Эксперт-экономист Всеволод Спивак сравнил экономические показатели Башкортостана и Татарстана. Согласно его выводам, результат работы башкирских чиновников оставляет желать лучшего. Публикуем его разбор на UFA1.RU.
«Вы уже лет двадцать стараетесь»
Для того чтобы «доказать» неэффективность работы чиновников Башкирии, не нужно ни много фантазии, ни много знаний. Достаточно взять почти любые цифры, характеризующие их «достижения» (ВРП, уровень заработной платы, инвестиции и пр.) и сравнить с Татарстаном. Вялые оправдания на уровне «мы стараемся» легко парируются уверенным «вы уже лет двадцать стараетесь» и повторной демонстрацией цифр. Одни и те же лица, десятилетиями меняя позиции, каждый год по телевизору рассказывают о своей «поддержке» партии, правительства, лично [президента России] Владимира Владимировича, достигнутых успехах и о слаженной работе команды профессионалов, направленной на благо экономики республики в целом и ее жителей в частности. Ну а уж, если каждый год успешен, то почему накопленный результат удручает? На этом обсуждение можно завершать, а дискутирующие стороны могут разойтись по своим углам. Критики уходят с чувством собственной правоты и морального превосходства, чиновники слегка удрученные, но вполне к этому привычные.
Проблема в такой дискуссии в том, что заверения в вечной преданности делу партии для подавляющего числа тех, кто делает карьеру на государственном поприще, — вещь далеко ритуальная и, когда мы, сообразно строгим моральным принципам и логике, возлагаем на каждого из тех, кто читает эти обязательные к произнесению псалмы и гимны, ответственность за накопление конкретных хозяйственных результатов, мы и сами понимаем, что слегка передергиваем. Действительность такова, что мы одновременно живем в параллельно сосуществующих реальностях. В одной реальности власть отказывается от проведения корпоративов на Новый год в целях экономии, а в другой расширяет круг тех, кому будут компенсировать проходы в ВИП-залы аэропортов и вокзалов (да, именно такой указ недавно подписал Р. Хабиров).
В одной реальности у нас мобилизованные обеспечены «всем необходимым», а в той реальности, где живут обычные люди, правящая партия собирает носки для мобилизованных. В одной реальности министры не могут ответить, когда купят новые машины скорой помощи, а в другой — тратят десятки миллионов на перелеты бизнес-джетами и банкеты. Более того, кажется, что у чиновников и нет возможности жить только лишь одной действительностью: либо ты освященный высокими идеалами просто отказываешься пользоваться теми инструментами, которые может предоставить тебе работа на государство, и тем самым ограничиваешь свои возможности, либо должен участвовать в ритуальных заклинаниях и партийных шабашах, принося на заклание свое честное имя.
Так вот, когда ты из номенклатурно-ритуальной реальности берешь аргументы для народной реальности — это выглядит почти неприличным. Этого не скажут, но «все же всё понимают». Поэтому логика «вы десятилетиями участвовали» в том, что Башкортостан оказался одним из самых дотационных регионов, оправдана с точки зрения высокой морали, но вряд ли позволяет оценить результаты действий конкретной команды. А как оценить всё же работу «управленческой команды региона», если не возлагать на нее весь груз исторической преемственности? Просто цифры в денежном выражении мало что дадут. Естественно, что «закрыть» разрыв и в ВРП регионов, и в объеме привлеченных инвестиций за несколько лет невозможно. Я решил замерить и посмотреть относительные показатели в динамике.
Башкирия vs Татария
Сразу оговорюсь, что то, что получилось, не претендует и не заслуживает определения «анализ». Это просто первая сверка цифр. Я выбрал (достаточно произвольно) три показателя:
1) среднедушевые доходы населения;
2) валовый региональный продукт;
3) инвестиции в основные средства.
Сравнение я проводил не только относительно Татарстана (скажем прямо, этот регион в управленческом плане сильно выделяется), но и относительно общих цифр по ПФО и России. Начнем с уровня доходов. Я взял цифры с 2013 года. Почему именно с 2013 года? Всё просто. Только лишь потому, что в той табличке на сайте Госкомстата, которую я нашел, они начинаются именно с 2013. И на протяжении большей части этого времени доходы жителей Башкирии были немного ниже, чем доходы среднего жителя России и Татарии, но выше, чем средние доходы по ПФО.
Судя по цифрам, очевидно, что сейчас Башкортостан резко «проседает». Так, если в период 2013–2018 года, доходы жителей нашей республики были в среднем на 8–10 процентов выше средних по ПФО и примерно на 12–15 процентов ниже, чем в соседнем Татарстане, то по результатам 2021 года мы отстали о Татарии на 19 процентов и наши доходы почти сравнялись со средними по ПФО. Более того, если посмотреть на итоги второго квартала 2022 года, то картинка вообще грустная: средние доходы жителя Башкирии стали ниже средних по ПФО на 2,3 процента (до этого отставание от ПФО наблюдалось только в первой половине 2015 года и во втором квартале прошлого года) и составляют всего 72 процента от доходов среднего жителя Татарии.
Пока это квартальные цифры. Но если и по итогам года мы зафиксируем отставание от ПФО, то это станет историческим прецедентом. В общем, сравнительная динамика цифр показывает, что с задачей роста доходов населения правительство Башкортостана не справляется и находится в числе аутсайдеров. И чем хороши относительные цифры — уже не получится всё списать на ковид, санкции и семь геомагнитных бурь. Всё это было и в других регионах.
Валовый региональный продукт (ВРП). Цифры по ВРП представлены начиная с 2016 года. Сразу надо оговориться, что методика расчета ВРП недостаточно совершенная, чтобы рассчитывать на высокую точность полученных результатов. К примеру, трудно считать прибавленную стоимость, возникающую на межрегиональных операциях. Чтобы оценить величину отклонения расчетного значение ВРП от действительного, можно сравнить суммарный ВРП по регионам и ВВП России.
Думаю, логично, что суммарный ВРП регионов и ВВП РФ должны быть равными. Но нет. К примеру, в 2020 году ВВП РФ составлял 106,9 трлн руб, в то время как сумма региональных ВРП давала всего лишь 93,8. Разница (а по сути ошибка) более 10 процентов. Сейчас (на 2020 год) ВРП Башкирии составляет 1,82 процента от суммы ВРП по России, 12,52 процента от ВРП ПФО и всего лишь 65 процентов от ВРП Татарстана. Можно смело сказать, что среднедушевой ВРП Башкирии (428 тыс. рублей) ниже среднероссийского и слегка ниже среднего по ПФО (471 тыс. рублей).
А вот отрыв от Татарии (658 тыс. руб.) впечатляет: нам надо вырасти в полтора раза, чтобы догнать соседей. Судя по цифрам, они живут на другой ступени лестницы экономического развития. Но при этом в последнее время наш ВРП стабилен относительно России (сумме ВРП регионов), Татарстана и ПФО (отклонения в десятые доли процента аналитически мало что значат с учетом несовершенной методики расчета ВРП). В общем-то, не так плохо, как я ожидал: нет никакого опережающего роста, но и не нарастает отставание. Инвестиции. Вот здесь я удивился.
Парадигма поменялась
Исторический максимум относительных инвестиций прочно остался в том прошлом, в котором республикой управлял Муртаза Губайдуллович [Рахимов], а минимум остался в периоде правления Рустэма Закиевича [Хамитова]. А вот начиная с 2018 года (цифры по 2018 году я отношу к «заслугам» Р. Хамитова) мы на самом деле видим относительный рост инвестиций. Так, если объем инвестиций в Башкирии в 2018 году составлял лишь 42,5 процента от суммы инвестиций в Татарстане, то по итогам 2021 года инвестиции в Башкортостане превысили 61 процент от соответствующего показателя Татарстана, вырос в относительном выражении почти в полтора раза. Можно радоваться? Есть нюанс.
Раньше бюджет был профицитным и республика не только не занимала, но и умудрялась копить «кубышку». С приходом Радия Хабирова парадигма поменялась и бюджет стал стабильно дефицитным, исходя из логики необходимости инвестиций в опережающее развитие. Так вот, если прикинуть разницу между профицитными бюджетами Р. Хамитова и дефицитными Р. Хабирова и предположить, что большая часть этой разницы была действительно обусловлена затратами, связанными с ускорением экономического развития (в форме прямых бюджетных инвестиций, в форме софинансирования инфраструктуры, компенсации затрат предпринимателей или снижения части налогов), то выяснится, что этим можно полностью объяснить рост относительных инвестиций. При этом мультипликатор госрасходов на стимулирование инвестиций получается небольшим (отношение государственных расходов на инвестиции в любой форме в приросте частных инвестиций обусловленных этими расходами).
Хорошо это или плохо? Не знаю. Если эти инвестиции эффективны, то их рост, теоретически, должен коррелировать с относительной опережающей динамикой ВРП с временным лагом. Сейчас, судя по цифрам, этого не происходит. Но из отсутствия «догоняющей» динамики ВРП пока рано сделать выводы, так как реализация более-менее заметного инвестиционного проекта требует времени. Но вот, если по итогам 2022 и 2023 года мы не увидим улучшений, то можно будет сказать, что государственные деньги выбрасывались на ветер. А может быть, наоборот, всё будет хорошо!
Согласны с автором?