробовать все, кроме разве что туров, связанных с авиаперелетами».
Менеджер туристической компании «Мир без границ» Олеся Бариева также отмечает, что внутренний туризм имеет своих поклонников.
«Все зависит от сезона. В межсезонье обычно отдыхают в санаториях, летом – на Павловке, на озере Шамсутдин, зимой большим спросом пользуются горнолыжные курорты, такие как Абзаково», – говорит госпожа Бариева.
В ходе автопробега участники собирали и материалы для документального фильма.
«Материал собран и скоро будет смонтирован», – рассказывает заместитель начальника отдела туризма и туристской индустрии Министерства молодежной политики, спорта и туризма РБ Наталья Никольская.
Организаторы и участники проекта обещают, что этот автопробег не будет последним. А мы надеемся, что выявленные участниками недочеты будут исправлены, и «Золотое кольцо Башкортостана» по-настоящему заблестит.