СЕЙЧАС +2°С
Все новости
Все новости

Супермама, которая вырастила 13 приемных детей: «Их выбираю не я, а сердце»

А всего семья из башкирского поселка Шаран воспитывает 16 мальчишек и девчонок

Люзия посвятила свою жизнь детям

Поделиться

Для одних в жизни важна карьера, другие живут путешествиями. А семья Ахметвалеевых из башкирского поселка Шаран посвятила себя детям — они растят 16 мальчишек и девчонок: 17-летний Кирилл, 17-летний Руслан, 15-летняя Ангелина, 14-летний Ильяс, 14-летний Салим, 12-летняя Марьям, 10-летний Максим, 8-летняя Анастасия, 5-летняя Настя, 3-летняя Сабира, 3-летняя Дания и 2-летняя Латифа. И 13 из них — приемные.

О чем мечтает супермама и в чем секрет счастливой семьи от суперпапы — выяснил корреспондент UFA1.RU.

«Делают в радость, а не из-под палки»


— Соленья свои, варенья. Утром встала, все как обычно на день приготовила, только вот хворост для вас напекла. Я когда в гости еду к родственникам, всегда его делаю — мое фирменное блюдо, фишка, — хлопотала, встречая нас, Люзия. — Когда у детей каникулы, позволяем себе до 9 поспать.

— А когда школа, чтобы все успеть, в 6:15 мы уже на ногах: мама пока собирает детям вещи, кашку, я чай готовлю, — подхватывает глава семейства Фанис.

Ахметвалеевы живут в селе, но назвать дом избой язык не повернется: повсюду — теплые полы, в ванной — кран с горячей водой и туалет, модный гарнитур на кухне. И идеальная чистота.

Любви к детям, да еще к чужим, Люзия обязана своему папе

Любви к детям, да еще к чужим, Люзия обязана своему папе

Поделиться

— Моя религия говорит так: в доме должно быть чисто, чтобы в любой момент гостей не стыдно было принять, — с гордостью говорит Люзия. — Прибирать детей не заставляю — вызываются сами, по желанию. Спрашиваю: «Кто хочет маме помочь?». А девочки старшие уже и сами хозяйки: Ангелина сама на стол накрывает, Марьям посуду моет.

Строгих обязанностей по хозяйству у детей нет. Когда была скотина, мальчикам пробовали предлагать заниматься с животными, девочкам — по дому.

— Но потом я решила — не будут же они вечно за скотиной ходить, сыновья будут учиться где-то — навыки готовки и полы мыть пригодятся. Но я как говорю: «Мальчики, вы будущие папы. Если будете жене помогать, как папа мне, знаете, как она будет довольна!». Они мысль схватывают и в радость делают, а не из-под палки.

Обустроить дом помогло чудо


У всех ребятишек — свои комнаты: трое мальчиков — в одной, трое девочек постарше — в другой, младшие девчушки — в третьей, а двухлетняя Латифа спит в колыбельке возле мамы и папы.

— Мы всем в комнаты поставили столы — думали, каждый у себя уроки будет делать. Не угадали: всей гурьбой на кухне занимаются, поддерживают друг друга, помогают, — рассказывает Люзия.

Всего в доме Ахметвалеевых семь комнат, а появилась половина из них благодаря чуду.

— В 2008 году ограничений по площади жилья для приемных семей не было. И вдруг в 2015-м к нам приходят из опеки и говорят: отберем детей, у вас жилплощади не хватает — на каждого ребенка положено 12 квадратов, — об этой тревожной ситуации Люзия сейчас вспоминает с улыбкой.

Обустроить дом и добавить комнат помогло чудо. Теперь нашлось место и для попугая...

Обустроить дом и добавить комнат помогло чудо. Теперь нашлось место и для попугая...

Поделиться

А тогда под угрозой потерять малышей ей было не до смеха: чтобы растить их, Люзия пожертвовала работой в «Газпроме», а пособия, что государство выплачивало на детей, на них и уходило.

Чудо сотворил Фанис — написал письмо в частный благотворительный фонд в Новосибирск и рассказал о своей большой семье и большой беде.

— К нам приехали представители фонда, посидели, убедились, что мы не мошенники, и уехали. А уже через три дня нам позвонили и сказали: мы очень понравились, и нам перечисляют миллион рублей, — смеется Люзия.

