Целенаправленную политику на установление не бывало высоких темпов роста тяжелой промышленности в ущерб другим секторам экономики в истории нашей страны принято называть политикой «Большого скачка». Так, в 1929–1930 годах резко увеличился темп развития крупной промышленности по сравнению с контрольными цифрами пятилетки – на 32%. То же происходило в сельском хозяйстве. 1929-й стал годом «великого перелома» – насильственной коллективизации, предполагавшей унификацию форм собственности и форм хозяйствования.
Чтобы решить проблему накопления, были выпущены большие займы для размещения среди населения, расширилась продажа водки, увеличился экспорт хлеба, нефтепродуктов и леса. Еще одним источником средств стала громадная денежная эмиссия: в 1928 году она была незначительной, в 1929 году она составила уже 800 миллионов рублей, в 1930–1931 – примерно по 1,5 миллиарда рублей, в 1932 – 2,7 миллиарда рублей.
Банковская система
Реорганизация банковской системы, начавшаяся в 1927–1929 годах, стала подготовительным этапом к кредитной реформе 1930–1932 годов. Это был процесс постепенного сосредоточения в Государственном банке СССР краткосрочного кредитования и безналичных расчетов. Значительным шагом на пути к проведению кредитной реформы стало создание в 1928 году банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК) на основе объединения Промбанка и Электробанка.
В целом проводилась активная политика наращивания объемов долгосрочного банковского кредитования в стране, что было обусловлено развитием капитального строительства и задачами индустриализации. В результате за период с 1 октября 1926 года по 1 октября 1929 года объем долгосрочных кредитных вложений, осуществленных всеми кредитными учреждениями СССР, увеличился более чем в семь раз и составил 5970 миллионов рублей. Еще одной важной предпосылкой стал перевод на хозрасчет всех предприятий государственной промышленности в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 года «О реорганизации управления промышленностью». Это создавало условия для установления прямых кредитных отношений между банками и предприятиями. Кроме того, перед реформой уже шел процесс вытеснения из хозяйственного оборота коммерческого кредита, основанного на векселях. Так, постановление СНК СССР от 18 ноября 1929 года «О рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» предусматривало прямой и целевой характер банковского кредитования организаций, заготавливающих сельскохозяйственное сырье. В целом подтоварные и производственно-целевые ссуды на 1 октября 1929 года составляли 42% в общей сумме краткосрочных вложений Госбанка СССР.
От монет к билетам
С середины 1920-х годов в СССР постепенно была прекращена чеканка монет из драгоценных металлов: серебряных рублей – в 1924 году, серебряных полтинников в 1927 году, разменной серебряной монеты – в 1931 году. Начиная с 1930-х годов, денежное обращение страны обслуживалось бумажными денежными знаками и монетами из недрагоценных металлов. Монеты, достоинством 1, 2, 3, 5 копеек, изготавливались из алюминиевой бронзы, монеты достоинством 10, 15, 20 копеек – из медно-никелевых сплавов белого цвета. В этот же период происходит переход к однотипному стандартному оформлению советских монет, на аверсе помещался государственный герб СССР, а на реверсе – номинал монеты и дата ее чеканки. Проект внедрения в обращение 50-копеечных никелевых монет вообще не был осуществлен.
В архиве Ленинградского монетного двора остался штемпелевальный аппарат пробных 10 и 50 копеек, однако не сохранилось ни одного эталона самих монет. По некоторым данным в одной личной коллекции нашелся полтинник – единый узнаваемый на сейчас экземпляр пробной чеканки 1929 года. В мае 2011 года на аукционе «Знакъ» он был реализован клиенту, сделавшему ставку по телефону в 10 миллионов рублей. Наверное, это рекордная цена на отечественную и советскую монету за последние три года.
В июле 1928 года были выпущены билеты Государственного банка СССР образца 1928 года номиналами 2 и 5 червонцев. Билет в два червонца был двусторонним, а в пять – односторонним. В сентябре 1932 года поступили в обращение билеты Государственного банка СССР образца 1932 года достоинством в три червонца, также с двусторонней печатью. Формально они находились в обращении до 1947 года. В ноябре 1928 года был выпущен казначейский билет номиналом один рубль золотом, повторивший образец 1924 года.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 мая 1927 года с 1 января 1928 года выпускались краткосрочные платежные обязательства номиналами 100, 250, 500 и 1000 рублей сроком на 132 месяца с одним трехпроцентным купоном. Краткосрочные обязательства выпускались односторонними. В июне 1934 года в обращение были выпущены билеты нового типа номиналами один, три рубля.
Отход сталинского руководства от принципов НЭПа и курс на ускоренную индустриализацию привели к свертыванию товарно-денежных отношений и установлению командно-административной модели как политического, так и экономического развития страны.
В этот период в денежное обращение поступали два вида бумажных денежных знаков – билеты Государственного банка СССР и государственные казначейские билеты СССР. Характерной особенностью этого периода было то, что денежные знаки предшествующих выпусков, как уже указывалось выше, не теряли платежной силы, что является косвенным свидетельством относительной финансовой стабильности государства.
Ключевые события экономики СССР 1929–1932 годов
В начале 30-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 году доля частных предприятий в промышленности составляла 18%, то в 1933 году – всего 0,5%. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97% в 1928 году до 20% в 1933 году, в розничной торговле – с 24% до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.
«Выполнять любой ценой»
Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927 года форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные указания, содержавшие более или менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции и качественные контуры плана, которые в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. Мерой успеха становились досрочность выполнения заданий, ежегодное повышение уровня производства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему управления экономикой перспективных пятилетних планов.
Первый пятилетний план (1928/29–1932/33) составлялся до волюнтаристского ускорения индустриализации страны и коллективизации хозяйства и ориентировался на использование нэповских методов хозяйствования. Приоритет тяжелой индустрии в нем соединялся с соблюдением определенного равновесия, сбалансированности накопления и потребления, развития промышленности и сельского хозяйства, производства средств производства и предметов потребления. Однако политическим руководством страны была предпринята попытка путем фальсификации действительного положения в экономике стимулировать экономический рост, навязав нереальные темпы индустриализации.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