
Причиной теракта стала проблема в любви
1967 год. В УГНТУ приходит парень, просит передать проигрыватель для студентки со второго курса — подарок на день рождения. Девушку не нашли, поэтому решили отнести вещицу на склад, но перед этим проверить в отделе снабжения. Вместо музыки — взрыв. Двое ранены, один погиб.
Кто и почему решил устроить теракт в вузе, рассказали в передаче «Следствие вели…» с Леонидом Каневским под названием «Взрыв в институте».
«Ему руку хотели правую выкинуть»
Секретарь отдела снабжения Наталья Тарасова собиралась на обед, уже надела шубу, как в кабинет принесли проигрыватель для грампластинок. Комендант учебного корпуса вставил аппарат в розетку и нажал на рычажок.
— В углу был большой очень цветок, огромный. Такой был силы взрыв, что вынесло его в окно и на асфальте там поставило, — вспоминала женщина тот трагичный день.

Выжившая Наталья Тарасова
Осколки расплавленного металла с пластмассой впились в руку Натальи, которой она держалась за стол. Если бы не шуба, изранена была бы вся рука. Все начали выбегать из кабинета, не заметив в суматохе, что двое так и остались лежать.

Взрыв был настолько сильным, что разнесло кабинет
Студенты не сразу поняли, что случилось. Перед занятиями многие прошли в коридоре мимо электрика. Когда раздался взрыв, решили, что это у него лопнула лампочка. Тогда еще даже подумать никто не мог, что это — смертельный подарок на день рождения девушке. Все выяснилось только на перемене.
— Была такая суета, крики, кто-то бежал, кто-то чего-то говорил. Там уже выносили пострадавшего человека, в одеяло завернутого, — вспоминала Марина Дмитриева, тогда студентка. Этим пострадавшим был комендант Рожнов, который принял на себя весь удар взрывной волны.
Наталью оперировал вчерашний интерн и по неопытности не смог достать из руки все осколки. Валентина Крылова, дочь второго пострадавшего Николая Чегодаева, сначала отца даже не узнала.

Валентина даже не сразу узнала своего отца
— Три человека их палата была. Лежат три забинтованные куклы, — вспоминала. — Ему руку хотели правую выкинуть, потому что она висела на одной коже.
Хирурги на 8-часовой операции тогда сотворили чудо. Ему сохранили жизнь и руку. Рожнов умер через сутки после взрыва.

Погибший комендант Рожнов
Взрыв в институте — ЧП по тем временам неслыханное. Делом занялись сыщики и КГБ.
Испугался милиции и наложил на себя руки
Вахтерша, от которой в отдел снабжения принесли электрофон, сказала сыщикам, что проигрыватель принес неизвестный парень, просил передать его второкурснице Лизе Хуснутдиновой. Парня она не рассмотрела, запомнила только смуглую кожу и шапку с опущенными ушами. Но в институте не училась никакая Хуснутдинова.
Следствие решило пойти другим путем и выяснить, откуда преступник достал взрывчатку. Военный эксперт вычислил, что в электрофон положили тротиловую шашку в 50-100 грамм. В милиции взялись за всех, кто связан с подрывными работами.
Оперативники приметили Игоря Алехина, который работал подрывником. Совсем недавно он начал вести себя странно, перестал общаться, стал замкнутым и молчаливым.

Оперативники заинтересовались поведением Алехина
— То смеялся, то вдруг неожиданно плакал, в глазах у него появлялись слезы, — говорил сотрудник уголовного розыска Дмитрий Шамшурин.
Что с ним, никто не понимал. Оперативники решили за ним следить. В один день в парке имени Матросова Алехин сбивал шишки, что не понравилось одному пенсионеру. Старик сделал замечание и получил удар палкой. Такой, что остался лежать на земле. Игорь рванул прочь.
Бежал мимо театра к стадиону «Динамо». Напротив начинался частный сектор, где и скрылся Алехин. Оперативники подкрались к квартире. В глубине раздался странный шум, поэтому сыщики решили выбить дверь. Алехина нашли уже мертвым.

