В рамках нынешнего концертного тура «Аквариум» презентует очередной, уж бог весть какой по счету альбом под традиционно загадочным названием «Пушкинская, 10». Хотелось бы отметить, что пластинка эта, работа над которой, по признанию БГ, продолжалась практически 10 лет, чудо как хороша. Вот вам, дорогой читатель, наудачу буквально одна строчка: «Мое сердце воет волком – у тебя внутри луна под водой. Пеликан и еж ходят с огнеметом по границе между мной и тобой».
Огромный концертный зал очень скоро оказался заполненным до отказа. И вот из клубов дыма индийских благовоний соткались и участники культового коллектива во главе с БГ, одетым, как всегда, стильно – в джинсы и элегантный жилет. Отмечу, что сценический наряд артиста дополнял такой немаловажный аксессуар, как потрясающей красоты голубые замшевые ботинки (поклонники рок-н-ролла поймут мой восторг, ведь многим помнится замечательная песня народного артиста США Карла Перкинса «Blue Suede Shoes»).
С первых аккордов начало появляться какое-то не совсем обычное ощущение: с одной стороны, группа «Аквариум», в отличие от некоторых «звезд» российского шоу-бизнеса, совершенно не привыкла почивать на лаврах, из года в год играя на концертах и корпоративах один и тот же набор песен. В первой половине выступления прозвучали в основном новые композиции. А это более чем убедительное доказательство: коллектив не превратился в памятник самому себе, и ему определенно есть, что сказать своему слушателю.
С другой стороны, звучавшие в начале концерта преимущественно медитативные, спокойные песни, хотя и принимались залом с огромным и совершенно неподдельным энтузиазмом, вызвали не то чтобы некоторое равнодушие, но в какой-то момент концентрация спокойствия увеличилась настолько, что стало ясно: необходима смена темпа. И смена темпа последовала с таким качеством, что под «ритмически захватывающую мелодию» абсолютно солнечной песни в стиле reggae «Zoom Zoom Zoom» ноги пошли в пляс у доброй трети публики. После этого собственно и возникло и до последнего аккорда не отпускало аудиторию то состояние, ради которого все и пришли на этот концерт.
Песни, гениально звучавшие в живом исполнении, были сыграны с внешне небрежным и в то же время таким одухотворенным мастерством, с настоящей энергией. Одно присутствие в нынешнем «Аквариуме» участника еще классического состава 80-х годов бас-гитариста Александра Титова чего стоит!
О выходах на бис в этом концерте можно на самом деле писать отдельный материал. Они того стоили, поверьте! Дополнительно к основной программе концерта прозвучали еще порядка 10 песен, которые знает наизусть не одно поколение почитателей «Аквариума». Неистовые импровизационные проигрыши и тихие, чуть печальные и прекрасные напевы – здесь было все, чтобы ощутить: да, вне всякого сомнения, «гармония мира не знает границ».
Небольшая послеконцертная пресс-конференция также не обошлась без разнообразных сюрпризов, порой чем-то неуловимо напоминая
пьесу в жанре театра абсурда. Для начала спросили о наболевшем, о насущном.
– Борис Борисович, расскажите, как ваше самочувствие?
– Да... ничего (Улыбается.). А ваше? У вас нормально все?
– Слава Богу.
– У меня то же самое.
– Борис Борисович, вы в этом зале чуть ли не единственный артист, который пел на бис практически полчаса. Это так уфимским поклонникам повезло особо, или вы где-то еще дольше пели? А рекорд исполнения песен на бис какой был?
– Вы знаете, когда мы начнем заниматься спортом, тогда я точно смогу по поводу рекордов все рассказать.
– А каким именно спортом вы бы хотели заняться, можно уточнить?
– Если я начну заниматься спортом... Не знаю... Я все время думаю о пчеловодстве (Улыбается загадочно и отчасти иронически.).
– Не было ли мыслей у вас уехать куда-нибудь, например, перебраться в Москву?
– Вы знаете, в Москву рвались только три сестры у Чехова, и добром это не кончилось (Общий смех.).
– Вы как-то применяете образование ваше математическое?
– Нет. Я ничего не помню (Смеется.).
– Но... в стихосложении оно вам ведь здорово помогает?
– Нет. Стихосложение не имеет ни малейшего отношения к математике.
– Но... математика и шахматы – это же все взаимосвязано? И стихи тоже?
– Вы знаете, это вас обманули.
– С чем связано название нового альбома «Пушкинская, 10»?
– С тем, что наша студия находится на Пушкинской,10. И десять лет мы в этой студии собирали те песни, которые вошли в этот альбом.
– Песня «Я учусь быть Таней» из нового альбома заставляет вспомнить мировых классиков театра абсурда: Ионеско, Беккета. Быть может, творчество кого-нибудь из них вдохновляло вас в процессе создания этой песни?
– Нет. Вдохновляла меня просто окружающая жизнь. С небольшой помощью от Саши Кайдановского.
– О вашей замечательной музыкальной программе «Аэростат» на Радио России мы прекрасно осведомлены. У нее множество постоянных слушателей. Не планируете ли вы случайно сделать телевизионную версию этой программы, чтобы привнести в телеэфир что-то качественное и осмысленное, с хорошей музыкой, ибо российское телевидение неуклонно борется со здравым смыслом и теряет интеллигентную аудиторию?
– Нет. Вы знаете, дело в том, что я к телевидению отношусь очень плохо.
– А почему?
– Ну, потому что это выгребная яма.
– Но, тем не менее, вы находитесь в шоу-бизнесе...
– Нет. Вас опять обманули, мы никогда в жизни не принадлежали к этому. Потому что... понимаете, бизнес и музыка никак не связаны друг с другом. Они – в разных пространствах.
– Если бы у вас появилась возможность вернуться лет на 30 назад, вы бы что-нибудь изменили в своей жизни? «Аквариум» существовал бы?
– Я бы получше записывал то, что мы записывали, я сейчас лучше научился. Просто записи 80-х годов было бы слушать интереснее.
– Как-то вы сказали о том, что не очень уверены в себе и никогда не были уверены в себе вообще.
– Я о себе не думаю, поэтому я не могу быть уверен или не уверен. Вас все время кто-то вводит в заблуждение. Зачем любому человеку думать о себе?
– Ну вот вы дарите себя людям, вы дарите свое творчество, естественно, вы об этом думаете.
– Нет. Когда я дарю, я не думаю об этом. Я просто дарю. Плох тот человек, который дарит и думает при этом: «Я дарю!»
– А в мировой рок-музыке, на ваш взгляд, имеются какие-нибудь явления, на которых можно заострить внимание?
– Таких явлений сколько угодно.
– Посоветуйте, что можно послушать?
– Послушайте «Аэростат». Там у меня почти каждый месяц какие-то новые вещи. По-моему в ближайшее воскресенье будет передача – исключительно из новой музыки.
– Какая из недавно прочитанных вами книг произвела на вас наибольшее впечатление?
– Мне и Акунин понравился, и Пелевин понравился, последние книжки.
– Авангардисты они какие-то...
– Ну уж ничего более мэйнстримового, чем они оба... С каких пор Пелевин – авангардист? Роман «Т» – очень забавная, милая книга, с не очень «ожиданной» концовкой.
– Какова ваша личная иерархия поэтов? Предположим, на первом месте Пушкин – и дальше...?
– Вы знаете, я не стал бы поэтов ставить в иерархию, потому что они все пишут по-разному. Читаю понемножечку и очень многих.
– А какие домашние животные вам более всего симпатичны – кошки или собаки?
– Кошки, хотя собак я тоже люблю.
– А у вас есть какие-то домашние животные?
– Кот есть.
– А как его зовут?
