Премьерный показ конкурсной программы 2008 года XI Манхэттенского фестиваля короткометражного кино c огромным успехом прошел в уфимском кинотеатре «Родина». Необходимо отметить, что демонстрация конкурсной программы явилась вторым фестивальным этапом для зрителей 12 городов России, а несколькими днями ранее вниманию уфимских поклонников киноискусства были представлены лучшие «манхэттенские» картины с 1999 по 2007 годы.
Этот фестиваль уникален тем, что для конкурсной программы по традиции отбираются исключительно фильмы, созданные начинающими, «нераскрученными» режиссерами, а не всемирно известными мастерами кинематографа. Фестиваль предоставляет им полную возможность показать свое творчество публике многих стран мира, а также шанс получить главный приз – возможность снять свой полнометражный фильм в голливудской студии.
Процедура определения лучшего короткометражного творения предельно демократична – Гран-при получает победитель, выбранный в ходе голосования зрителей всех континентов. Российские города в числе 115 мегаполисов мира уже в третий раз были включены в список участников фестиваля, уфимские же поклонники нестандартного кино во второй раз получили возможность увидеть фильмы, вошедшие в конкурсную программу, и отдать свой голос за наиболее полюбившееся произведение.
Финальную конкурсную программу Манхэттенского фестиваля 2008 года составили 12 короткометражных картин из Австралии, Великобритании, Дании, Нидерландов, США, Израиля, Ирландии, Новой Зеландии, Индии и Испании. Начался конкурсный показ с фильма британского режиссера Пола Гловерса «Поток» Эта картина настолько точно и убедительно показывает мрачную абсурдность человеческого бытия и своеобразный черный юмор последовательно возникающих в жизни главного героя трагических случайностей, что как-то сам собой вспоминается невеселый афоризм советской эпохи: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
Фильм нидерландского режиссера Хиба Винка «Официант» – очень тонкое и трогательное о повествование о человеке, который в течение долгих лет снабжал едой и напитками посетителей ресторана – совершенно незнакомых ему людей. Неимоверное количество точных наблюдений за проявлениями человеческой психологии, накопленных во время многолетней работы, в конце концов настолько точно систематизируется, что перерастает в некую науку, описывающую предпочтения и черты характера его клиентов. Но наступает момент, когда официант замечает, насколько прекрасной и осмысленной может быть жизнь и за пределами ресторана, с которым он уже практически сроднился.
Также бурные аплодисменты уфимских кинолюбителей совершенно заслуженно достались фильму «Новичок» ирландского режиссера Стефа Грина. Темнокожий мальчик по имени Джозеф, без сомнений, имеет все основания считать, что тяжелее, чем первый школьный день в Ирландии, может быть только последний школьный день в Африке, когда его любимого учителя расстреливают боевики из антиправительственного вооруженного формирования.
И история о взаимоотношениях с новыми одноклассниками, которые поначалу складывались весьма непросто, рассказана автором картины увлекательно, с полной правдоподобностью детских характеров, а также с неподражаемым юмором. «Я думаю, этот фильм рассказывает о том, как ведут себя с аутсайдерами, пришельцами извне в целом и о возможности дружбы. Дебаты вокруг иммиграции представляют собой ряд сложных проблем. Единственный вклад, который, я надеюсь, этот фильм мог бы сделать, это напомнить нам о том, как все мы, человеческие существа, в сущности, похожи», – говорит режиссер фильма Стеф Грин.
«Несомненно, второй виток Манхэттенского фестиваля стал более благоприятным для Уфы, – считает руководитель клуба Сinemateca, киновед Владимир Жерехов. – Залы были полны, интерес зрителей был несомненным и очевидным, особенно к конкурсной программе. Это говорит о том, что мастерство молодых кинематографистов мира повышается. Иногда приходится слышать мнения по поводу того, что сейчас в кино не делается никаких открытий, что этот вид искусства зашел в полный тупик.
Я думаю, что это совсем не так. Раньше короткометражными фильмами никто особо не интересовался. Сегодня это кино выходит на авангардный план. Манхэттенский фестиваль продемонстрировал множество разных стилей и несомненное новаторство не только в плане языка, но и в плане свободного освещения самых различных сторон жизни. Относительно многих тем кинематографисты высказываются сейчас так, как еще недавно никто не решался».
«С тех пор, как я был ребенком, я всегда верил, что люди связаны друг с другом какой-то таинственной силой», – вспоминает испанский режиссер Диего Санчидриан Рубио, чей фильм «Золотая нить» завершал фестивальную программу. Драматическое произведение рассказывает о таинственных, быть может, и не заметных «невооруженным глазом», но чрезвычайно прочных ментальных связях, устанавливающихся между людьми, которые могут даже не подозревать о существовании друг друга.
И связь эта не случайно уподоблена золотой нити, ибо она легко преодолевает любые расстояния, и оказывается гораздо сильнее, чем мрак небытия и забвения. И увидев фильм, каждый кадр которого пронизан, насыщен поэзией странных и прекрасных образов, проецируемых всякой душой на окружающую реальность, неожиданно начинаешь осознавать, в чем скрывается смысл человеческого существования в этом лучшем из миров.
После того, как на экран опустился занавес, еще долго в душе каждого зрителя сохранялось состояние общности с неким глобальным мыслящим океаном – неиссякаемым источником вдохновения для кинематографистов, чьи произведения попали в конкурсный шорт-лист. За 5-10 минут экранного времени заставить публику искренне смеяться или задуматься о смысле жизни – задача действительно непростая.
И можно со всей ответственностью утверждать, что каждому из режиссеров, творения которых мы могли оценить в рамках фестивальной программы, это удалось в полной мере. Все эти картины увлекают зрителя мгновенно и не отпускают вплоть до финальных титров. И здесь как нельзя более уместной выглядит цитата из стихотворения Джима Моррисона: «Мир – это фильм, снятый людьми».