В истории ставших уже культовыми «Смешариков» есть эпизод, о котором мало кто знает. Около двух десятилетий назад всеми любимых персонажей этого мультсериала придумали студенты из Уфы, переехавшие в Санкт-Петербург. Там они поженились, но потом пути супругов разошлись, как и их видение будущего анимационного проекта.
В этой статье мы раскроем вам детали этой истории — вы узнаете много нового о том, кто и как придумал Кроша, Лосяша, Нюшу и остальных, почему один из авторов мультфильма вышел из проекта, а также о том, как сложилась судьба «родителей Смешариков» в дальнейшем.
Всё началось с конфет
Автором идеи мультипликационной франшизы обычно называют Салавата Шайхинурова — художника и аниматора, ныне арт-директора группы компаний «Рики». Детские годы он провел в башкирском Нефтекамске.
Салават родился 20 апреля 1970 года, образование художника получал в Уфимском училище искусств. Потом проходил курсы анимации, обучался архитектуре и иллюстрированию комиксов в Польше и Бельгии, упоминается в книге Марии Корниловой «Смешарики. История культовой Вселенной».
В конце 1980-х он начал работать в уфимских студиях комиксов и анимации. Первый его проект появился в 1987 году — это были четыре журнала комиксов «Мистер Уфик» про гнома в смокинге и цилиндре, который жил в Уфе на обрыве реки Белой. В 18 лет Шайхинуров с друзьями создал на детской анимационной студии в Уфе короткометражку «Остров», которая впоследствии была утеряна.
С Анной Мальгиновой художник познакомился во время учебы в Уфе, она была на музыкальном отделении училища искусств. В те годы у нее родилась дочь, в дальнейшем она пошла получать второе образование — на художественном отделении.
— Я [снова пошла учиться], потому что поняла, что я еще и художник, — с улыбкой вспоминает она. — Это был поиск себя. В будущем это очень пригодилось в режиссерской работе.
Анна родилась 11 мая 1971 года в Уфе, в семье писателя-сатирика Евгения Мальгинова и математика Серафимы Мальгиновой. В годы учебы, рассказывала ее подруга, публицист и драматург Зухра Буракаева, Анна была известным человеком в местной «творческой тусовке».
Анна и Зухра, по воспоминаниям последней, познакомились на дне рождения в одном из студенческих общежитий. Мальгинова пришла с дочерью, «что-то сказала имениннику, посидела малость и ушла». Зухра заинтересовалась новой знакомой, пошла за ней, чтобы поговорить, — и так началась их долгая дружба.
Вместе они прошли через «беспросветные дни выживания», вспоминала Буракаева. Отдушиной служило общение с творческой интеллигенцией Уфы: поэтом и композитором Анатолием Иващенко, поэтом и главредом газеты «Истоки» Айдаром Хусаиновым, рок-музыкантом и учителем Земфиры* Джалилем Мухаметшиным-Фарбер.
В 1994 году Салават поступил в Мухинское училище и перебрался в Петербург, где сменил несколько разных мест работы. Четыре года спустя туда же переехала и Анна, которая поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на художника и скульптора театра.
В Северной столице пути Анны и Салавата вновь пересеклись, и они решили пожениться. Под конец девяностых Шайхинуров устроился на работу в компанию Fun Game, которая сыграет важную роль в истории «Смешариков».
Так, например, ее директор Илья Попов в будущем станет основателем и председателем совета директоров группы «Рики». Но в ту пору его бизнес буксовал — не было хороших, денежных проектов и надежных партнеров.
Как вспоминал сам Попов, в начале нулевых он искал «большой проект», который «выдернул бы бизнес из ямы». Один из них родился, когда он заметил, что производители конфет начали делать упаковки, в которых было «много пустого пространства».
Попова осенила мысль, что можно заполнить эту пустоту игрой, «своего рода фишками», и поручил Салавату придумать такую игру. Тот нарисовал в качестве демонстрации «почеркушку» — круглого кролика с ушами, первый известный дизайн будущего Кроша из «Смешариков».
Питерские выдумщики
Идею развила художница Fun Game Мария Колесникова, которая придумала нескольких других персонажей. В конечном итоге в компании создали дизайн 24 персонажей, которых назвали «сластенами». Все они задумывались как игровые герои.
