Город Театр начинается с покаяния

Театр начинается с покаяния

«А теперь хор бывших рецидивистов исполнит задумчивую песню "Вечерний звон"!» Наверное, немало кинозрителей помнят это объявление конферансье на концерте художественной самодеятельности в исправительно-трудовом учреждении, ставшее потрясающим по

" src=

«А теперь хор бывших рецидивистов исполнит задумчивую песню "Вечерний звон"!» Наверное, немало кинозрителей помнят это объявление конферансье на концерте художественной самодеятельности в исправительно-трудовом учреждении, ставшее потрясающим по своей пронзительности эпиграфом к фильму «Калина красная».

Действительно, о многом задумываешься, видя, как люди, волею судеб оказавшиеся в изоляции от общества, стараются сохранить в себе способность замечать что-то доброе в окружающем мире, мыслить и чувствовать. И мы смогли убедиться в этом, побывав на театральной премьере в уфимской исправительной колонии №3, расположенной в микрорайоне Шакша.

В этом учреждении строгого режима находится не одна сотня осужденных, многие из которых совершили тяжкие преступления (максимальный срок лишения свободы составляет 25 лет). Ныне, понеся заслуженное наказание, эти люди получили полную возможность осмыслить – какой же путь стоит выбирать в жизни и во что верить.

Есть среди осужденных и те, кто решил обратиться к творчеству в его театральном воплощении. Вот уже пять лет небольшой коллектив – театр под названием «Новые люди» – собственными силами осуществляет уникальные постановки – различные инсценировки (например, по мотивам блокбастера «Пираты Карибского моря» или культового сериала «Место встречи изменить нельзя»), кукольные спектакли и мюзиклы.

" src=

Таким образом, и администрация, и осужденные в праздничные дни могут побывать в роли зрителей самого настоящего театра. Нашему вниманию артисты представили две постановки – кукольный спектакль-мюзикл под названием «кАЛЛАбок и компания», посвященный легенде отечественного шоу-бизнеса Алле Борисовне Пугачевой, образ которой волей талантливого сценариста был воплощен в персонажа русской народной сказки – Колобка, и совершенно неожиданную, оригинальную и самобытную версию классической пьесы Шекспира «Отелло».

Необходимо отметить, что оба увиденных нами спектакля срежиссированы на таком уровне, что зрителю достается максимальное количество положительных эмоций – тут и куклы ручной работы, и актерский талант исполнителей даже небольших ролей, которому, пожалуй, могли бы позавидовать иные дипломированные мастера сцены и «звезды» телесериалов. Музыкальное оформление оказалось подобрано изумительно точно – тут нашлось место хитам от Агутина, Земфиры, Селин Дион, группы Eagles и, конечно же, самой Пугачевой.

Безусловно, Алла Борисовна в образе коварного Колобка, а также Медведь (Филипп Киркоров), которого ничуть не смущает некоторая возрастная разница с Колобком, Волк – Сергей Челобанов, а также обаятельная Лиса по имени Максим Галкин смотрятся гораздо убедительнее многих пропагандируемых при помощи телеканалов «монстров» музыкального и театрального бизнеса в человеческом обличье.

Причем надо отметить, что биография примадонны российской эстрады, начиная от первого супруга Миколаса Орбакаса (хитрый Заяц и по совместительству отец Зайчонка Кристины Орбакайте), показана автором сценария с непередаваемым юмором – ведь, как известно, звездная певица, подобно любимому народом сказочному герою, поддавшись очередному порыву творческого вдохновения, не однажды меняла спутников жизни.

" src=

Впрочем, бывали и другие варианты, показанные в спектакле с настоящим комизмом, – например, Волк, сбегающий от Колобка по пути в ЗАГС. Но заканчивается история на весьма жизнеутверждающей ноте – Колобок попадает на шоу к Лисе, с которой и обретает счастье.

Гениальное шекспировское творение также подверглось совершенно неожиданному переосмыслению: например, коварный Яго устраивает для простодушного мавра Отелло настоящую «подставу», в результате чего классический персонаж с ярко выраженной африканской внешностью попадает в руки типичного современного милиционера. И Дездемона, кажется, в итоге все же осталась жива, что выглядит более чем символично, учитывая местонахождение театра и душевное состояние аудитории – в суровых условиях без позитивного мировосприятия сложно остаться человеком.

«А не пора ли нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» – спрашивал режиссер в комедии «Берегись автомобиля». И ведь «замахнулись», да так, что иная страшно модная, авангардистская и эстетская постановка в профессиональном театре покажется по сравнению с этим спектаклем чем-то не особо выразительным. И когда смыкается занавес и звучат аплодисменты публики, состоящей сплошь из людей непростой судьбы, понимаешь, что настоящий театр начинается с покаяния – оно уже в том состоит, что человек выходит на сцену и создает для публики некий сказочный, иллюзорный, но при этом абсолютно реальный мир, где можно отчетливо представить, что «не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча».

" src=

Как нам рассказал исполнитель роли Отелло Василий Наконечный, на некоторых зрителей пьесы Шекспира в современном прочтении эта постановка воздействовала так, что они немедленно решили самым серьезным образом приобщиться к творчеству автора, о существовании которого раньше или не знали совсем, или имели весьма туманное представление.

И, наверное, если хотя бы один человек под воздействием вышеупомянутых спектаклей обрел веру в то, что мир можно изменить к лучшему, уже можно было бы с полным правом утверждать, что авторы и исполнители этих произведений выполнили свою художественную миссию.

«Сил у нас хватит выступить и на большой сцене – коллектив довольно-таки дружный, способный», – говорит художественный руководитель театра «Новые люди» Омар Акиртава. – И зритель интересуется нами, недавно съемочная группа НТВ у нас побывала. К 1 декабря – Дню борьбы со СПИДом – хотим сделать агитационную постановку в жанре психологической драмы. В большинстве своем ВИЧ-инфицированные – это люди, употребляющие наркотики. Таким образом, одна проблема порождает другую – и последствия необратимы. В постановке мы хотим обратить внимание не на самого главного героя, а передать чувства и страдания близких ему людей. Хотим под таким углом показать нашему зрителю эту проблему. Думаю, у нас все получится. Таковы ближайшие планы. Впереди Новый год – а там у нас всегда юмор, шутки, смех.

" src=

Приходя сюда, человек как-то отвлекается, и, если он хотя бы один раз улыбнулся, мы считаем, что это уже достижение. У наших зрителей масса впечатлений – они сами нам об этом говорят, высказывают благодарность. Новых артистов для труппы мы выбираем, когда поотрядно проводится КВН, – сидим в жюри и отслеживаем наиболее способных людей».

«Театральные представления на осужденных влияют благотворно, – отмечает начальник отряда ИК-3 Ришат Юсупов. – Ведь осужденные в учреждении находятся в замкнутом пространстве, и коллектив здесь сам по себе мужской. У людей после посещения спектакля даже взгляд меняется, озлобленность пропадает. И самое главное – мыслей негативных у осужденного значительно меньше становится. А те, кто относятся с недоверием к опыту организации театральных представлений в исправительных учреждениях, имеют, как правило, о ситуации только поверхностное представление. Наши актеры буквально из подручного материала создают шедевры – и декорации для постановок и многое другое».

Герой комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» бюрократ Огурцов говорил, обращаясь к служителям муз: «Зрителя воспитывать надо. Его голыми ногами не воспитаешь».

К сожалению, отдельные авторы модных российских криминальных кинобоевиков с упорством, достойным лучшего применения, подчас предпринимают попытки воспитывать зрителя, обильно демонстрируя на большом экране льющуюся кровь и оторванные конечности.

Но на лицах «звезд», приглашенных в такой «интеллектуальный» проект и, видимо, никогда не общавшихся с настоящими осужденными, отчетливо видно только одно – невыразительный взгляд, неубедительный грим и полная удовлетворенность от питания в буфете на съемочной площадке.

С интонационным окрашиванием произносимых реплик они тоже не особо заморачиваются – и в результате ценителю настоящего кино хочется воскликнуть: «Не верю!» И после просмотра этих высоскобюджетных «шедевров» постановки театра «Новые люди» из уфимской исправительной колонии строгого режима воспринимаются как настоящее откровение.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления