Ласло Бок, написавший книгу «Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google» (издательство МИФ), раскрыл многие секреты ИТ-гиганта. И одновременно он сломал несколько стереотипов о крупных корпорациях. Вроде той, что в таких махинах все очень серьезные и носят серьезные офисные костюмы, лишь по пятницам позволяя себе расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке.
Я знакома с миром ИТ-технологий благодаря мужу, многие наши друзья трудятся в крупных корпорациях в России и в мире. И часто я слышала о всяких «ништяках» вроде пятничных вечеринок или бесплатного печенья для всех.
В Google это тоже часть корпоративной культуры. Во внешнем ее проявлении. Это «Яркие горки и кресла-мешки, бесплатные деликатесы, суматошные офисы (да, кое-кто даже катается по офису на велосипеде) и счастливые люди, которые вместе трудятся и отлично проводят время. Все говорит о том, что в этом месте работу воспринимают как игру. Да, тут есть доля истины, но, может, вся эта веселуха покажется слишком фривольной, чтобы воспринимать ее всерьез. Но веселье – важный элемент Google, который создает возможности для свободного поиска и новых открытий. И все же это скорее результат того, чем и кем мы являемся, а не определяющая характеристика».
Или вот еще момент. «Когда компания выросла до 10 человек, мы стали приветствовать собак на рабочем месте. (Позиция по поводу кошек также прописана в корпоративном кодексе поведения: «Мы любим кошек, но мы – компания собачников, поэтому считаем, что появление кошек в офисах приведет к стрессу».) И, разумеется, традиция бесплатного питания для сотрудников уходит корнями в бесплатную тарелку кукурузных хлопьев и огромное блюдо с конфетками M&M’s». Ну не прелесть ли?
В нашей компании тоже есть свои маленькие традиции. Это и четверговые походы в бар, и обязательное исполнение «Владивосток 2000» и «Восьмиклассница» в караоке. Одна коллега перед Новым годом дарит всем «Киндер Сюрпризы» и мы гадаем по выпавшей игрушке, что предстоит делать в течение следующих 365 дней. Мне два раза выпадала юла! И оба года действительно были очень суматошными и пришлось попотеть. В одном из офисов была даже официальная «Зона шансона» – в комнате с особой атмосферой работалось весело и продуктивно, несмотря на шум.
Микроклимат в коллективе, корпоративная культура – это очень важный момент. Опыт Google лично мне очень близок и понятен по сайту Ufa1.ru, несмотря на разность наших сфер и количество сотрудников.
Конечно, книга не только об этом. Никакие ништяки не станут драйверами для роста компании, если нет стержня и внутренней культуры. Зато блюдо с конфетками M&M’s запоминается.
Большая часть книги все-таки о «нутрянке». Например, в Google интересно проходят собеседования. Кандидат встречается не просто с менеджером по персоналу. Нет, на интервью приходит менеджер подразделения и, что особенно важно, один-два человека будущих подчиненных кандидата. И их мнение о нем, как о человеке, обязательно учитывается.
Еще одна особенность – это открытость компании. Это не только постоянные отчеты, в том числе и отцов-основателей, но и невозможность… написать кляузу на коллегу.
«Вот как, например, мы решаем проблему "подсиживания": если вы пишете о ком-то злобные письма по электронной почте, не удивляйтесь, если ваши письма начнут попадать в особую категорию. Помню, как в первый раз я на кого-то пожаловался в электронном сообщении, и мой менеджер немедленно переслал его тому человеку, так что нам пришлось быстренько решить проблему между собой», – вспоминает Ласло Бок о своих первых днях в компании.
Не нужно думать, что «Работа рулит!» – лишь восторги о котятах. Нет, здесь есть достаточно жесткие строчки. Например, о том, что лучшие сотрудники должны получать больше денег. Все просто по закону Парето – 90% идеи и работы генерируют 10% сотрудников. Значит, и сливки должны доставаться им. Спорно? Попробуйте прочитать книгу и узнать аргументы автора.
«Позаботьтесь, чтобы они об этом знали. Даже если у вас нет таких денег, чтобы обеспечить существенно более высокую оплату для лучших, разница всё же будет играть свою роль», – пишет автор.
Думаю, что книга будет интересна не только руководителям компаний. Нужно быть достаточно смелым и либеральным, чтобы, например, следовать совету – нанимать на работу тех, кто лучше тебя. Книга будет интересна и HR-менеджерам, которые находятся в поиске действенных и бюджетных решений по повышению мотивации персонала. И не эйчару нужно быть смелым – а то вдруг директор лишит его полномочий самостоятельно решать, кого звать на собеседование, а кого – нет. В Google разработана целая система по отбору кандидатов, весьма действенная. Будет книга интересна и тем, кто работает в сфере ИТ, и хочет поближе узнать о Google как о работодателе.
Фото: Фото издательства МИФ