Совсем недавно Уфимский государственный цирк в торжественной обстановке в 40-й раз отпраздновал день рождения. Поздравить с этим праздником работников цирка пришло много друзей. Директор Олег Михайлищев стоит у руля циркового искусства Башкортостана уже почти 10 лет. В этой области Олег Витальевич трудится всю свою сознательную жизнь. И не понаслышке знает о том, как сегодня живется работникам этого искусства.
– Олег Витальевич, 40 лет для уфимского цирка – это много или мало?
– Я думаю, что нельзя оценивать эту дату однозначно. Поскольку мы за зданием цирка хорошо следим и уделяем немалое внимание ремонту, то, вроде, и немного. Само здание неплохо сохранилось благодаря постоянной заботе.
А если взглянуть на эту цифру с другой стороны, то нельзя не вспомнить, сколько всего пришлось пройти нашему цирку, чтобы на сегодняшний день оставаться одним из лучших в России. Ведь сейчас мы входим в пятерку лучших цирков страны.
Когда 5 ноября 1968 года уфимский госцирк впервые распахнул свои двери перед зрителями, это было огромным событием в жизни города. Многие помнят, как работу открывала программа под руководством Терезы Дуровой. Мы гордимся тем, что под куполом нашего цирка выступали выдающиеся мастера – клоуны Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов; иллюзионист Игорь Кио; дрессировщики, народные артисты России Тереза Дурова, Вальтер и Мстислав Запашные, Николай Павленко и многие-многие другие артисты, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю мирового циркового искусства.
За эти 40 лет произошло много хорошего, но, что скрывать, были и неудачи.
– С каким настроением встречаете юбилей?
– С хорошим. Этот юбилей ведь можно было и не отмечать так широкомасштабно, так как цифра по сути незнаковая. Но я решил, что этот праздник все-таки необходимо провести и посвятить его всем нашим ветеранам – артистам и другим работникам, строителям, которые сорок лет назад возводили здание цирка. Их, к сожалению, осталось мало. Поэтому праздник в основном для них и коллектива. Чтобы люди встретились, вспомнили те годы, пообщались. Я думаю, что все получилось хорошо и выражаю благодарность тем, кто был с нами в эти радостные моменты.
– Как обстоят дела с внешней отделкой здания цирка? Планируется его ремонтировать?
– К сожалению, денег на все не хватает. Уже четыре года как мы фактически перестали получать централизованное финансирование из компании «Росгосцирк», которая в свою очередь финансируется по остаточному принципу Министерством культуры Российской Федерации.
Здание цирка в Уфе уникальное, но сегодня ему уже 40 лет и оно требует к себе повышенного внимания. В прошлом году, когда в республике праздновалось 450-летие присоединения Башкирии к России, руководство республики обещало помочь с внешним ремонтом здания цирка. Надеюсь, что это так и будет. Ведь надежды на «Росгосцирк» нет никакой. Ведь даже если и появятся у компании «Росгосцирк» деньги на ремонт, их выделят в первую очередь неблагополучным циркам. А наш считается одним из лучших в стране.
– Помимо финансовой, какие еще проблемы в цирке существуют?
– Основная проблема – это зарплата. У работников цирка она очень маленькая. В среднем составляет 8-10 тысяч рублей. Они все время в разъездах, живут в чужих гостиницах, не имея своего угла, ведут кочевой образ жизни. А ведь у подавляющего большинства цирков плохая материальная база – в жалком состоянии находятся гостиницы, общежития. Поэтому в цирк и молодежь идет плохо.
Жаль, что сегодня государство от цирка практически отвернулось. Нас сегодня никто не поддерживает. Этот год объявлен в России Годом семьи. Так вот цирк – это место, которое посещает вся семья: папа, мама, дети. Это всем интересно. Например, в оперу или кукольный театр папа может не пойти, а в цирк идут все.
Мы единственное предприятие в культурной отрасли, которое полностью живет на свои средства. Ни на зарплату, ни на кормление животных, ни на налоги, ни на отопление, ни на что нам деньги не дают.
– Не пробовали спонсоров привлекать? Или нет желающих?
– У нас спонсорское движение еще находится в стадии эмбриона. Никто никому помогать не хочет. Все предпочитают набивать карманы, покупать яхты и виллы. Помогать могут только в приказном порядке. По сути, сегодня в России капиталист – самый главный спонсор лишь... для себя самого. Забыты традиции меценатства в России, или просто время еще не пришло?
– В 70-х годах прошлого столетия в уфимском цирке была своя башкирская труппа, но она расформировалась. Сейчас что-то подобное не планируется?
– Нет. Та башкирская труппа, которая работала, она значилась в компании «Союзгосцирк», в состав которой мы входили. Труппа существовала в советские времена, когда государство поддерживало цирк. Сегодня такой поддержки, еще раз повторюсь, нет. А цирк, я считаю, – это искусство всех времен и народов. Это балаган, а где его смотрели раньше? На базаре. Это всегда было самым доступным зрелищем.
– А как обстоят дела с цирковыми студиями в Уфе? Можно, например, отдать своего ребенка к вам?
– С цирковой школой пока тоже существуют проблемы. Дело в том, что достигнута договоренность с администрацией Октябрьского района и детско-юношеским центром «Созвездие» в Сипайлово, чтобы они выделили для меня специальную ставку. Они пошли навстречу. Но на сегодня мы не можем найти человека, который бы занимался в этом центре с детьми. Люди просто не идут из-за того, что зарплата небольшая. Нам очень нужен работник – фанат цирка, который бы мог и хотел работать с детским цирковым коллективом. Я со своей стороны готов ему предоставить все.
– Между цирком советским и российским есть отличия?
– Я уже говорил о том, что раньше цирк был обласкан государством, поэтому готовили много качественных номеров и аттракционов. Неплохую зарплату артисты цирка получали, за границу часто ездили.
Цирк был в фаворе, потому что финансировался государством. Посмотрите, где сейчас это искусство на подъеме – в Китае, Канаде. Например, цирк «Дюсалей». В него вложили деньги канадские власти. И поэтому получилась такая уникальная вещь – туда не ходят дети, там нет дрессированных животных. В этот цирк приходят дамы в бриллиантах и вечерних платьях, нам пока до этого далеко, менталитет другой.
У нас цирк – это балаганное искусство. Оно было на высшем уровне во времена расцвета советского государства, потому что тогда давали и медали, и ордена. И если мы будем продолжать жить на остаточном принципе, все будет разваливаться, также как и советский союз.
Конечно, выпускаются и сегодня достойные цирковые аттракционы и номера. Но очень мало. Зато много номеров, которые представляют из себя просто зоопарк со специальным светом и звуком, но самого главного там нет – режиссуры, мастерства, трюка. Искусство же советского цирка всегда держалось именно на этом.
– Олег Витальевич, вы родились в Екатеринбурге, возглавляли цирк в Оренбурге. А как в Уфе оказались?
– Свою карьеру я начал в Сведловском цирке, куда пришел в 25-летнем возрасте. Там я трудился 17 лет и ушел с должности директора-распорядителя. Затем уехал в Израиль как представитель компании Росгосцирк по гастролям в этой стране. Потом вернулся в Россию и пошел в Оренбургский цирк. А поскольку к тому времени у меня уже было большой опыт, и здесь в Уфе начались финансовые проблемы, меня попросили помочь. И я здесь остался, из Оренбурга уехал. На протяжении пяти лет я был директором обоих цирков, и каждый из них сделал прибыльным. Так, с 1999 года я возглавляю уфимский цирк. Очень полюбил Уфу и Башкирию.
– Не страшно было брать на себя ответственность?
– Я же всю жизнь в этом кручусь, знаю секреты этой профессии и специфику. Это моя работа. Мне это нетрудно. Единственное, что было трудно, – это когда здесь сезон заканчивался, приходилось ехать в Оренбург, где он начинался. Пять лет я был без отпуска. Я тогда очень устал – мотаться туда и обратно по два-три раза в месяц. А расстояние между городами 400 километров. Это утомляло и было физически тяжело. Сейчас бы, конечно, так уже не смог, а раньше был молодой.
– У вас цирковая семья?
– Нет, я родился не в цирковой семье, как говорят, пришлый.
– А в детстве любили в цирк ходить?
– Да, очень любил. Даже помню в школе был конкурс песни и строя в четвертом классе. Мы выиграли, и нам дали бесплатные билеты в цирк. А ведь в то время это было как полет в космос. Потому что в Свердловске цирк работал только летом, и попасть туда было очень трудно.
– Когда были маленьким, на кого больше любили смотреть – клоунов, гимнастов?
– Очень любил дрессировщиков львов и тигров. Несмотря на то, что всегда было так страшно, в цирк ходил, чтобы посмотреть именно эти номера.
– Сами никогда не мечтали дрессировать животных?
– Нет. Мне собаки хватает.
– На ваш взгляд, с кем проще найти общий язык – с животными или людьми?
– Конечно, с животными. Потому что посмотрите, что сейчас правит людьми – деньги. Нет достойной зарплаты воспитателям, и воспитывают подрастающее поколение случайные люди, нет комсосмола, нет никаких идеалов или сдерживающих факторов. Посмотрите, что творится с нашим телевидением – убийство и насилие! Это же убогость! Как я доволен, что моя дочка выросла без этого. Я вообще не смотрю телевизор, только евроновости. По долгу службы мне приходится часто бывать в Японии, так вот там никогда не покажут труп человека. Вместо этого только след крови, но уже замытый.
– Советский цирк славился своими знаменитыми клоунами, а сейчас у нас есть такие талантливые продолжатели этих традиций?
– У нас сейчас, к сожалению, очень мало по-настоящему достойных клоунов. Их особо не готовят, нет хорошей режиссуры. Понимаете, раньше артистов этого жанра готовили годами, лучшие драматурги и режиссеры ставили им номера, репризы. А сейчас все делают сами.
– Совсем скоро наступит главный и любимый семейный праздник. К Новому году в цирке для детишек что-нибудь готовите?
– А как же! Мне нравится, что в Новый год к нам всегда приходит много маленьких зрителей. У нас всегда обязательно есть Дед Мороз и Снегурочка, которые в фойе и на манеже ждут ребят. Перед началом представления они водят с ними хоровод вокруг елки и раздают им сюрпризы и призы за лучший костюм.
Я не сторонник постановки в цирке сценической сказки, как в различных дворцах культуры. У нас прежде всего цирк. Поэтому цирковые номера не сокращаем. Для детей есть цирковое новогоднее чудо – елка с секретом. Дед Мороз каждый год по-разному выезжает к детям – то на верблюде, то на лошади, то на байкерском мотоцикле. Он же цирковой дед – положение обязывает! И мы обязательно каждому нашему маленькому гостю даем сладкий подарок. Надо в этот момент видеть их лица!
Новогодние представления в этом, как и в прошлом году, в нашем цирке начнутся 13 декабря. Мы очень ждем наших маленьких зрителей и, как всегда, готовим им много новогодних сказочных сюрпризов!
Фото: Фото из архива Олега МИХАЙЛИЩЕВА