Недавно Ишимбайская межрайонная прокуратура провела проверку соблюдения прав несовершеннолетних. Результаты проверки оказались удручающими. Был выявлен факт присвоения денежных средств детей-сирот.
Проблема сиротства актуальна для России в целом и для Башкортостана в частности. Каждый ребенок в детском доме – это одинокая душа, ищущая простого человеческого тепла. И даже очень хороший детский дом не может заменить семейный очаг. Это звучит достаточно пафосно, и мы в последнее время обесценили эти слова.
Людей, которые берут детей из детдома, обычно запугивают возможными последствиями и относятся к ним настороженно, не допуская мысли, что ребенка можно было взять, потому что хочется стать родителями.
Однако даже на таком благородном деле как усыновление можно неплохо заработать. Нет, речь не идет об ужасах, о которых рассказывают с экранов телевизоров, когда детей избивают, превращают в рабов, выгоняют на улицу, лишают положенной им по закону жилплощади.
Речь идет об обыкновенном мошенничестве с выплатами пособий детям-сиротам. Обыкновенное? К сожалению, да. Но от этого не менее страшное. Оказалось, что некая бездетная семья из Ишимбая, вполне, по словам соседей, приличная, решила взять из детского дома четырех детей на воспитание, в том числе и 9-летнего мальчика.
На следующий год по письменному разрешению начальника отдела образования Ишимбайского района приемный родитель незаконно снял с перечисленного этому сироте пособия сумму в размере 31 900 рублей, несмотря на то, что согласно требованиям Закона РБ «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье» на содержание каждого приемного ребенка предусмотрена ежемесячная выплата на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 4000 рублей.
Оказалось, что в конце мая прошлого года приемным родителем деньги с лицевого счета мальчика сняты 24 тысячи рублей, а 4 сентября 2007 года – 7900 рублей.
Согласно предоставленным документам, из финансовых отчетов следует, что за указанный период на эти деньги приобретены из вещей длительного пользования видеокамера стоимостью 7000 рублей и велосипед стоимостью 1450 рублей.
Все бы ничего, однако спустя два года мужчина вернул мальчика обратно в детский дом, как котенка. Свое решение «родитель» объяснил отсутствием взаимопонимания. Кстати, велосипед и видеокамеру, приобретенные на деньги этого «трудного» ребенка, оставил в своем пользовании.
В итоге дело разрешилось тем, что Ишимбайский межрайонный прокурор по результатам проверки обратился в суд с иском о взыскании с «папаши» 31 900 рублей в интересах несовершеннолетнего мальчика.
Кроме того, в адрес главы администрации Ишимбайского района в связи с тем, что органом опеки и попечительства ненадлежащем образом обеспечивается защита имущественных прав детей-сирот, внесено представление об устранении нарушений законодательства.
«Статистика подобных этому случаю фактов на территории Башкортостана не ведется, – комментирует ситуацию старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина. – Однако их не так много. Вообще, прокуратура часто проводит проверки, причем комплексные – не только материальное обеспечение, но и жилищные условия несовершеннолетних, обеспечение пожарной безопасности и так далее».
По результатам проверок, если выявлены нарушения, выносятся представления главе администрации того района, в котором выявлены факты, а также предупреждаются органы опеки и попечительства.
«Основная идея таких проверок и предписаний заключается в том, чтобы не столько наказать виновных, сколько устранить нарушения, чтобы инцидентов, подобных этому, не было», – поясняет Лариса Альбертовна.
И дело, наверное, не только в том, что мужчина взял деньги у сироты, а в том, что отдал ребенка обратно.
Перед тем как взять ребенка, будущие родители проходят ряд проверок, однако иногда даже внешне вполне благополучные люди просто переоценивают свои силы. Людмила Вафина – одна из самых первых женщин в столице, которая приняла ребенка в свою семью в рамках экспериментальной программы о поддержке и развитии системы патронажа.
«Знаете, брать ребенка из детского дома в семью – шаг ответственный. Это также как родить своего. И каждый должен решать для себя сам, нужно ли ему это, и готов ли он нести ответственность за маленькую жизнь. Мы, конечно, немного боялись, когда принимали решение взять Сашу. Ему было девять лет, он был человеком со своим жизненным опытом. Причем за свою короткую жизнь он сталкивался с таким количеством проблем, видел столько, сколько и иной взрослый не в силах вынести. Ведь не секрет, что дети из детских домов испытали многое. И надо это учитывать. Требуется гораздо больше сил, терпения и здоровья, чтобы отогреть человека, чтобы «слезла» вся эта душевная короста», – делится с нами Людмила Анатольевна.
Теперь уже 11-летний мальчик вспоминает о своей бывшей семье с тихой грустью. «Просто вот с этим мальчиком семье не удалось наладить контакт, – объясняет Ишимбайский межрайонный прокурор Александр Тетерин. – Остальные дети остались в семье, они вполне довольны. А когда мы разговаривали с самим мальчиком, то он сказал, что все-таки лучше было у приемных родителей».
Давайте не забывать слова Маленького принца из повести Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Фото: Фото с сайта Sleepexpert.ru