Дизайны предложили кондитерской фабрике имени Крупской, но ответа не получили. А вот концерн «Бабаевский» идея Попова заинтересовала, с ними Fun Game выпустила серию игр, в том числе и игру «Сластены». Это были плоские коробочки, в которых лежали шоколадные персонажи и игровое поле с нарисованной елочкой.
Впрочем, быстро стало понятно, что это не тот проект, который вытянет компанию со дна. Как рассказала корреспонденту UFA1.RU Анна Мальгинова, в тот момент им с Салаватом пришла в голову мысль создать мультсериал, используя в качестве персонажей тех самых «сластен», так как ей очень понравились придуманные супругом герои.
— Он их принес, показал, я говорю: «Ой, жалко их [отдавать в] игру эту внутри коробки, такие симпатичные», — вспоминает она. — Он говорит: «А что [с ними еще сделать]?» Ну и начались вот эти [обсуждения], поток мыслей: «А это вот такие зверьки, они вот так живут, они вот то да сё». Анимация меня всегда привлекала, и мы вместе решили, что про них должен быть сериал.
Супруги придумывали вселенную «Сластен» всю ночь, Салават всё тщательно записывал, а потом принес наработки Илье. Тот сразу увидел в этом потенциал и загорелся идеей создания мультфильма.
Благо в Fun Game недавно пришли сотрудники закрывшегося филиала американской компании Animation Magic. Сам Попов упоминал о том, что его тогда очень вдохновлял успех Hello Kitty — игрушки, которая стала героем собственного сериала.
Для доработки вселенной и персонажей Шайхинуров и Мальгинова пригласили в Петербург из Уфы Зухру Буракаеву, так как она имела литературное образование. К этому моменту были уже придуманы герои и синопсисы для будущего сериала.
Зухра с маленькой дочерью поселилась в доме Анны и Салавата, включившись в сочинение историй и проработку характеров. Вместе подруги продолжили работу над набросками сценариев, сюжетов и даже написали целую отдельную книгу про «сластен».
— Перечитываю рукопись — да, многое уже ушло в «Смешарики», но как много там смешных деталей, образов, — рассказывала сама Зухра. — [Эту книгу в дальнейшем] руководители проекта давали читать всем будущим авторам и режиссерам, мол, ориентируйтесь на нее. А мы были наивные провинциалки, которых использовали коммерсанты от искусства.
Анна и Зухра совместно придумали больше 60 синопсисов и около 10 сценариев. Мальгинова предложила идею мира без насилия и место действия — Ромашковую долину.
Как она сама пояснила корреспонденту UFA1.RU, задумка была в том, чтобы создать добрый мультик в противовес порою жестоким иностранным сериалам, которые, к ужасу Анны, смотрела по телевизору ее дочь.
Прототипами характеров «сластен» стали знакомые-уфимцы: например, Лосяша списали с поэта Айдара Хусаинова, а Буренка (будущая Нюша) была собирательным образом самой Анны и Зухры.
Попов и Шайхинуров тем временем обивали пороги в поисках партнера. В какой-то момент они смогли вовлечь в проект продюсера студии «Пилот» Анатолия Прохорова. Он поначалу относился к идее со скепсисом.
Илья и Салават сразу рассматривали «Сластен» как медиафраншизу: с игрушками, футболками, книгами и так далее. Сделать планировали 200 серий мультфильма — невероятно много для времен, когда самым длинным сериалом оставался «Ну, погоди!».
Мультики и футболки
К 2003 году Прохоров окончательно втянулся в проект, создав вместе с партнерами из Fun Game студию «Петербург». Продюсер многое поменял в проекте — под нож пошли больше десятка персонажей, корову Буренку сделали свиньей Нюшей, гуся Гусения — пингвином Пином, пса Буль-До — медведем Копатычем.
Прохорову не нравился элемент «сюрреализма», присущий ранним наработкам Мальгиновой и Буракаевой. Он считал их видение «слишком авторским», не подходящим для многосерийного мультфильма, и заявил, что с таким материалом работать ему неинтересно.
Анна вспоминает, что была не согласна со многими изменениями — в частности с превращением образцовой девочки Буренки, которая должна была «уравновешивать мальчиков», в капризную Нюшу. Помимо стилистических расхождений, непонимание Мальгиновой вызывал и крайне деловой подход создателей к будущему сериалу.
— Кто-то хочет мультики, кто-то хочет футболки, — констатирует она.
В ранний период работы над будущими «Смешариками» Мальгинова и Буракаева придумали вариант пилотной серии под названием «Звездопад». В ней персонажи собираются у Буренки на чай с блинами, начинается звездопад, все загадывают желания, но Гусений не успевает и уходит расстроенным.
Тогда друзья находят в дупле старого дуба светлячков и приносят их гусю вместо звезд. Он, глядя на них, тут же находит решение изобретательской задачи, которая мучила его с начала истории, и его желание исполняется. В конце серии все катаются на построенных им качелях.
В книге «Смешарики. История культовой Вселенной» сказано, что для наработок Мальгиновой и Буракаевой была характерна «абсурдная буффонада»: например, Совунья никогда (ни зимой, ни летом, ни дома, ни на улице) не снимала лыжи, а у Лосяша над головой летало облачко, в котором в виде картинок отражались его мысли.
Всё это, как и сценарий «Звездопада», в итоге отсеяли. Отказались и от названия «Сластены» в пользу более запоминающихся «Смешариков». Пилотной серией стала «Скамейка», которая покорила Прохорова. Постепенно вокруг сериала стал формироваться новый авторский коллектив из художников, композиторов, режиссеров.
Не без трудностей студии «Петербург» удалось получить господдержку на выпуск первых двадцати серий (а потом и последующих). Почти сразу по «Смешарикам» начали выпускать книги и другие товары, со временем партнеры стали платить компании за использование лицензии.
Бизнес шел в гору, сериал постепенно набрал грандиозную популярность, а сама студия «Петербург» в итоге разрослась до группы компаний «Рики», в портфолио которой вошли такие проекты, как «Фиксики», «Малышарики», «Тима и Тома» и другие.
— Думаю, что без той работы, которая была нами с Зухрой проделана, не было бы такого бурного успеха, потому что тот задел, та энергия, с которой мы работали, отразились на первых синопсисах, на ощущении этого сериала как живого существа, — говорит Мальгинова. — Не было бы такой долгой жизни и успешности у этого сериала, если бы не было такого множества идей, которые были прописаны и которые остались в этих героях.
Однако различия в видении будущего проекта подтолкнули Анну к уходу из студии в 2006 году. В этот же период распался и ее брак с Салаватом Шайхинуровым.
— То, что стало происходить с персонажами, мне не нравилось, — рассказывает Анна. — Мне не нравился этот бешеный ритм, нарезка кадров, выпученные глаза героев, когда они во весь экран говорят истерическим голосом. Мне кажется, что это неполезно для детей.
После ухода из «Петербурга» Анна вернулась в Уфу и почти десять лет не занималась анимацией.
— Только в 2014 году я вернулась к профессии через [продюсера] Александра Герасимова из «Мастер-фильма», — рассказывает она. — Я с ним случайно встретилась на фестивале, поговорила, показала свои сценарии, и мы потом пять фильмов сняли с его студией.
После «Смешариков» Анна выступала в качестве сценариста и режиссера в проектах «Решето-Сити», «Важнее не бывает», «Сердце, бубен, самолет», «Курица-помада. Считалочки», «Летим» и других. Все последние десять лет она работает с полностью уфимской командой.
Ее мультфильм «Слон и Тетя» осенью 2024 года был признан лучшим на фестивале семейного кино в Бурятии «Хрустальный нерпенок». Также сейчас Анна преподает на кафедре дизайна и искусствоведения Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Салават Шайхинуров по-прежнему остается арт-директором группы «Рики», следует из информации на ее официальном сайте. Он не отреагировал на просьбу корреспондента UFA1.RU о разговоре для этой статьи в мессенджере и не ответил на телефонные звонки.
* 10 февраля 2023 года Минюст РФ включил в список иноагентов певицу Земфиру Талгатовну Рамазанову.