За полтора месяца лета цены на бензин менялись шесть раз. Разница каждый раз составляла около 20–30 копеек, но наши читатели-автомобилисты начали переживать: «Сколько можно?» UFA1.RU поговорил с вице-президентом Российского Топливного Союза и генеральным директором АО «Компания УфаОйл» Ринатом Фаттаховым, который рассказал, как формируется цена на топливо.
- Как формируется цена на бензин?
- Почему не стоит сравнивать цены на топливо в разных странах?
- Почему цена на бензин растет?
- Когда цена на бензин не растет?
- Подорожание на 20 копеек — это много?
- Что делать, если не устраивает цена на бензин?
Как формируется цена на бензин?
В первую очередь на цену влияет баланс спроса и предложения. Он в стране примерно одинаковый, но последние годы растет внутренний туризм.
Второй момент — налоговая составляющая: в каждом литре бензина довольно большая доля налогов, и она не сокращается — у государства растут расходы, налоги не уменьшаются.
Третья важная составляющая — экспортная альтернатива. 50% дизельного топлива и небольшой процент бензина из страны идут на экспорт. Любой производитель нацелен на получение прибыли, плюс нефтепродукты производят не только госкомпании, но и частные заводы. Экспортная альтернатива влияет на решение, отправить бензин на экспорт или оставить его внутри страны.
Последние годы экспортная альтернатива была значительно выше цен внутреннего рынка. Если бы мы равнялись на нее, как в девяностые и нулевые годы, цены на топливо были бы на 20–25 рублей выше. Государство, чтобы нивелировать эти риски, которые появились в 2019–2020 годах, когда цены за год выросли на 9%, разработало демпфирующий механизм.
Это значит, что производители, которые продают 10% топлива на бирже, получают возвратный демпфер. Это своеобразный стабилизатор, помогающий компенсировать выпадающие доходы нефтяников от продажи товара на экспорт. Этот механизм был разработан с целью недопущения ручного управления ценообразованием, поскольку в России — рыночная экономика. Этот инструмент можно считать уникальным, без него цены сейчас были бы просто космическими.
Также стоимость бензина зависит от затрат, на которые не влияют сами нефтяники. Это зарплаты, энергоресурсы, железо, запчасти, услуги. Важная составляющая себестоимости бензина — его транспортировка. За последние полтора года стоимость ж/д тарифов выросла на 30%, а автотранспорта — в 2 раза. Как при таком росте затрат нефтяникам сохранять прежние цены?
Мониторингом ситуации занимаются наши регуляторы — это Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго.
Почему не стоит сравнивать цены на топливо в разных странах?
У нас любят равняться на Саудовскую Аравию и ОАЭ. Давайте не будем забывать, что эти государства размером в десятки и сотни раз меньше России, как и население. В Эмиратах, к примеру, около миллиона коренных арабов.
Также мы не знаем, как у них устроена вторая сторона налоговой составляющей. Там нет бесплатной медицины или других бесплатных для жителей вещей, но есть дешевое топливо.
Многие говорят, что у нас в стране много нефти. Но у нас и воды много. Литр воды стоит примерно столько же, сколько литр бензина. Но чтобы произвести бензин, нужно построить заводы, трубопроводы, нефтебазы, АЗС. И бензин стоит 47 рублей. Воду наливают, фильтруют и поставляют в магазин, стоит она тоже 47 рублей и больше.
Почему цена на бензин растет?
За 2023 год по состоянию на июль бензин подорожал на 1,9%. Инфляция — около 3%. Бензин растет всегда в рамках инфляции, ни одна отрасль не может развиваться так, чтобы в ней не росли цены, а в других отраслях увеличивались. Если такое происходит, то отрасль либо приходит в упадок, либо со временем догоняет эти цены.
В прошлом году официальная инфляция составила 12%. Бензин в прошлом году вообще не подорожал. Вернее, подорожал на 8 копеек. Когда в 2022 году была самая высокая инфляция за последние 10 лет, бензин вообще не подорожал. Как он может не догнать свою цену?
К тому же сейчас у нефтяников выросли зарплаты. Подорожали энергоресурсы, железо, асфальт, бетон — всё, что связано с производством и логистикой.
Кроме того, на данный момент оптовая цена на бензин выше розничной. Это нужно понимать всем. АЗС продают бензин в убыток, и если бы они увеличили цены эквивалентно оптовым, то мы бы видели рост в 7–10 рублей, но этого не будет.
Потребление нефтепродуктов начало расти. Люди меньше отдыхают за границей и предпочитают внутренний туризм, путешествуют тоже на своих машинах.
Бензин транспортируют внутри страны с помощью железных дорог и автомобилей. Автомобили сами по себе подорожали в два раза. Если раньше КАМАЗ стоил 5 миллионов рублей, сегодня — уже 12 миллионов. Зарплаты водителей на бензовозах увеличились в два раза, всё подорожало. Компании не могут работать себе в убыток.
С 1 сентября правительство страны планирует понизить демпфер в два раза. Это тоже психологически отражается на рынке. Важный момент: в мае и июне проводили плановые ремонты. Сейчас заводы выходят с ремонтов, в ближайшее время может произойти насыщение рынка бензином и цены стабилизируются.
Когда цена на бензин не растет?
Когда происходят серьезные катаклизмы на международных рынках, цена на бензин сильно падает. В прошлом году такая ситуация и произошла. Упали возможности экспорта, цены на нефтепродукты, спрос по стране.
Оптовые цены тогда тоже снизились, а розничную цену не поднимали из-за конкурентной борьбы. Снижаются цены скрытым демпингом — это дисконтные программы для потребителей бензина, от 1% и выше.
Подорожание на 20 копеек — это много?
Средний чек на заправке — 20 литров, средний бак — 50 литров. Получается, что в случае с 20 литрами речь идет о 3–4 рублях на полбака бензина. Это копеечные вещи, всегда нужно смотреть в процентном соотношении. Бензин подорожал на 2%, в прошлом году цена не менялась, нарастающим итогом инфляция за два года — 15%.
Если цену повысили 5 раз на 20 копеек, получается то же самое, если бы ее увеличили один раз на 1 рубль. Никому из нефтяников не советуют поднимать цены выше, чем инфляция. Сейчас — всего 2%.
Легко сравнить с тем, как подорожали продукты в магазине или автомобильные шины. Затраты растут, бензин остается на месте. К тому же у нас предвыборный год, вряд ли будут серьезно увеличивать цены.
Что делать, если не устраивает цена на бензин?
Переходить на другое топливо или электромобили. У нас, к примеру, стоимость сжиженных углеводородных газов составляют меньше 50% от цен на бензин. Сейчас появляются метановые заправки, осваивают альтернативное топливо. Многие таксисты переходят на СУГи, а есть и электромобили, которые во многих регионах не облагаются налогами.
Конечно, зимой батарея электромобиля будет садиться, но есть и гибридные машины, которые и на электричестве могут ездить, и на моторном топливе. Переоборудование обычных автомобилей тоже стоит недорого. Надо апеллировать цифрами, а не эмоциями.