Цыганские дворы – когда-то это словосочетание наводило ужас на местное население. Оно было синонимом наркоторговли. Впрочем, почему когда-то? Да, цыган выселили, но добились, пожалуй, только того, что они просто рассредоточились в разных частях города.
История вопроса
«Цыганские преступные группировки занимают одно из центральных мест в межрегиональном наркотрафике, местной мелкооптовой и розничной торговле наркотиками. На территории РБ официально зарегистрировано более 500 лиц цыганской национальности, но реальная цифра на порядок превышает официальную статистику. И по-прежнему высоким остается уровень преступлений, совершаемых цыганами в этой сфере. За последний год он увеличился в четыре раза. Только за 2008 год правоохранительными органами в ходе оперативно-розыскных мероприятий задержано свыше 30 цыган», – сообщает сотрудник пресс-службы УФСКН РФ по РБ Илья Щукин.
Первые поселения цыган в Уфе появились в конце 40-х годов прошлого века в районе горсовета. Затем в 1976 году частный сектор стали сносить, и они переселились на улицы Ушакова и Кольцевая.
За редким исключением цыганских детей не водят в детские сады. В школе они учатся первые два класса. Потом все свои силы отдают бизнесу.
На воровстве, спекуляции, гаданиях больших денег не нажить. Так что постепенно они освоили новую сферу – переключились с продажи жевательной резинки на наркотики.
«1989 год отмечается началом сбыта уфимскими цыганами марихуаны. Уже через пару лет они перешли на более серьезные наркотики – опий-сырец, а в 1997 году на первое место по сбыту вышел героин», – говорит сотрудник пресс-службы УФСКН России по РБ Константин Максимов.
Как правило, согласно данным оперативников, изготовлением и переработкой наркотиков цыгане не занимаются, они закупают и фасуют зелье, не забывая впрочем и о собственной выгоде. Чудо-порошок щедро разбавляется мукой, крахмалом или такими лекарственными средствами, как анальгин и димедрол.
101 цыганский способ избежать наказания
Цыгане легко научились приспосабливаться ко всем законодательным изменениям. Они неплохо подкованы в юридических вопросах. Так, зная, что уголовная ответственность начинается только с 14 лет, они стали использовать в качестве наркодилеров маленьких детей. К примеру, в октябре в поселке Максимовка у 11-летней Кристины оперативники обнаружили более 150 доз героина и пакет с марихуаной.
В районе троллейбусного депо №2 Уфы оперативники задержали 13-летнюю цыганку за сбыт 15 доз героина. При себе несовершеннолетняя девушка имела еще 50 расфасованных «пакетиков смерти». В соответствии с действующим законодательством при задержании за совершение преступления дети до 11 лет возвращаются родителям, дети и подростки 11-15 лет могут быть помещены в центр временной изоляции.
Часто они делают своими дилерами наркоманов. Ведь согласно закону наркозависимый человек может иметь при себе небольшое количество наркотиков для личного применения.
Условное наказание за безусловное преступление
Однако даже если удалось задержать наркоторговку, которая попадает под уголовную ответственность, не факт, что ее действительно посадят.
Цыгане – прекрасные манипуляторы, а представительницы этого славного рода не стесняются играть на чувствах судей, рассказывая трогательные истории о своих маленьких детях, которые останутся совсем одни.
«В отношении ряда представителей цыганской национальности, по нашему мнению, по уголовным делам выносились судебные решения с назначением наказания, явно не соразмерным тяжести совершенного преступления», – убежден Илья Щукин.
К примеру, сотрудниками наркоконтроля неоднократно задерживалась за сбыт героина 30-летняя цыганка Луиза. Возбужденные в отношении нее по нескольким эпизодам уголовные дела были переданы в суд. Решением Калининского районного суда Луиза признана виновной и приговорена к пяти годам лишения свободы условно. Условное наказание не способствовало исправлению осужденной, и через два года наркоторговка вновь предстала пред судом за сбыт наркотиков.
К сожалению, этот случай не единичный. Аналогичная ситуация повторилась и с родственницей Луизы, осужденной к 7(!) годам лишения свободы условно и уже через полгода вновь попавшей за решетку. Кроме того, большинство цыган не имеют ни паспортов, ни регистрации, и уже само их проживание на территории нашей республики по существу нарушает административное законодательство.
Не виноватая я...
Однако нарушения закона не мешают некоторым представителям диаспоры заявлять о своей невиновности.
Например, 62-летняя цыганка Лидия была задержана в результате долгой и упорной оперативной работы, когда сотрудники УФКСН раскручивали цепочку наркосбыта, пытаясь добраться до главного звена.
Началось все с молодого парня, жителя Уфы, который приобретал наркотики у 33-летней безработной по имени Ольга. Та в свою очередь за товаром обращалась к Кристине, девушке 19 лет, которая, несмотря на свой юный возраст, уже наладила целую сеть продажи наркотиков.
Сама Кармен жила вместе с цыганом Борисом, который был уже однажды судим за распространение наркотиков.
Он приобретал героин у своих же родственников, проживающих в поселке Максимовка. Координатором сети поставок являлась бабушка Бориса, 62-летняя Лидия, известная как лидер одной из цыганских этнических группировок. Кстати, старушку-божий одуванчик также уже привлекали за продажу зелья. В 2002 году она была приговорена Калининским районным судом Уфы к двум годам лишения свободы.
Когда деятельность преступной сети была задокументирована в необходимой мере, при сбыте очередной партии наркотика Кристина и Борис были взяты с поличным. При обыске коттеджа в поселке Максимовка было обнаружено и изъято свыше 1200 доз героина.
Однако Лидия не опустила руки. Уже из следственного изолятора, она стала писать слезные жалобы во все мыслимые инстанции вплоть до генерального прокурора РФ.
«Женщина обвиняет сотрудников наркоконтроля в целом списке смертных грехов: тут и расовая дискриминация, злоупотребление служебными полномочиями, умышленная порча нажитого непосильным трудом имущества, фальсификация вещественных доказательств и сфабрикованное уголовное дело по ложному обвинению. Естественно, все это на фоне заверений в собственной непорочности и непричастности к совершению преступлений», – рассказывают сотрудники УФСКН России по РБ.
И кто знает, может быть, что-нибудь из этого и выйдет?..
Смертная казнь это слишком, достаточно пожизненного...
Сотрудники УФСКН убеждены, что назрела необходимость ужесточения правоприменительной практики, как в уголовной, так и в административной сферах.
С ними согласны и сами законотворцы. «Я сторонник ужесточения ответственности за наркопреступления. Особенно в отношении сбытчиков. И считаю поэтому, что законодательство пока не является адекватным складывающейся обстановке. К сожалению, мы все являемся свидетелями того, что преступность, связанная с наркотиками, ежегодно только увеличивается, – заявил председатель комитета по государственному строительству Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, председатель комиссии Государственного Собрания – Курултая РБ по противодействию коррупции Зуфар Нуруллинович Сафин. – Я согласен с тем, что у нас не организована ранняя выявляемость потребителей. По закону не предусмотрено обязательное освидетельствование студентов и школьников на предмет потребления наркотиков. Для этого нужно личное обращение или же обращение родителей. Почему-то считается, что если сделать его обязательным, то будут нарушены права человека. Я с такой трактовкой не согласен. Мы ставим вопрос об обязательном участии в медицинских осмотрах наркологов».
С ним согласен и депутат Государственной думы, заместитель председателя Комиссии по государственному строительству Михаил Бугера. «Я считаю, что в данной сфере преступления наказание чем жестче, тем лучше. Не считаю, что смертная казнь – это адекватное решение, но организаторы сбыта наркотиков заслуживают пожизненного заключения, особенно если привлекают к торговле несовершеннолетних», – говорит Михаил Евгеньевич.
Нельзя оставлять без внимания социальные последствия этой проблемы, которые затрагивают интересы всего общества. Дело в том, что по сути, не имея образования, регистрации и так далее, цыганские дети просто вынуждены идти по стопам родителей.
Наркополицейские убеждены, что учитывая специфичность жизненного уклада кочевой нации, трудно решить эту проблему одними лишь административно-правовым воздействием государственных органов. Поставленную на поток торговлю смертью можно пресечь только комплексными мерами и усилиями всего общества.
Фото: Фото автора и пресс-службы УФСКН России по РБ