– Это его частное дело. Он не давал мне права раскрывать это.
– Кто-нибудь находил в вашем нынешнем облике сходство с Элтоном Джоном?
– На Ямайке растаманы меня называли то Элтоном, то Оззи (Смеется.).
– Из так называемой «молодой шпаны», нового поколения российских рок-музыкантов, кто-нибудь кажется вам симпатичным, интересным в плане музыки и текстов?
– Симпатичными они мне все кажутся (Смеется.).
Ну и в качестве небольшого постскриптума к рассказу о концерте группы «Аквариум» в Уфе еще одно забавное, но в чем-то и поучительное
лирическое отступление. Не секрет, что все наши СМИ, особенно радио и ТВ, не особо стремятся пропагандировать творчество Бориса Гребенщикова, в большинстве случаев просто игнорируя музыканта.
Справедливости ради стоит отметить, что БГ все же имеет возможность регулярных выступлений в эфире Радио России в рамках авторской музыкальной передачи «Аэростат». По моему мнению, данный проект – один из немногих, о которых можно со всей определенностью сказать, что у автора и ведущего абсолютный музыкальный вкус и чистейший русский язык, в отличие от многих сотен так называемых ди-джеев, вещающих в эфире бесчисленного множества коммерческих ФМ-каналов и косноязычно анонсирующих «музыкальные композиции, которые продолжают музыкальную программу».
О том, что у БГ и «Аквариума» несколько десятков феноменально талантливых альбомов и несколько сотен песен, вошедших в золотой фонд российской музыкально-поэтической культуры, знает лишь «узкий круг посвященных» – те несколько миллионов жителей России, которым все никак не хочется входить в ряды поклонников Коли Баскова, для которых имена Сальвадора Дали, Рене Магритта, Сэмюэла Беккета, Даниила Хармса и Виктора Пелевина не просто сочетания букв и звуков. Эти люди от идиотических телевизионных «проектов» ушли в Интернет и продолжают читать Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, слушать русскую и мировую классическую музыку, а также блюз, джаз и рок-н-ролл.
Как сказал однажды в интервью сам БГ о своем творчестве: «У нас редкий жанр – песня со словами, которые нужно слушать». И жители столицы солнечного Башкортостана, к счастью, смогли убедиться, что в упомянутом жанре у группы «Аквариум» на сегодняшний день практически никаких конкурентов попросту не существует. Эксклюзивный концерт был представлен самым стильным и рок-н-ролльным каналом уфимского ФМ-диапазона Radio Manhattan.
Главное впечатление от мероприятия: на концертах легендарный ансамбль по-прежнему звучит столь качественно и убедительно, что абсолютное большинство «молодой шпаны» – представителей современного русского рока – нервно курят. Так что слова из одной древней песни БГ: «Мне пора на покой – я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране», – по счастью, не актуальны.
«Аквариум» на самом деле ничем не лучше и не хуже сотен тысяч других замечательных русских и зарубежных рок-команд. Просто он такой один. Его ни с кем и никогда не спутаешь, а его песни уже давно стали неким культурным кодом для нескольких поколений интеллигенции. Вот такие дела. Ну что ж, дорогие друзья, а в качестве своеобразного эпилога к нашему повествованию – текст классической песни группы «Аквариум» – «Плоскость». Именно она скрасит следующие несколько минут. Оставайтесь с нами, не переключайтесь! Читайте и наслаждайтесь!
Мы стояли на плоскости
С переменным углом отражения,
Наблюдая закон,
Приводящий пейзажи в движение,
Повторяя слова, лишенные всякого смысла,
Но без напряжения, без напряжения.
Их несколько здесь,
Измеряющих время звучанием,
На хороший вопрос готовых ответить мычанием,
И глядя вокруг,
Я вижу что их появление
Весьма не случайно, весьма не случайно.
Фото: Фото Ольги НИКИФОРОВОЙ