На деньги фонда мама и папа достроили к дому три комнаты, котельную и подготовили основу для второго этажа — ведь на выходные собираются вместе вся дети, причем у четверых уже свои семьи с малышами.

...и для котенка: учиться заботиться о ближнем нужно начинать с братьев наших меньших

...и для котенка: учиться заботиться о ближнем нужно начинать с братьев наших меньших

Поделиться

Льготы не положены


В 2008 году семья узнала, что им как многодетным полагается автомобиль «Газель».

— Это как раз был первый год, как мы детей взяли. Сначала в местной опеке давать не хотели — сказали: «Сами не рожали — вам не положено», как будто растить детей не труд. Тогда за нас взялась начальник опеки в Туймазах — под ее диктовку я написала письмо на имя Рахимова, она отправила, и через неделю уже нам велели собирать документы на получение, — рассказывает Люзия. — Вручали в Конгресс-холле, как раз был праздник, День матери, 28 ноября.

Вместительная машина здорово выручала: всей гурьбой выбирались на природу, ездили в Уфу, Туймазы, Чекмагуш, даже несколько раз добирались до Абзелиловского района побаловать ребятишек в Динопарке.

Поделиться

На стене над малышками — аллея славы: дипломы и награды за победы трех старших детей в соревнованиях, они занимаются борьбой на поясах

На стене над малышками — аллея славы: дипломы и награды за победы трех старших детей в соревнованиях, они занимаются борьбой на поясах

Поделиться

А в 2018 году совместным вылазкам пришел конец.

— В страховой мне сказали: «Срок эксплуатации вышел, вдруг что случится с детьми — нам по шапке дадут», — говорит Фанис. — И правда, в прошлом году в Динопарк ездили, она туда четыре раза сломалась, обратно — три. И все, теперь стоит. Сейчас вместо «Газели» многодетным 600 тысяч дают, а нам ни то ни другое не положено — льгота дается однократно.

— Без машины — никуда: хочется детей развивать духовно, в город вывозить, чтобы, как я, в оцепенении на тротуаре не стояли, в театр, кино, а в селе у нас ничего такого нет, — подхватывает Люзия.

Фанис сам развозит детей в спортивные секции, вместе с ребятами они своими руками изготовили рамки для наград. Медали как еще один повод для гордости

Фанис сам развозит детей в спортивные секции, вместе с ребятами они своими руками изготовили рамки для наград. Медали как еще один повод для гордости

Поделиться

— Вообще, говорят, что нам ничего не положено. Хотел маме сюрприз сделать — собрал документы на медаль «Родительская слава», тоже отказали: «У вас дети неродные».

— Я в сентябре документы на удостоверение многодетной мамы собрала, — вздыхает Люзия, — и там пришел отказ (пока мы готовили материал, узнали, что удостоверение Люзия все же получила. — Прим. ред.).

Золотых рыбок и огромный аквариум дети упросили купить на свои призовые

Золотых рыбок и огромный аквариум дети упросили купить на свои призовые

Поделиться

«Хотела бы, чтобы папа увидел»


Любви к детям, да еще к чужим, Люзия обязана своему папе.

— Я выросла в многодетной семье, нас было пятеро. Родители наши были золотые — они передали мне семейные ценности. Я очень любила за ними наблюдать, как они относятся друг к другу — бережно, с любовью. Это не поцелуйчики, знаете, — у них не было времени на это. Мама поднимала статус папы в наших глазах, а папа — ее: «Мама устала — тихо, не шумим, она должна отдохнуть», — вспоминает Люзия. — Относились они к нам ко всем одинаково, и о том, что он — отчим, я узнала в 4-м классе. Рассказали злые языки — я поссорилась с одноклассницей, ее мама решила сделать мне побольнее и бросила: «Ты такая-сякая, у тебя даже отец приблудный!».

Домой Люзия прибежала зареванная. Сгладила ситуацию мама — сказала девочке, мол, где ты видела, чтобы чужие папы жили с детьми?

— Став взрослее, у бабушки я выяснила, что с мамой они поженились, когда мне было два года. К сожалению, его не стало в 2005 году. Мне бы очень хотелось, чтобы он увидел, как я состоялась как мама… благодаря ему… — не смогла сдержать слез Люзия.

Любить детей вне зависимости свой или приемный Люзию научил отец

Любить детей вне зависимости свой или приемный Люзию научил отец

Поделиться

Однажды Люзия встретилась со своим биологическим отцом.

