12-летнего убийцу наказывать не будут. В Уфе вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту убийства подростком 42-летнего мужчины.
Мальчик зашел к своему знакомому за дисками. Однако в гостях у друга его встретил крайне неприветливый отчим его приятеля, который к тому же находился в состоянии алкогольного опьянения.
«Мужчине не понравилось, что к его сыну ходят знакомые. Он схватил мальчика, дал ему подзатыльник и вытолкал его из квартиры», – рассказывает старший следователь следственного отдела по Калининскому району СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Ильнур Азнаев.
Видимо, мальчик почувствовал себя крайне оскорбленным. Не сдержал эмоций и рассказал своему родному отцу обо всем произошедшем. Тот решил наказать обидчика и вместе с сыном отправился в «нехорошую» квартиру. Причем мальчик, видимо, не особенно надеясь на собственные силы, захватил с собой из дома нож.
Недолго родной отец мальчика объяснял на словах хозяину квартиры, что тот не прав. Вскоре завязалась драка, в ходе которой обидчик повалил мстителя на диван. Мальчик испугался за отца, выхватил нож и три раза ударил противника в спину.
Сначала мужчины даже не поняли, что произошло.
Потом пострадавший прошептал: «Твой сын меня ножом ударил...» Спустя полчаса мужчина умер.
«Мальчик не может быть привлечен к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, подлежащего уголовной ответственности», – поясняет Ильнур Ильмирович. – Теперь мальчика переведут в спецшколу. По достижении 14 лет его дело рассмотрит суд».
Психиатр, практикующий психотерапевт, зампредседателя комитета по здравоохранению и фармации администрации Советского района Уфы Вадим Иванченко, комментируя данную ситуацию, поясняет: «Для ребенка, это, естественно, стресс. Скорее всего, в данном случае пока еще и нет осознания того, что совершил. Но в то же время – естественно, что ребенок вступился за отца.
А вот осознание убийства придет позже. Преступление, скорее всего, совершено в состоянии аффекта. В данном случае мальчик схватился за нож. Нужно сопоставить силы и возможности в случае опасности. Здесь явное было превосходство на стороне 42-летнего мужчины. Но это курс обороны, вопрос не в ведении психолога. А если говорить о том, как отразится случай на дальнейшем его психологическом состоянии, то все индивидуально. Зависит от многих факторов – от собственной оценки ребенком произошедшего, хотел ли убивать или это произошло случайно, считает ли он себя морально правым. С точки зрения психологической, это уникальный случай, не имеющий широкого распространения. И рассуждать о том, что побудило, как отразится в дальнейшем – очень сложно. Сейчас можно сказать, что какая-то психологическая работа с этим мальчиком должна пройти».
Это уже не первый случай, когда сын вступается за своего отца. В начале этого года всю Курганскую область потрясла страшная трагедия. 16-летний мальчик пытался защитить своего отца от другого мужчины и получил удар ножом. Так его жизнь стала платой за спасение родного человека.
Правда, иногда в роли защитников выступают и дочери. Уфимка Вера Никитина рассказала, как защитила отца от родного дяди, будучи подростком. Отец и родной дядя стали выяснять отношения, что-то не поделили, завязалась драка во дворе их частного дома.
Когда 14-летняя Вера увидела, что преимущества явно не на стороне отца, она, не задумываясь, ударила поленом по голове дядю, тем самым разрешив ситуацию. К счастью, в данном случае обошлось без жертв. «Я скрылась в огороде, потом все улеглось. А дядя до конца своей жизни со мной не разговаривал. Но я даже не задумывалась, стоит или не стоит вступаться за папу, я просто это сделала, чтобы, как мне тогда казалось, спасти любимого отца», – вспоминает уже 62-летняя Вера Ильинична.
С точки зрения психолога Эриха Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка.
Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Для того чтобы ее заслужить, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности.
Притом что российские мужчины согласно социологическим исследованиям продолжают считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. И часто отец предстает для ребенка некой карающей инстанцией. Мама часто грозится рассказать отцу, который «покажет, как не слушаться».
Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».
Чаще милиционеры сталкиваются с внутрисемейными конфликтами, когда сын пытается оградить мать от нападок родителя. К слову, в марте рассматривалось дело бывшего игрока «Салавата Юлаева», который забил отца насмерть из-за того, что тот ругался с матерью.
Сейчас трудно рассуждать, что побудило 12-летнего мальчишку сразу взяться за нож, но факт остается фактом – модель поведения, которую отец продемонстрировал своему маленькому сынишке, когда стал избивать обидчика, себя не оправдала. Налицо еще одна крайность воспитания.
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность. Может быть, в России тоже пора начать открывать такие школы?
Фото: Фото с сайта Dddkursk.ru