Знаменитая «Черная пятница» добралась, наконец, и до Уфы. Пора нереальных скидок и тотальных распродаж, как обещает реклама в интернете, на радио и по телевизору, наступила 23 ноября.
Мозг просто отказывается верить в такую халяву: дело тут явно нечисто. Корреспондента UFA1.RU забросили в ТРЦ «Планета» в самый «час пик» и велели пройти огонь, воду и людские массы и выяснить, в чем соль барахольного ажиотажа.
Огня там, положим, не было, как и воды, если не считать метели на подходах к ТРЦ. А вот людей — сколько угодно.
Привет, пробки в девять баллов
Первым вестником хорошего вечера стала девятибалльная пробка почти сразу от офиса, поэтому те 50 минут, что мы ехали до «Планеты», я успел вздремнуть и набраться сил для предстоящего шопинга.
Как и ожидалось, парковка ТРЦ была забита под завязку — водители безнадежно кружили по занесенным снегом проездам, ожидая причала. Парковались и на местах для инвалидов — плевать на штрафы, «черная пятница» же. Весь паркинг тонул в снежной каше, она захлебывала ботинки до самого края: большой камень в огород организаторов тотальных распродаж. Но я приехал на такси и особо распаляться я не стал.
И вот я на месте. Автоматические двери распахнулись, и я робко прошмыгнул в мир массовых распродаж и бросовых цен, которые мне практически на каждом встречном бутике обещали многочисленные баннеры. Сразу оговорюсь, я — вот вообще не сторонник шопинга. В магазине у меня начинается особая форма аллергии — деревенеют ноги, руки потеют, горло сжимает спазм, словно его обхватывают зеленые лапки бородавчатого земноводного. Видимо, поэтому меня и выбрали тестировать «черную пятницу» — уж я-то точно вернусь и не оставлю в бутиках всю зарплату.
Выжить в очереди к гардеробу
Первым бастионом на пути в мир невероятных цен и скидок стал, как ни странно, обычный гардероб. Вот серьезно. Было такое ощущение, что все пути сошлись именно здесь: чтобы просто сдать куртку на вешалку, мне пришлось отстоять в очереди 40 минут. Нет, правда, о чем вы думали, продавцы: объявляете праздник тотальных распродаж, а в гардеробе у вас еле ползают две донельзя замученные женщины. От огромного количества людей и работы они уже попросту перестали логически мыслить и едва переставляют ноги. Можно ведь было как-то обдумать этот момент заранее. Меня поминутно подпирали и толкали десятки людей, причем у каждого был свой специфичный парфюм. Как в этой жуткой толчее мне не снесло крышу — большая загадка.
Время не самых выгодных сделок
Но вот, наконец, гардеробщица протянула мне заветный номерок, и я отправляюсь в ближайший знакомый мне бутик House. По правде говоря, мне давно уже следовало бы немного обновить гардероб, а тут и звезды так совпали, поэтому на знакомую вывеску я смотрел даже немного с надеждой, предвкушая копеечные цены на манатки.
Однако внутри все оказалось не так радужно, как я себе нафантазировал. За стильную толстовку предлагалось заплатить две тысячи рублей — ну, алло, ребята, я такую в сентябре покупал за 1200. И это при том, что рядом висит напоминание, дескать, что в честь «черной пятницы» на все будут скидки аж целых 20 процентов. Путем нехитрых математических подсчетов можно понять, что сделка, мягко говоря, не самая выгодная.
Такая же ситуация получилась и со всеми известными мне здесь вещами: буквально пару месяцев назад они стоили на порядок дешевле, и при том без всяких скидок.
Отдельно стоит отметить свинское отношение людей — в спешке они хватают вещи с витрины и, если по каким-то причинам те им не нравятся, просто бросают все в кучу, из-за чего выбрать что-то себе очень непросто, если только не уподобляться еноту, который роется в помойке в поисках печеньки.
Дальше заглянул в Reserved. Помнится, однажды там я смог найти себе пару годных вещиц, и даже почти что недорого. Тут обещали те же 20 процентов на все, что найдешь. А нашел я неплохой хлопковый свитшот, всего за 1500 рублей. Ага, вот что-то тут нечисто: из-под наклеенного ценника были видны какие-то другие цифры.
Я ковырнул верхнюю наклейку… И вуаля — оказывается, он стоил 1300. Если калькулятор не врет, так я еще и переплачиваю. На тотальную распродажу как-то не тянет, честно говоря.
Такая же ситуация повторилась и с футболкой: до распродажи она стоила 200 рублей, а сейчас надеялась продаться за 300.
Путь шопоголика: первые успехи
Что ж, ну где-то же должно повезти, в конце-то концов? Ни на что особо уже не надеясь, я побрел в Bershka — иногда там можно разжиться неплохими рубашками. Так вышло и на этот раз: после недолгих поисков я смог урвать себе симпатичную белую сорочку. И всего-то за две тысячи деревянных. Однако и здесь под новым ценником обнаружилась старая цена — 1700 рублей. Правда, к рубашке прилагалась скидка — 50 процентов. Скидка неплохая, пусть и не до конца честная. Первый успех на моем шопоголическом пути.
Народ тем временем все прибывал. Воздух становился все тяжелее и не желал втягиваться в легкие, ежеминутно я в кого-то врезался, и кто-то вписывается в меня, а громкоговоритель без конца бил по ушам, взывая к автомобилистам и умоляя подойти к своей машине — ее обидели на парковке.
В H&M приглянулась отличная холщовая рубашка за 1500 рублей. Плюс на все обещали 20 процентов скидки — для такой вещицы цена вполне приемлемая. Видимо, так решили и другие покупатели, ибо очередь к примерочным была огромной — ее конец терялся где-то в середине зала.
Пока бродил в толпе, услышал громкую музыку и бодрого молодчика, этажом ниже он вещал что-то на тему крутого конкурса. Я спускаться не стал, но таких стоиков были единицы — народу возле заводилы было почти как на рок-концерте.
Не бунтуй, малыш, мама вернется
Обычно я этого не делаю, но для чистоты эксперимента решил заглянуть и в Zara. Народу тут было солидно, оттого и бардак на полках был колоссальным. Тут обещали аж целых 50 процентов скидок! Но только на определенные группы товаров. А к ним грамотно примазались и обычные товары с обычными ценами — все равно под шумок утащат. Работает эта схема, надо сказать, неплохо — только при мне молодая мамочка, радостно вереща, стала обладательницей зимнего пуховика за 10 тысяч, будучи уверенной, что неплохо сэкономила. Очередь в примерочные тут переплюнула даже H&M. Другая мамочка так увлеклась шопингом, что даже забыла про свое чадо — покинутый ребенок сидел в игрушечной машине-коляске и изо всех сил давил на гудок. Уймись, дитя, маме некогда — тут же скидки!
Я остановил свой измученный взгляд на легком пальтишке для теплой весны и не особо хорошей осени, даже уже мысленно надел его на себя. Когда же разглядел на ценнике число 9999 рублей, физически ощутил, как жабка стиснула лапы на моем горле. Вот она, плата за бренд. И хвала богам, что я не модник.
С одеждой все было ясно, и я отправился поглядеть на ювелирку. Реклама тут, конечно, старалась на совесть — скидки обещали аж 80 процентов, ну как тут устоять. Однако, помнится, не это ли самое колечко за 6 тысяч я полтора месяца назад покупал за 4?! А зачеркнутый ценник и вовсе уверял, что цацка без скидки стоит почти 20 тысяч. Ну, коммерсанты, ну жуки.
Спасибо, распродажа: мне постелили на диване
На этом мой пыл шопоголика иссяк, и я решил ретироваться подобру-поздорову. Тем более что из дома уже бомбили зловещие СМС-ки: требовали немедля явиться к ужину, стращали, что третий раз его для меня разогревать никто не станет, и извещали, что вообще сегодня я сплю уже на диване.
Однако выбраться из «Планеты» оказалось не намного легче, чем туда попасть. К дисконтному ажиотажу добавился сильный снегопад, движение на подъездах к ТРЦ парализовало и такси, и я ждал еще добрых полчаса.
Что же, время резюмировать полученный опыт, добытый в жестких боевых условиях. Никаких заоблачных скидок и тотальных распродаж, как обещала реклама, не было и в помине — хитрые продавцы под шумок сперва неплохо взвинтили цены и потом их занизили, но слегка. Возможно, если иметь достаточный опыт штурма магазинов и прорву времени, то покопаться и найти вещь с неплохой скидкой и правда можно, даже мне повезло. А вот сама организация «Черной пятницы» оказалась не на уровне, начиная с парковки, продолжая часовой толкучкой в гардеробе и заканчивая тем, что работяги в магазинах попросту не успевали убирать разбросанные вещи за покупателями, из-за чего они валялись огромными кучами, в которых приходилось рыться как последнему мусорщику.
Почему мы покупаем? Как это работает?
Казалось бы, распознали хитрости продавцов давным-давно. И все равно наплыв посетителей был колоссальным — в 7-8 вечера протолкнуться было непросто. Так почему же это работает? Что двигает людьми, когда они массово бегут и потрошат кошельки за то, что объективно можно купить дешевле или по той же цене, но в другой день — без толкотни и нервотрепки. На мой вопрос ответила психолог Алиса Курамшина.
— Такие маркетинговые ходы работали и будут работать. Дело все в том, что человек имеет глубоко заложенные наклонности к накоплению, причем зачастую совершенно необоснованному. Надо вот ему второй телевизор, третий миксер и четвертый по счету айфон. А тут он видит, что скидки, да еще и огромные, и он подсознательно «ведется» на уловку, — объяснила поведение потребителей специалист. — Конечно, срабатывает и стадный эффект — когда покупатель видит сотни людей в магазине, он начинает думать, что и правда, раз все что-то берут, покупают, значит есть выгода, и этот противный шепоток убивает все доводы разума.
Если вы тоже нашли переклеенные ценники, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-987-101-84-78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.