— Чувств к нему не было никаких. Когда мне сказали, что это папа, я ответила: «Нет, папа — тот, который меня любил, который всю душу в меня вложил». Воспитал эстетику… — вспоминает Люзия. — Он на комбайне работал — каждое утро чистую отглаженную рубашку надевал, учил нас красиво кушать, смотреть вдаль. Говорил: «Вырастешь, пойдешь в ресторан — там тоже будешь чавкать?». И я старалась себя держать достойно.

«Давай усыновим»


С будущим мужем Люзия познакомилась, когда ей было 20 лет. В мае она приехала к родственникам в соседнюю деревню, и в тот же день туда прибыл только-только из армии дальний родственник 22-летний Фанис. Ребята разговорились — девушка рассказала про свою учебу, парень — про службу на подводной лодке.

— И в тот же день я пошел к родителям и заявил: «Эта девушка мне нравится, нужно руку и сердце идти предлагать», — смеется Фанис. — А уже в июле сыграли свадьбу.

Семья мужа была тоже многодетной — у Фаниса четверо сестер, — и вскоре, один за другим, у супругов появились трое ребятишек — Регина, Резеда и Руслан. А потом у молодой мамы начались проблемы со здоровьем.

— Мне было страшно — как будто я умру при родах. И Фанис заладил: «У меня были одни сестренки, так не пойдет — роди Руслану братишку», — вспоминает Люзия. — Я уже подумывала взять ребенка из детдома. И тут он говорит: «Давай усыновим!».

Поделиться

Как считает супермама, по глазам приемного ребенка можно прочесть все о его нелегкой доле

Как считает супермама, по глазам приемного ребенка можно прочесть все о его нелегкой доле

Поделиться

«Вы такие же обманщики»


Маленький Руслан плохо разговаривал, а тут супруги увидели по телевизору призыв брать малышей в семью на гостевой режим.

— Мы хотели, чтобы с Русланом сверстник играл. Пошли в опеку, и нам разрешили забрать в гости брата с сестрой — 5-летнего Кирилла и 3-летнюю Ангелину. Неделя пролетела, пришло время уезжать, я сказала ребятам собираться. И вдруг Кирилл вскочил и отвесил папе подзатыльник: «Вы такие же обманщики!». Выяснилось, что его уже брали две семьи, но отказались, и ему это было больно. Так мы оформили их под опеку, — говорит многодетная мама.

Бегать умываться во двор не нужно — папа все удобства устроил прямо в доме

Бегать умываться во двор не нужно — папа все удобства устроил прямо в доме

Поделиться

Загадала на салют


Это было в декабре. А в январе 2008 года у Ахметвалеевых стало больше сразу на четырех детей.

— Младшим было 6 месяцев, 1 год и 7, а старшим девочкам 9 и 14. Маму лишили родительских прав, и всех четырех оформляли — младших в дом малютки, старших — в детский дом, — вспоминает Люзия. — Причем старших еще хотел кто-то взять, а малыши были не нужны. И тут Фанис говорит: «Давай делить не будем!». А я как раз так же думала. Нас привели в палату, врач объяснила, что мы хотим их взять. Старшая Вика была занята малышами, а тут вдруг повернулась, и говорит: «А вам тяжело не будет?». Я сказала, мол, вы же будете мне помогать, она улыбнулась и закивала.

А уже потом, когда они приехали домой, Вика рассказала Люзие историю.

— Был Новый год, Вика уже знала, что младших увозят в дом малютки и два дня проплакала. Тут на улице начали пускать салют. Она подошла к больничному окну и загадала, чтобы нашлась такая семья, которая придет и всех четверых заберет. И тут мы как по щучьему веленью появились, — улыбается Люзия.

Поделиться

Фанис уже и не помнит, кто первым предложил взять малыша в семью: он говорит, что супруга, Люзия уверяет, что муж. А на самом деле они просто все делают сообща 

Фанис уже и не помнит, кто первым предложил взять малыша в семью: он говорит, что супруга, Люзия уверяет, что муж. А на самом деле они просто все делают сообща 

Поделиться

«Выживали как могли»


Но все легко и просто бывает только в сказках — дети, познавшие горечь предательства кровных родителей, приемных испытывают на прочность. Свое испытание Люзия прошла, когда вдруг исчезла 9-летняя тихоня Алина, сестренка рассудительной Вики.

