Уфимская художница Алёна Савельева в начале января оказалась в центре национального скандала. Серия ее картин, посвященных башкирам, их быту и культуре, подверглась жесткой критике со стороны местных активистов, общественности и даже некоторых представителей власти. Произведения Савельевой обсуждали на высшем уровне: свое мнение высказал глава Башкирии Радий Хабиров, в местном парламенте — Курултае — прошел тематический круглый стол.
Ажиотаж вызвало специфическое видение художницы: вместо привычных величественных образов прямиком из этнографических энциклопедий она показала башкир, танцующих нагишом и увлеченных сексуальными ухаживаниями друг за другом. На некоторых из них Алёна изобразила элементы башкирского национального костюма.
— Есть убеждение, что национальные народы ничем таким не занимаются, а только думают о продолжении рода и о традициях, — объяснила Савельева. — Поэтому я решила их раздеть и показать, что наш народ и в сексе достаточно продвинутый.
От селфи в гробу до портретов башкир
Алёна — яркая представительница так называемого contemporary art, или современного искусства, построенного на синтезе множества концепций и художественных методов прошлого и настоящего. По мнению уфимского арт-критика Кристины Абрамичевой, в Башкирии художников такого профиля «можно пересчитать по пальцам».
Картины Савельевой вместе с произведениями других современных художников республики можно было увидеть, например, на выставке «Баш на Bash», еще в 2016 году провозгласившей «отказ от традиционных ассоциаций с Башкирией». Алёна осталась верна этому принципу и в дальнейшем.
— Вообще идея была показать другим регионам, что башкиры — такие же современные люди, как и все остальные, что мы ничем не отличаемся, — рассказала она. — Потому что, когда я приезжала в другие города, люди думали, что я местная, а когда узнавали, что я из Башкортостана, они мне отвечали следующее: «О, вы же там до сих пор в юртах живете, у вас там казни на улицах».
Свой нетривиальный подход Савельева демонстрировала и до скандала — в январе 2019 года в Уфе открылась экспозиция «Разлука», в ходе которой гостям предлагали сделать селфи в гробу. Один из авторов проекта Максим Холодилин тогда пообещал «заупокойное, но веселое событие».
Однако «Разлука» большого резонанса не произвела, так и оставшись локальной экстравагантной акцией. А вот серия работ о Башкирии, начатая художницей в конце декабря 2020 года, стала настоящей информационной бомбой.
Конфликт с националистами
Сложились все обстоятельства: напряжение на фоне ареста членов запрещенной в РФ национальной организации «Башкорт», отголоски борьбы за родную землю на Куштау, этнический конфликт в Кармаскалах, усиление протестных настроений в регионе.
— В 2020 году произошла институализация протеста, организации подобного рода инициатив. В целом несвойственная регионам России ситуация, — прокомментировал политолог Дмитрий Михайличенко. — Метафорично можно сравнить общество с больным организмом, любое дополнительное повреждение которого воспринимается как серьезная трудность. Столь сильное национальное напряжение в многонациональной республике негативно сказывается на всем обществе.
Всё это привело к неожиданно громкой реакции на картины Савельевой. До этого известная лишь узкому кругу ценителей художница в одночасье стала героиней новостных заголовков республиканских и федеральных СМИ. Девушка подверглась травле, стала получать угрозы от радикально настроенных граждан.
А началось всё с поста в «Фейсбуке» — о работах Савельевой негативно высказался один из идеологов опального «Башкорта» Руслан Габбасов.
— Алёна — не башкирка, но все последние ее картины, которые она выкладывает на своих страницах, о башкирах, — написал он. — Правда, подается всё это в каком-то сексуально-извращенном виде. Тут откровенное издевательство над башкирами, над башкирской культурой. Будут ли приняты к ней меры?
Сама Савельева утверждает, что не преследовала цели оскорбить кого-либо, а даже наоборот.
— Весь негатив шел с подачи националистов, но нельзя всех так называть. У меня есть друзья башкиры и башкирки, это адекватные современные люди, — объяснила она. — Это проблема чисто какой-то социальной группы, которая не ходит в музеи. Их не так много, но они радикальные. Понятно, что любой радикал идет намного активнее, чем человек с другим мышлением.
Угрозы и обращение в полицию
Скандал разгорелся быстро — в первые дни после публикации поста Габбасова о картинах Савельевой высказались журналист Марат Гареев, арт-критик и член СПЧ Башкирии Кристина Абрамичева, художник Максим Холодилин, руководитель аппарата Общественной палаты республики Шамиль Валеев, путешественник Олег Чегодаев, общественница Полина Вишневская и многие другие.
Общество разделилось на тех, кто поддержал Савельеву, и тех, кого ее работы возмутили. Сама художница такого резонанса не ожидала.
— Я просто хочу сказать, что не хотела никого обидеть своими рисунками, — призналась она. — Я ожидала, что яркие цвета и динамичные композиции будут радовать зрителя. Я и представить не могла, что это кого-то оскорбит. Когда я рисовала, я думала о красоте тела, национальных костюмов, о природе. Я родилась, училась, живу и работаю в Башкортостане. Это и моя Родина.
Савельевой и ее близким начали угрожать. Поначалу она игнорировала это, однако ситуация накалилась.
— В какой-то момент написали моей подружке личное сообщение с оскорблениями меня: «Вот рисует там одна, рисует и не думает о здоровье своих близких и друзей, да придет время возмездия», — рассказала она. — Потом еще одному моему другу угрожали, и такие сообщения прислали нескольким людям.
Девушка в итоге обратилась в полицию. Савельева призналась: боялась за жизнь и здоровье родных и друзей.
— Когда люди пишут, что я унизила целую нацию, грозятся вырвать уши, поломать ребра и что я буду лежать в луже из собственной крови, — это ненормально, — объяснила она. — В полиции мне сказали, что вряд ли кого-то найдут. Даже несмотря на то что мне писали, что надо бы мне облить лицо кислотой. В комментариях, в открытом виде. И полицейские сказали, что обойдутся они, скорее всего, только штрафом.
В полиции с девушкой произошел забавный случай. Один из сотрудников по имени Ильнур попросил Алёну объяснить задумку картин и показать и ему.
— Я показала, и тут началось. Этот большой серьезный дяденька, когда понял, что молодая пара с медом, просто засмеялся, как ребенок, и не смог остановиться, — рассказала она. — Смех был такой заразительный, что все в участке и я смеялись.
Реакция власти
Одна из распространенных претензий к Савельевой звучала следующим образом: почему художница изобразила в таком виде только башкир, а не, например, русских или представителей других национальностей.
На самом деле, говорит Савельева, это замечание несостоятельно. В портфолио художницы есть картины с чеченцами и даже с самим Рамзаном Кадыровым, с жителями Северной столицы.
— При этом чеченцы претензий не предъявляли, — отметила она.
Тем не менее откровенные изображения башкир не понравились главе Башкирии Радию Хабирову. На одном из оперативных совещаний в правительстве региона он высказался о картинах Савельевой довольно однозначно.
— У меня у самого бабушка, у нее селтэр был — это для женщины очень важный элемент национальной одежды, и вот так по-скотски это рисовать — мне не нравится очень, — сказал он. — Давайте аккуратнее будем с этими вещами: национальные отношения — самая тонкая грань.
Селтэр — башкирское нагрудное женское украшение. Оно представляет собой плетеную из нитей сетку, украшенную монетами.
В Курултае Башкирии по поводу картин Савельевой даже провели круглый стол, на котором присутствовали видные деятели искусства: кинорежиссер Булат Юсупов, заслуженный художник Башкирии Расих Ахметвалиев, заместитель директора музея имени М. В. Нестерова Светлана Игнатенко и другие. Все они сошлись на том, что произведения художницы — «это явная провокация». Заседание напоминало судилище, при этом самой Савельевой на круглом столе не было.
— Не стоит шутить с национальными символами, провоцировать людей ради шумихи и ажиотажа, — высказался председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту республики Раиль Асадуллин. — Не стоит стремиться к подобной славе.
Светлана Игнатенко, в свою очередь, разразилась целой тирадой, в которой обвинила Савельеву в «попрании сакрального». Она назвала художницу «духовно неразвитым», «необразованным» человеком.
— У нее нет культуры памяти, — заявила Игнатенко. — Посочувствовать бы человеку. Что будут делать ее дети, когда узнают, что происходило с их мамой? Она несчастна. То у нее в гробу лежат вожди, то она сама лежит в гробу, разве так можно?
В итоге парламент Башкирии призвал правоохранителей дать оценку картинам с голыми башкирами. По мнению председателя Курултая Константина Толкачёва, «каждый человек должен нести ответственность за те последствия, которые может вызвать его творчество».
— Нельзя играть с национальными символами, провоцировать людей ради шумихи и ажиотажа. На мой взгляд, работы вообще не заслуживают такого внимания и обсуждения, — заявил он.
Савельева рассказала — от реакции Хабирова и культурного бомонда была в шоке. Девушка призналась, что не могла поверить в реальность происходящего.
— Я сначала не поверила, что глава республики мог сказать нечто подобное. Позже мне прислали видео, где Радий Хабиров говорит свое «по-скотски». И даже в этом видео я всё равно следила за губами главы и не могла поверить, что он реально это сказал, — рассказала художница. — Когда парламент решил поддержать мнение Радия Фаритовича и за круглым столом обсудить мои рисунки, я поняла, что волноваться уже не стоит. События стали принимать какие-то уж больно антиутопические обороты.
Чем всё закончилось?
Пока ни о каких проверках по данному факту правоохранительные органы не сообщали. Тем временем глава Башкирии всё же сменил гнев на милость, узнав о том, что Савельевой поступают угрозы, он вновь высказался о ситуации.
— Если за высказанное мнение и собственное видение мира люди начнут друг другу глаза выкалывать и пальцы отрубать, то это кончится весьма печально, — отметил он. — Конечно, мы не должны этого допустить. И если таковые факты есть, вы тогда официально напишите на мое имя. Я это переправлю соответственно в прокуратуру и МВД. Длинные языки чьи-то немножко остудить надо и горячие головы.
Впрочем, Хабиров добавил, что остался при своем мнении и по-прежнему не в восторге от работ Савельевой. Тем не менее художница намерена продолжить скандальную «башкирскую серию». Она рассказала, что у нее уже есть задумка картины с национальным героем Салаватом Юлаевым.
— Вся эта ситуация способствует тому, чтобы я продолжила, чтобы не думали, что я испугалась, — рассказала она.
По словам Савельевой, резонанс вокруг ее картин привел и к положительным переменам — всю серию раскупили за два дня, вырос интерес и к другим работам художницы.
Всё чаще в адрес Алёны звучат слова поддержки. Высказался, например, председатель Общественной палаты Башкирии Ростислав Мурзагулов.
— Как отъявленный патриот всего башкирского, уверенно заявляю, что ни один психически здоровый башкир с чувством юмора при просмотре картинок не пострадал, — сказал он.
Солидарность с Савельевой проявил и уфимский журналист Марат Гареев.
— Я не хочу, чтобы моя родина, Башкирия, всё дальше оставалась пещерной недоразвитой нецивилизованной стороной, — сказал он.
Сама художница рассказала, что не уверена, закончилась ли эта история или нет.
— Конечно, с одной стороны, всё это очень неприятно, но жить-то надо. После всего этого негатива какие-то незнакомцы мне стали усиленно присылать морализаторские сообщения, в том числе и с проклятьями, — рассказала она. — Однако ситуация заиграла новыми красками, когда Радий Хабиров уже не был оскорблен. Хочу отметить, что всё это время много людей интересовались моим самочувствием и всячески поддерживали. Мои друзья и коллеги знали, что я никого не хотела обидеть или оскорбить.
Подробнее о ситуации вокруг картин Алены читайте тут.