В последние годы один из важных поводов для гордости у руководства Башкирии — возрождение советских молочных кухонь. Это предприятия, которые обеспечивают льготников молочной продукцией, смесями для питания младенцев и маленьких детей, которые сегодня объединены в нашей республике в большую сеть.
Восстановить молочные кухни удалось после того, как они были почти полностью ликвидированы из-за краха советского строя. Мы решили разобраться в том, во сколько обошлось их создание, чего властям удалось добиться в этом направлении и насколько прозрачна для общественности деятельность этих производств.
Как всё начиналось
Молочные кухни называют «советским ноу-хау» в сфере охраны материнства и младенчества. Они появились в ранние послереволюционные годы, для того чтобы обеспечить помощь многодетным и малообеспеченным семьям, женщинам, вовлеченным в общественное производство, и для того чтобы снизить младенческую смертность.
Согласно материалам научных статей Римы Сулеймановой, Эльвиры Абидовой, Гульфии Султангужиной и Евгении Леонтьевой, в Башкирии молочные кухни впервые стали появляться в 1920-х годах.
Так, к 1924 году в Уфе была одна женская консультация, две консультации для беременных женщин и одна молочная кухня. Тремя годами позднее в городе функционировало уже 17 женских консультаций — правда, в источниках не уточняется, в скольких из них были молочные кухни.
Что известно точно, так это то, что в этот же период такие кухни появились в Стерлитамаке, Бирске и Белебее. К 1956 году на территории республики действовало уже 47 молочных кухонь. Как указано в научной статье Ниаза Фаизова, они работали при родильных домах, состояли из производственного цеха и раздаточного пункта молочных продуктов.
В 1970-х, по данным уфимской администрации, молочные кухни в столице Башкирии работали как структурные подразделения детских поликлиник. На протяжении советского периода молоко в цеха поставлялось с молочно-товарных ферм сельхозпредприятий.
Вплоть до конца 1990-х в мини-цехах еще производились молочные продукты, однако в нулевые многие производства и раздаточные пункты молочных кухонь в родильных домах были закрыты.
Три таких учреждения в Уфе продолжили работу и в наше время. В 2010 году все эти кухни присоединили к муниципальному Центру детского и диетического питания, финансирование их работы осуществлялось из городского бюджета.
Меньше повезло другим городам республики. Так, в 2016 году жительница Стерлитамака обратилась к главе Башкирии Рустэму Хамитову с жалобой на то, что процесс получения молочной продукции для грудных детей сильно забюрократизирован, а цехов-кухонь в городе вообще не осталось.
Как сообщала пресс-служба администрации Хамитова, власти стали рассматривать варианты решения проблемы.
Новое рождение
В 2019 году уже новый глава республики Радий Хабиров поручил Госкомитету Башкирии по торговле и защите прав потребителей возродить молочные кухни. 23 апреля было издано распоряжение о создании ГАУ РБ «Молочная кухня».
Под его эгидой 1 июля того же года в помещении колледжа индустрии питания и сервиса в Стерлитамаке в рамках пилотного проекта запустили первое подразделение предприятия, рассказывали в самой «Молочной кухне».
В дальнейшем о ходе реализации проекта регулярно сообщала пресс-служба Хабирова, Минторга Башкирии и сам министр торговли региона Алексей Гусев.
Первый цех предприятия обеспечивал бесплатной молочной продукцией детей из Стерлитамака, Кумертау, Ишимбая, Мелеуза, Салавата, а также Уфимского, Стерлитамакского, Мелеузовского, Ишимбайского районов.
В 2019 году запустили сайт «Молочной кухни» с возможностью онлайн-заказа. В ноябре открылось производство в здании горбольницы в Октябрьском, в марте 2020 года начало работу подразделение в Сибае, для которого было возведено модульное здание. В тот же период запустили производства в Нефтекамске и Белорецке.
Уже существующие уфимские цеха весной того же года присоединили к «Молочной кухне», провели там ремонт. Все подразделения объединили в сеть кухонь, к январю запустили 84 пункта выдачи продукции, к февралю — автолавки для ее доставки в отдаленные населенные пункты.
В сентябре 2020 года заработал уже седьмой цех в Верхних Кигах, власти озвучили планы запустить производство молочной продукции в Иглино. В 2022 году, писал «Коммерсантъ», от идеи создания восьмого цеха решили отказаться из-за возникших «определенных сложностей с поставкой оборудования и себестоимостью строительства».
Вместо этого рассматривался вариант государственно-частного партнерства с неким предприятием, подразумевающий запуск расширенной линейки товаров под брендом «Молочная кухня». Предложение «подружиться» с бизнесом не звучало так уж странно, если учитывать, что госпредприятие с момента своего основания вело коммерческую деятельность параллельно со своими основными задачами.
Считаем денежки
Об успехах в этом направлении власти периодически сообщали на оперативных совещаниях — обычно новости подобного рода приносил министр Гусев. Забегая вперед, отметим, что деньги, которые зарабатывало предприятие, едва ли могли хоть немного покрыть расходы на его содержание — впрочем, едва ли кто-то ожидал этого от социального проекта.
Стартовали продажи у «Молочной кухни» совсем скромно: если три уфимские кухни, еще подведомственные Центру детского и диетического питания, в 2018 году принесли 51 миллион рублей выручки, то в в 2019 году выручка от реализации продукции всей вновь созданной сети кухонь через магазины составила 4,8 миллиона рублей.
Впрочем, уже в 2020 году результаты были куда лучше: коммерческие продажи принесли предприятию 48,2 миллиона рублей выручки. В 2021 году выручка от коммерческой деятельности «Молочной кухни», включая продажи в торговых сетях, общественном питании и частных медицинских организациях, составила 79 миллионов рублей. В 2022 году выручка составила уже 92 миллиона рублей.
Тем не менее вряд ли предприятие когда-либо было прибыльным. Наверняка этого не узнаешь, так как «Молочные кухни» с 2019 года ни разу не публиковали данных о своих финансовых результатах.
А вот со своей социальной миссией госпредприятие, похоже, справляется неплохо — к июлю 2024 года его продукцию бесплатно получали 23,6 тысячи льготников, в республике действовало 132 пункта выдачи и четыре автолавки.
Другой вопрос, сколько всё это стоит и насколько эффективно используются средства, вложенные в проект. Ответить на эти вопросы сложнее, чем кажется, так как с финансовой прозрачностью у «Молочной кухни» есть ряд проблем.
Суммарных расходов на поддержку и развитие предприятия власти не называли. Но из отчетов чиновников на совещаниях известно, что, например, в 2020 году на создание сети кухонь потратили 183,96 миллиона рублей, а в 2022 году на эти нужды были направлены уже все 595 миллионов.
Еще один важный маркер — баланс предприятия, который, по данным сервиса «Контур.Фокус», на 2019 год составлял 6,4 миллиарда рублей. О том, сколько стоит поддержание деятельности «Молочной кухни», можно судить и по стоимости госконтрактов, заключенных предприятием с начала реализации проекта до последнего времени.
Так, к ноябрю 2024 года, согласно подсчетам UFA1.RU на основе данных сервиса «Контур.Закупки», сумма эта составила больше 3,2 миллиарда рублей. Всё это дает общее представление об объеме вложений в проект. Очевидно, речь идет об очень больших деньгах.
Попробуем разобраться в том, как именно они тратятся. По доброй традиции, знакомой нашим читателям по закупкам подконтрольных Минкульту Башкирии организаций, значительная часть контрактов «Молочной кухни» была заключена с единственными поставщиками, наименование которых не раскрывается.
В ряде конкурсных процедур название победителей тоже не раскрывается, а многие из имеющихся итоговых протоколов еще и загружены файлом, текст в котором автоматически не распознается, что усложняет анализ закупок предприятия. К чему такая секретность, непонятно, но выяснить, от какой буренки получили молоко для ваших детей, — задача со звездочкой.
Информация о поставщиках постепенно перестала появляться в Единой информационной системе закупок к концу 2019 года, перед тем как в декабре башкирские антимонопольщики нашли нарушения конкурентного законодательства в пяти закупках предприятия у компании «Башпоставки» общей стоимостью в 354 миллиона рублей, писал «Коммерсантъ».
Как бы то ни было, все эти обстоятельства мешают объективно составить рейтинг главных поставщиков «Молочной кухни». Однако некоторых крупных партнеров выделить нам всё же удалось, как и понять основные направления расходов госпредприятия.
На что тратили больше всего
Например, самые большие траты за всё время существования «Молочной кухни» были связаны с поставками сухих смесей и питания: цена контрактов на эти услуги доходила до 96,12 миллиона рублей.
По данным «Контур.Закупок», одним из крупнейших поставщиков такого рода продукции была ранее упомянутая компания «Башпоставки», принадлежащая Геннадию Киселеву и Марине Галяутдиновой.
Первый прежде выступал учредителем компаний «Словэкс-Плюс», «Башзакупки», а также «Торговой компании», которую тоже можно увидеть среди поставщиков «Молочных кухонь». Все три занимались торговлей пищевыми продуктами и сейчас ликвидированы.
Что касается Галяутдиновой, то она в прошлом вела бизнес в сфере строительства и аренды, в частности руководила стройфирмой «Форрэст», а в 2005–2011 годах ей принадлежало фермерское хозяйство в Уфе.
Крупные расходы связаны и с фасовкой, упаковочными материалами. В этой сфере один из заметных поставщиков — уфимская компания «Берит», принадлежащая Александру Титову. В Москве у него есть фирмы «Хром» и «Лендер», специализирующиеся на торговле, следует из данных «Контур.Фокуса».
На крупные суммы закупалось и производственное оборудование. Среди заметных поставщиков — новосибирская фирма «Сиб-Цнт», которая, согласно информации с официального сайта, поставляет пивоваренное и молочное оборудование под ключ. Она принадлежит совладельцам Толмачевской пивоварни Виталию Юркову, Евгении Машковой и Александру Жатову.
Еще один поставщик оборудования для «Молочных кухонь» в Башкирии — крупная петербургская акционерная компания «Таурас — Феникс» по производству упаковочных машин во главе с бизнесменом Анатолием Петровым.
Строительные и ремонтные работы — тоже значительная графа расходов для республиканского предприятия. Здесь можно отметить, например, уфимскую компанию «Ард», принадлежащую бизнесмену Алмазу Саетову (не путать с экс-замминистра культуры Башкирии Алмазом Саетовым), владельцу стройфирмы «Хаски Хаус», профиль которой — быстровозводимые дома.
Другой поставщик из этой сферы — уфимский торговый дом «Агротехника» Рустама Хабибуллина, который, в частности, поставлял блочно-модульный комплекс для фабрики-кухни в Сибае.
Владелец торгового дома известен как директор фермерского хозяйства «Аль-Хабиб» в селе Красноусольский, форелевой фермы «Аскино» в башкирской деревне Максим Горький, совладелец производителя электрооборудования «Рэдком».
Напоследок повторим в очередной раз, что практика проведения госпредприятиями «полупрозрачных» закупок глубоко порочна и создает простор для коррупции и неэффективного расходования средств в отсутствии общественного контроля.
В остальном остается лишь констатировать, что «советские традиции молочных кухонь», о которых неоднократно говорили в своих докладах и выступлениях башкирские чиновники, действительно удалось возродить.
Читайте также нашу статью про тех, кто детей иметь не хочет — мы подробно разобрались в том, как в России с 1990-х развивался презервативный бизнес и кто за ним стоит.