— Мы только их забрали, и в один прекрасный день она исчезла. Хватились — ребенка нет дома. У меня паника. Кинулась звонить в маме — у нее нет. Тут вспомнила — Вика рассказывала, что у них бабушка в какой-то деревне. У меня как щелкнуло — а вдруг она сбежала ее искать? — рассказывает Люзия. — Ну все, думаю, сейчас буду звонить в опеку и полицию — тянуть же в таких случаях нельзя. Я беру трубку. И тут смотрю — шторка за телевизором шевелится, и она оттуда выходит. Подходит, обнимает меня, целует. И только повзрослев, она призналась: хотела посмотреть, будем мы ее искать или нет, любим или нет, — с болью в голосе говорит приемная мама.

Когда в доме собирались гости, новенькие ребятишки нет-нет, да и выглядывали на кухню. Люзия думала, что они голодные. Но потом поняла, что дело в другом.

— Мне Алина же и рассказала: мы, говорит, смотрели, есть ли у вас выпить на столе. Следили, чтобы понять, куда они попали и что это не сон. Такие дети очень хвалят своих биологических родителей: у них квартиры, двухэтажные дома, мама и папа начальники, — говорит Люзия. — А месяца через три — четыре признаются, что мама курила, пила, дома не ночевала неделями.

Рассказывали даже, говорит Люзия, что в многодетной семье старшие дети ставили малышей у магазина попрошайничать.

— Они покупали на эти деньги еду, что-то, как могли, готовили, — вздыхает приемная мама. — Однажды увидели, как я варю макароны: «Зачем ты их варишь, их же жарить надо!». Выживали, как могли дети. В наше время. Это страшно…

Поделиться

Люзия говорит, что не она выбирает детей, а ее сердце

Люзия говорит, что не она выбирает детей, а ее сердце

Поделиться

«Читала все молитвы, какие знала»


С трехмесячной Сабирой Люзия познакомилась, когда два года назад в январе лежала в больнице с внуком.

— Ее мама выпивала, а в новогодние праздники бросила одну в неотапливаемом доме. Ладно, пришла фельдшер проведать — забрала малютку в больницу. Я стала ходить к ней в палату — кормила, меняла подгузники. И так влюбилась в эту девочку, как в свою. А у нее было клеймо: ВИЧ-инфицирована. Я говорю мужу, мол, давай возьмем, ведь пропадет она, не нужна с таким диагнозом никому. Дети, конечно, отговаривали — у меня возраст, сейчас мне 47, а малышка — грудничок, но я чувствовала, что смогу ее поднять, — говорит Люзия.

Обнимашки — важная часть семейной жизни. Чем больше объятий, тем увереннее себя чувствует ребенок. И взрослый тоже

Обнимашки — важная часть семейной жизни. Чем больше объятий, тем увереннее себя чувствует ребенок. И взрослый тоже

Поделиться

В очередь на удочерение стояли восемь кандидатов, но судьба малютки их не интересовала.

— Спрашивали цвет глаз, волос или национальность — выбирали, как кутенка, — прижав руки к сердцу, ужасается Люзия. — Внутренний голос мне говорил — возьми, нормальный ребенок! Я сидела как на иголках, прочла все молитвы, какие знала. К счастью, все от нее отказались, и временную опеку оформили на меня.

А летом того же года выяснилось, что никакого ВИЧ у малышки нет — два анализа показали отрицательный результат.

«Меняю имена — хочу, чтобы были счастливы»


В 2017 году Люзия поехала за брошенным ребенком аж в Санкт-Петербург.

— Хотели поставить на ноги ребенка-инвалида, любовью исцелить. Для меня была примером Наталья Двинских из Каменск-Уральского, которая сумела поднять лежачего мальчика. Я просматривала федеральный банк данных, а на Даше, у нее был ДЦП, сердце екнуло — она была копия моей старшей дочери. И такая боль у нее во взгляде. У них по глазам можно всю жизнь прочитать, — вздыхает многодетная мама.

Сначала Люзие дали на Дашу добро, 10 дней она навещала ее в больнице, ходила на прогулки, отправляла домой фотографии. Но по какой-то загадочной причине в последний момент ей отказали.

Поделиться

А вот то, что Люзия — многодетная мать, власти признавать не хотели до последнего

А вот то, что Люзия — многодетная мать, власти признавать не хотели до последнего

Поделиться

— И так как наша цель осталась нереализованной, внутри тлела мысль — нужно взять другого ребенка, — признается Люзия.

А получился не один малыш, а сразу три. В феврале этого года из дома малютки к Люзие попали сестры Настя, Дания и Латифа — четыре года, два и год с небольшим.

— Смотрю их фото, написано: «паровозик». Когда увидела Настю, меня так потрясли ее глаза, что я разревелась. Сколько в них было боли и тоски! — вздыхает женщина. — Мы и перед сном с мужем на ее фотографии смотрели. И решили: возьмем сестер, пусть у нас живут.

Всем своим детям Люзия меняет имена на татарский лад:

— Говорят, что имя влияет на судьбу человека. Хочу, чтобы они были счастливы.

«Меню составляем вместе, чтоб никто не обижался»


Поход в магазин за продуктами — папина забота. Он отправляется за покупками с утра, как только соберет и развезет детей по садикам и в школу.

— Первые годы мы, конечно, брали мешками — рожки по пять кило, муку и сахар — по 50 кило. Потом я поняла, что по финансам меня это не устраивает — я деньги вбухиваю, месяц прошел — уже другое хочется, а у нас еще это лежит. Поэтому теперь берем понемногу каждый день.

Плова супермама готовит сразу 8 литров...

Плова супермама готовит сразу 8 литров...

Поделиться

На день семья закупает 6 пакетов молока, 5 буханок хлеба. Колбасу — сразу палку, если копченую — то две, сыр — так головку.

— Сели за завтраком, по бутерброду съели — все. Или фрукты: покупает папа мешок — каждый взял по одному-два, и все, покупка кончилась, — смеется Люзия.

Меню на завтра обсуждают все вместе: если один хочет омлет и солянку, а другой яичницу и кашу, родители стараются привести всех к общему знаменателю, чтобы никто не обижался и не сидел голодный. Суп Люзия варит сразу 11 литров, а плов — целый 8-литровый казан.

Крыло и поддержка


Ради постирушек машинку приходится запускать по три раза в неделю. А банный день и вообще занимает всю субботу: с самого утра папа топит баню, потом мама отправляется купать четырех малышей, а 15-летняя Ангелина одевает и выводит.

— Раньше это была целая эпопея, особенно зимой: я искупанных детей кутала тепло, как могла, а папа бегом бегал — в дом заносил, — смеется Люзия. — Сейчас он мне жизнь упростил — пристроил к бане теплый коридор, и мы по нему теперь попадаем прямо в дом!

...а стирку заводит трижды в неделю

...а стирку заводит трижды в неделю

Поделиться

Папа в семье — по словам Люзии, как крыло и поддержка.

— Все, что есть в доме, он сделал сам — и полы теплые, и комнаты достраивал. И мальчиков обучает всему, что умеет. Малышей привезли — а играть у нас негде. Тогда папа перекрыл крышей двор, соорудил из пластика стены — теперь там тепло, снег не надувает, и можно в самые лютые морозы гулять. А за калиткой сделал настоящий городок — с качелями и лесенками, а забор сделали в виде карандашей, мальчики сами красили. Идея, правда, моя, — скромно улыбается мама. — Теперь все соседи ходят к нам фотографироваться.

Самое главное — это любовь, все в семье на ней держится

Самое главное — это любовь, все в семье на ней держится

Поделиться

«Самое главное — это любовь»: пять секретов счастливой жизни от многодетного отца


Сам Фанис секретами семейного счастья называет не богатство и роскошь, а простые человеческие качества:

— Наши родители были многодетные, что у моих было пятеро, что у Люзии. Но она — вообще супермама, так она себя называет, — говорит Фанис. — От чего зависит счастье в семье? От юмора — любую острую ситуацию можно им сгладить. Второе — это внимание: каждый вечер, когда все уже в сборе, я собираю детей, и мы все вместе играем — рисуем, читаем, смотрим телевизор, — загибает пальцы Фанис. — Еще помощь и поддержка друг другу — нужно стараться это делать во всем, никогда не отказываться. Взаимопонимание важно: если поругались — сразу мириться, обняться, в щечку чмокнуть. И пятое, самое главное — это любовь, все в семье на ней держится.

Поделиться

  • ЛАЙК16
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter