СЕЙЧАС +6°С

В моде синие воротнички

О чем мечтают современные школьники? Если 20-30 лет назад дети грезили романтическими профессиями полярника или космонавта, то теперь в тренде юристы и экономисты. О специальностях электрика, плотника, токаря и вовсе говорить не приходится...

Поделиться

Поделиться

О чем мечтают современные школьники? Если 20-30 лет назад дети грезили романтическими профессиями полярника или космонавта, то теперь в тренде юристы и экономисты. О специальностях электрика, плотника, токаря и вовсе говорить не приходится. Практика показывать, что все больше выпускников стремятся получить высшее образование, чаще всего гуманитарное, а потом не могут трудоустроиться. В то же время многие компании находятся в поиске синих воротничков и готовы платить им ничуть не меньшую заработную плату, чем белым воротничкам.

Участники круглого стола, организованного сайтом Ufa1.ru, обсуждали, как можно вернуть престиж рабочим специальностям и поддержать учебные заведения начального и среднего специального образования. В обсуждении приняли участие представители министерства образования РБ, члены промышленных объединений и предприятий города, представители центров занятости населения и учебных заведений.

Родители хотят как лучше

По словам начальника отдела программ занятости, рынка труда и сводно-аналитических работ Управления государственной службы занятости населения РБ Анисы Гимаевой, на данный момент существует дефицит многих рабочих специалистов.

«Не хватает токарей, фрезеровщиков, арматурщиков, монтажников, плотников, штукатуров, электриков, парикмахеров, барменов, швей. Все потому, что существует два разных рынка: рынок труда, который ориентирован на соотношение спроса и предложения, и рынок образовательных услуг, который в основном удовлетворяет потребности родителей, – говорит Аниса Гимаева. – Все стремятся дать своему ребенку достойное образование, и никто не думает, где и кем он будет работать потом. Должна быть пропаганда среди молодежи и зрелых людей, направленная на опровержение мнения «хорошо живут только юристы и экономисты».

«Приходит ко мне девушка с дипломом переводчика. Работу найти не может, так как язык толком не знает, – рассказывает специалист по профессиональному обучению, инспектор Центра занятости населения Уфимского района Альбина Морозова. – Девушка говорит: «Что мне делать? Пойду работать официанткой, там хотя бы деньги платят». А ведь нужно было учитывать свои возможности заранее и получить хорошую и востребованную специальность».

Психолог Центра занятости населения Уфимского района Айгуль Абдулина считает, что выпускники школ ориентированы на бренд предприятия, однако особая роль при выборе будущей профессии принадлежит педагогам и родителям. «В основном от родителей и педагогов зависит, как выпускники оценивают ту или иную профессию, какое образование они предпочтут получить», – говорит Айгуль Абдуллина.

Директор Уфимского промышленно-экономического колледжа Вера Валюшок тоже наслышана об этой проблеме. По ее словам, очень часто преподаватели приглашают на родительские собрания представителей предприятий, чтобы те рассказали о возможностях трудоустройства. «Самый популярный вопрос у родителей: «А сколько вы будете платить?». О других возможностях для развития ребенка мало кто интересуется», – отмечает Вера Валюшок.

Впрочем, родителей понять можно, каждый заботится о своем ребенке и желает ему счастья, в том числе и экономической стабильности.

Рабочим нужно платить как топам

Активно обсуждалась проблема завышенных требований выпускников к заработной плате. Не все предприятия способны платить вчерашнему выпускнику столько, сколько зарабатывает мастер с 30-летним стажем.

«Практически у всех выпускников необоснованно высокие претензии по заработной плате, – говорит инженер первой категории ООО НПП «Буринтех» Алла Волкова. – Они не понимают, что предприятие будет вкладывать в них как минимум год. У нас новое оборудование, мы берем выпускника, обучаем его, платим заработную плату ему и его наставнику. Мы стимулируем тех, кто работает давно. Но мы не можем платить необоснованно много тем, кто работает недавно и не выдает результатов».

Неоднократно поднимался вопрос государственного финансирования предприятий. «Без помощи государства мы не сможем подготовить хорошие кадры, – считает заместитель начальника отдела кадров, начальник учебного центра ОАО «УМПО» Антон Зайнетдинов. – Нужно работать на паритетных началах. Не все предприятия готовы платить рабочим высокую заработную плату».

Но прозвучали и другие мнения. Директора уфимского офиса кадрового холдинга «АНКОР» Роза Ремеева призывает не забывать о материальной мотивации сотрудников.

«В гонке за лучшими кадрами выигрывают те организации, которые и платят, и обучают, и развивают. К сожалению, такие условия труда могут предоставить далеко не все предприятия. Надо создавать бренд работодателя, чтобы школьники охотно шли работать к ним. Будущие рабочие должны ценить надежность, стабильность и безопасность, предоставляемые им предприятием. Многие западные компании и корпорации годами затачивают специалистов под себя», – говорит Роза Ремеева.

Как поднять престиж?

Заведующий сектором начального и профессионального образования министерства образования РБ Виктор Набатов рассказал о комплексе мероприятий, направлены на поддержку престижа и популярности рабочих специальностей. В частности, проводится ежемесячный мониторинг планируемого трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, организовываются специальные стажировки для выпускников. Существуют меры материальной поддержки учащихся в ссузах и училищах, в частности учреждены специальные стипендии. Также министерством ведется координация совместной деятельности различных организаций по профориентации и трудоустройству.

«Наша роль как министерства образования – выступать посредниками, сближать рынок труда и рынок образовательных услуг, направлять их в одном направлении», – говорит Виктор Набатов.

Ежегодно в республике выпускается около 25 тысяч специалистов. Причем подготовкой синих воротничков занимаются учебные заведения не только начального профессионального и среднего специального образования, но и частично вузы. Сам прием на бюджетные места ведется в соответствии со сводным прогнозом потребностей отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства в рабочих кадрах до 2020 года, которое сформировало министерство экономического развития РБ.

Начальник отдела по связям с работодателями Центра занятости населения Уфы Ирина Турчина говорит о важности проведения профориентационных тестирований школьников. Благодаря этой работе число учеников в начальных и средних специальных заведениях увеличивается.

«Не у всех есть возможность получить высшее образование, – говорит Ирина Турчина. – Зато у человека могут быть врожденные способности, тяга к труду. Может быть, лучше из него выйдет профессиональный токарь высшего разряда, чем никчемный инженер».

По словам Антона Зайнетдинова, для начала необходимо поработать над имиджем. «Сегодняшние названия рабочих специальностей безнадежно устарели. Для того, чтобы поднять престижность рабочих специальностей, необходимо пересмотреть существующие названия профессий. В Америке для профессии любого специалиста существует красивая и точная формулировка. А мы чем хуже?» – предлагает необычное решение проблемы Антон Зайнетдинов.

Много говорилось о том, что учебные заведения должны работать сообща. Как отмечает директор Центра занятости населения Калининского района Нуриман Азнагулов, сейчас в Уфе несколько предприятий успешно сотрудничают с ссузами и училищами, поддерживают их и поэтому не испытывают нехватки рабочих рук. «Дефицита в кадрах у нас нет, честно скажу», – говорит о пользе применения такой практики Антон Зайнетдинов.

Но этого, по мнению собравшихся, все равно недостаточно. Как считает заместитель директора по учебно-производственной работе Уфимского топливно-энергетического колледжа Сергей Лыткин, необходимо закрепить базовые предприятия за учебными учреждениями. «В последнее время монстры топливно-энергетического комплекса отворачиваются от ссузов, им нужны специалисты с высшим образованием. Надо закрепить предприятия за ссузами и колледжами, причем сделать это на законодательной основе», – заявляет Сергей Лыткин.

Мы вас ждем!

По отзывам многих участников мероприятия, рабочие специалисты находят работу быстрее и проще, нежели специалисты с высшим образованием. Это вызвано переоценкой собственных возможностей и недальновидностью школьников при выборе специальности.

Заместитель директора Уфимского автотранспортного колледжа Юрий Топоров отметил, что его учебное заведение старается поддерживать тесную связь с крупными предприятиями автомобильной промышленности, отправлять на практику туда своих учеников.

По данным ведущего специалиста по дополнительному образованию Уфимского механико-технологического колледжа Ларисы Валинуровой, уровень трудоустроенности выпускников в их учебном заведении достигает 98%. Секрет успеха кроется в большой подготовительной и профориентационной работе, программах дополнительного образования, спецкурсах, маркетинговых исследованиях. Преподаватели начинают знакомить со своими программами, отбирать будущих учеников еще в школе, поэтому туда приходят учиться те, кому это действительно интересно.

Проректор по науке и учебной работе Института повышения квалификации профсоюзных кадров Роза Старцева предлагает выпускникам вузов, которые не могут трудоустроиться, пройти курсы повышения квалификации и переобучиться, чтобы получить другую профессию. «К нам часто приходят по рекомендации от тех, кто уже учился у нас и потом быстро нашел работу», – говорит Роза Старцева.

Большую роль играют и стажировки. Много предприятий сейчас предлагают пройти у них обучение. В частности, менеджер по персоналу Уфимского хлебообъединения «Восход» Юлия Корнеева подтвердила, что они всегда открыты для молодых и инициативных выпускников. «У нас стабильное предприятие. Бывает, что человек увольняется, но потом все равно возвращается к нам», – говорит Юлия Корнеева.

Начальник управления по работе с персоналом ОАО «Уфимский мясоконсервный комбинат» Людмила Максимова поднимает еще одну проблему – редкие профессии. В мясной промышленности есть особые специальности. Например, постоянно нужны рабочие, которые забивают животных и разделывают туши. Таких специалистов в Уфе не готовят. «Это просто катастрофа. Мы не опускаем руки, готовим их сами, учим, вкладываем в это деньги. Очень обидно, если сотрудники потом уходят», – рассказывает Людмила Максимова.

В процессе дискуссии участниками круглого стола было принято решение объединить усилия и проанализировать, где и каких именно рабочих специалистов не хватает предприятиям. Необходимо специализированное обучение для редких и специфических специальностей и дальнейшая всесторонняя поддержка таких работников.

Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА, видео Рустема ВАЛИДОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter