СЕЙЧАС +10°С

Деньги и счастье – признаки нестабильности

Поделиться

Война закончилась, пережили радость безмерную, ожидали перемен. В Башкирии разрушений, обусловленных войной, было меньше, однако и здесь наблюдалась разруха, так как основные материальные ресурсы перераспределялись на обеспечение потребностей фронта. Их не хватало на поддержание обобществленного жилого фонда городов, транспорта, мостовых, тротуаров.

Эксплуатация на износ привела к тому, что к 1945 году все крыши нуждались в ремонте, были прекращены пассажирские автобусные перевозки, уменьшилось число трамвайных маршрутов. В Уфе ощущался недостаток воды. Бытовое обслуживание горожан находилось на низком уровне. Большие проблемы возникали с подачей питьевой воды. Коммунальная канализация в 1945 году была только в Уфе, ее протяженность составляла 4,5 километра, и она обслуживала 200 объектов (0,4%). Но этого было недостаточно, поэтому улицы городов и водоемы продолжали загрязняться бытовыми и производственными отходами. Существовали трудности с подачей электричества. Основными видами общественного транспорта были автобусы и трамваи.

В мае 1946 года уфимский горком партии и исполком городского совета обратились к населению с открытым письмом «Ко всем гражданам города Уфы». В нем говорилось: «Нужно, чтобы каждый житель Уфы вложил свой труд в общее дело… Не менее пяти дней отдать работе по благоустройству города».

Тысячи трудящихся взялись за очистку и приведение в порядок дворов, парков, улиц. Граждане после работы участвовали в рытье траншей для водопровода, готовили к заливке асфальтом тротуары. Только на этих объектах в 1946 году жители отдали благоустройству города свыше 200 тысяч человекодней.

Еще одним способом решения данной проблемы были социалистические соревнования между городами. Возводились новые культурно-бытовые объекты, была облагорожена столица республики Уфа.

В 1947 году удалось наладить телефонную связь столицы со всеми районными центрами и городами республики. В 1950 году по республике насчитывалось 17 083 транспортных единицы (в том числе 1142 легковых автомобиля и 162 автобуса). К 1950 году в республике построили 162 тысячи квадратных метров дорог и тротуаров, в том числе заасфальтировали 94 тысячи квадратных метров.

По всем городам и районам республики создавались фонды помощи семьям защитников Родины. В результате оказания помощи 25 тысяч семей инвалидов войны и демобилизованных были выведены из крайне тяжелого материального положения. Но в республике проживало до 40 тысяч инвалидов и семей военнослужащих, крайне нуждавшихся в одежде, обуви и продуктах питания.

Тяжелейшим последствием войны была детская беспризорность и безнадзорность. Для устройства их было создано и функционировало 129 детских домов, в которых находилось 15 586 воспитанников. Кроме того, было организовано шесть ведомственных детских домов, в которых содержалось 600 детей.

В промышленности наблюдалась высокая текучесть кадров, предприятия работали неритмично. В регионе задача стояла не в восстановлении, а в перестройке ее, изменении производственного профиля, многих предприятий, налаживании производства мирной продукции. Сказались нехватка квалифицированных кадров и отъезд эвакуированных кадровых работников. Прекратили свою работу на производстве многие женщины и пенсионеры. Необходимо было время для подготовки кадровых специалистов. Известно, что в 1951 году число городских жителей Башкирии увеличилось на 68,8 тысячи и составило 868,5 тысяч человек. Многие пополнили ряды рабочего класса.

Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн. Положение колхозников было еще труднее – во многих колхозах они получали всего от 30 до 400 граммов хлеба на трудодень. Причин крайне тяжелого положения в сельском хозяйстве было много, в том числе засуха 1946 года, летние заморозки 1949 года, нехватка техники и низкая культура земледелия.

По подсчетам Веньямина Федоровича Зимы, в 1946–1948 годах от голода в стране, пережившей войну, погибло два миллиона человек. При этом экспорт зерна в страны Восточной Европы в 1946 году составил 1,7 миллиона тонн – 10% от всего урожая; в 1946–1947 годах – 2,5 миллиона тонн.

В качестве принудительных в 1946–1947 годах были проведены «меры по ликвидации нарушений Устава сельхозартели»: у крестьян республике было отобрано и возвращено в колхозы около 13 тысяч гектаров земли, 2575 голов скота, 229 хозяйственных построек, 10,7 тысячи центнеров продукции и так далее. Небывало жестокие меры применялись в отношении голодающего населения, когда указами 1947 года предусматривалось от пяти до 25 лет лагерей за всякое посягательство на государственную и колхозную собственность. Практиковалась так называемая контрактовка, по которой колхозников обязывали продавать государству мелкий скот за бесценок.

Применительно к Башкирии следует отметить сокращение сельского населения на 73,9%. Несмотря на постепенное расширение посевных площадей и укрепление тракторного парка, к 1950 году только на 91,6% удалось достичь довоенного уровня. Валовой сбор зерновых по результатам пятилетки во всех категориях хозяйств составил 92,2%, объем продукции животноводства – 87,1% довоенного. Шел процесс сворачивания деятельности подсобных хозяйств, количество их к 1950 году сократилось до 43%.

Кроме того, покупательная способность рубля в годы войны снизилась. В государстве скопилась избыточная масса денег. В 1947 году советское правительство проводит перестройку денежного хозяйства с целью укрепления курса рубля. Но это уже другая история...

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter