В декабре 1919 года горно-металлический отдел БЦСНХ усилиями комиссии, состоявшей из председателя горно-металлического отдела и двух представителей Тамьян-Катайского кантонного Совнархоза, приступили к обследованию и восстановлению приисков Тамьян-Катайского кантона. Первым был пущен прииск «Коран», затем – прииск «Ильинский». На очереди были прииски «Мулдакаевский», «Васильево-Николаевский», «Балбук», «Мокрая яма», «Гановский», «Ушаковский» и так далее. Заключения по состоянию горного хозяйства Бурзян-Тангауровского кантона (Таналыко-Баймакского горного округа), также были очень обнадеживающими.
К лету 1919 года Таналыко-Баймакский горный округ находился в ведении Башправительства. С селом Темясово действовала телефонная связь. К моменту национализации стоимость недвижимого имущества предприятий Южно Уральского горнопромышленного акционерного общества составила 633 000 рублей, движимого – 219 000 рублей и материалов на 406 000 рублей.
До сентября 1920 года предприятия находились в ведении АБССР. В первой половине этого периода работала Тубинская бегунная фабрика. С сентября по 1 декабря фабрика передала Башсовнархозу в Стерлитамаке 19 слитков, общим весом в пять пудов 16 фунтов 76 золотников лигатурного золота, с содержанием чистого золота два пуда 28 фунтов 64 золотника и серебра один пуд 27 фунтов 9 золотников. По другим данным, это было девять пудов лигатурного золота. Согласно Декрету СНК от 31 октября 1921 года все золотопромышленные предприятия: государственные, кооперативные и частные, производящие поиски, разведки и добычу золота и платины – освобождались от всех видов промыслового обложения. В связи с этим государственные золотопромысловые промышленные предприятия также подлежали освобождению от гербового сбора (статья первая Устава о гербовом сборе).
В 1922 году в объявлении и инструкциях ВСНХ определялись районы, в которых разрешалось производство частного золотого и платинового промыслов. На Урале это был Березовский квадрат, Таналыко-Баймакский район, Кочкарские золотые прииски. Постановлением СНК от 6 марта 1923 года, законодательно оформляется частная инициатива, в виде старательского сектора. Кроме того, на основании Декрета СНК от 4 апреля 1922 года (статьи первая и вторая) и постановления ВЦИК «О валютных операциях» от 15 февраля 1923 года (статья первая) скупка золота частными лицам не запрещалась.
В 1922 году на базе предприятий Баймакского района был организован трест местного значения – Башгортрест. Промышленность остальных районов Башкирии осталась в ведении Уралзолото. В конце 1924 года в состав Башкирии были переданы и остальные районы золотодобычи – Учалинский и Белорецкий. С 1922 по 1924 в короткое время была восстановлена Тубинская бегунная фабрика. Бегунные фабрики были построены в Ишберде и Байкаре. В начале 1925 года восстановлен Баймакский золото-медный завод. Значительное количество золота было добыто в 1922–1923 годах в Таналыко-Баймакском районе (760 килограмов), где началась обработка руд. Указанная добыча составила 40% общеуральской.
В целом, добыча благородных металлов на Урале снизилась. Успешность промыслов во многом зависела от способности правительственных учреждений обеспечить предприятия продовольствием, топливом, рабочей силой. Государство в этот период выступает более в роли амбаропромышленника – производством непосредственно не занималось, скупало добытое. Главным источником поступлений золота стало национализированное золото. Практически пять лет в стране не затухала компания по реквизициям и конфискациям ценностей, в ходе которой особое значение придавалось драгоценным металлам. Данный чрезвычайный ресурс необходим был для «восстановления промышленности, разрушенной буржуазным саботажем». Действия Центрального правительства определялись постановлением ВСНХ «О золоте и платине» от 15 января 1918 года, в соответствии с которым:
золото от золотопромышленных предприятий принималось по условной цене 32 рубля за золотник;
при приеме вести расчет за золото по 1000 (тысячной) пробе.
Серебро, содержащееся в пробе, оплачивалось по 80 копеек за золотник. Территория Башгортреста охватывала общую площадь около 500 квадратных километров, на которой числилось до 62 медных и 67 золотых рудников.
В рассмотренный восстановительный период – три с половиной года – средняя цифра месячной выработки руды повысилась с 45 тысяч до 327 тысяч пудов, в 7,2 раза; добыча чистого золота с 25 фунтов до четырех пудов 39 фунтов, то есть в восемь раз. Стоимость продукции в довоенных рублях с 13 тысяч рублей выросла до 204 тысяч рублей, то есть в 15,5 раз. Всего трест дал за этот период золота, меди и серебра на 3657 тысяч довоенных рублей. В червонном исчислении эта цифра будет ниже, так как долгое время золото продавалось ниже пяти рублей, затем цена увеличилась до пяти рублей 40 копеек за золотник. Медь реализовалась по 13 рублей 50 копеек.
Прибыли было получено до 1 декабря 1923 года около 225 тысяч рублей; в 1923–1924 – около 250 тысяч рублей; в 1924–1925 – 750 тысяч рублей; всего – один миллион 225 тысяч рублей. Из этих сумм 125 тысяч рублей было израсходовано на улучшение быта рабочих и тантьемы (вознаграждения). В местный бюджет внесено 80 тысяч рублей.
В 1925 году предприятия местной промышленности перешли на хозрасчет, плановую систему производственной деятельности. Башкирское отделение Промбанка и отделение Всекомбанка с 1925 года стали осуществлять кредитование промышленности.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