Алехин покончил жизнь самоубийством
В квартире сыщики нашли тетрадку со странными рецептами, где описывалось приготовление настойки из шишек. На вскрытии выяснилось, что Алехин страдал от злокачественной опухоли желудка с метастазами в печени. Неоперабельной.
Фото Алехина показали вахтерше, но та сказала, что у преступника кожа была смуглее. А ещё вспомнила, что парень говорил что-то про то, что брат Хуснутдиновой передал ей подарок из Риги.
Сыщики отправили запрос в Латвийскую ССР. Найти преступника с такими данными шансов было мало. Неясно даже, кого именно хотели убить. Сыщики не исключали, что взрыв устроил кто-то из непоступивших абитуриентов. Стали искать обиженных.
«Многие должны были полететь с рабочих мест»
В другой день в одном из дворов мужчина стащил с веревки белье и побежал прочь. Через несколько сотен метров выскочил перед патрулем. Испугавшись, вытащил из кармана сверток и бросил в милиционеров. Взрыв.
Подрывника все-таки поймали и повели к патрульной машине. Вдруг он достал что-то из кармана, сунул в рот и через пару секунд свалился в конвульсиях. Довезти до больницы его не успели. Уже второй подозреваемый сводит счеты с жизнью перед задержанием.
Погибшим оказался Эльдар Хасанов. В квартире у него нашли компоненты для взрывчатки и специальную литературу.

Эльдар Хасанов делал бомбы дома
— Такой маленький заводик, где делались взрывчатые вещества. Конечно, это был скандал союзного значения. И очень много людей должны были, наверное, полететь со своих рабочих мест, — рассказывал Дмитрий Шамшурин.
Оказалось, что за два месяца до трагедии Хасанов приходил устраиваться в УГНТУ на работу, но ему отказали. Уходя, он пригрозил, что там еще пожалеют о решении.
Дело можно было закрыть — оставалось только предъявить суду улики. Но ни одна из взрывчаток Хасанова не помещалась в корпусе электрофона. Между тем эксперты выяснили, что преступник не вынимал из аппарата ни одной детали. Тем более что бомбы Хасанова разбрасывали осколки во все стороны, а в электрофоне сработало устройство направленного действия.
А ещё пришли новости из Риги. Там действительно жил некто Ханиф Хуснутдинов, работал в порту.
— Говорит: «Я ничего не знаю, я должен получить визу, разрешение на выезд за границу, вы меня компрометируете», — вспоминал старший оперуполномоченный КГБ БАССР Николай Морозов.
Никакую студентку Лизу Ханиф не знал и в Уфе 10 лет не был, но упомянул, что в Кемерово у него есть родственники. Внезапно те догадались, кто и за какие обиды мог принести в УГНТУ бомбу. И девушку эту знают, только имя её не Лиза, а Люция.
В бомбах разбирался, а в людях нет
Рахим Муртазин был простым парнем, работал взрывником на угольной шахте. Однажды, посетив свадьбу, он решил: найдет себе красивую девушку и сыграет с ней красивую свадьбу. В поисках невесты попросил помочь знакомых, Зуфара и Мадину Хуснутдиновых.

Родители той самой студентки
Женщина показала ему фотографию своей дочери: умницы, красавицы, без пяти минут инженера. Представили её Лизой. Рахим влюбился сразу.

Люция Хуснутдинова
Они кормили его обещаниями: «Она приедет на каникулы, и мы тебя сосватаем». Полгода Рахим был у Хуснутдиновых разнорабочим: выкопал погреб, построил баню. И все забесплатно. А потом Мадина опоила Рахима и совратила его. Рассчитывая на долгую любовную связь, женщина даже капала ему в напитки свою кровь. Привораживала.

Рахим поверил обещаниям родителей девушки
Спустя полгода Рахим устал терпеть и потребовал наконец познакомить его с девушкой или заплатить за работу. Но родители заявили, что он их дочери не чета. Она — будущий инженер, а он всего лишь рабочий на шахте.
Рахим смертельно обиделся и решил мстить, лишить Хуснутдиновых самого дорогого — их дочери.
Электрофон купил в магазине, детали для взрывчатки нашел на шахте и поехал в Уфу.
— Никто не думал, что мы найдем, поскольку отправных моментов было очень мало. И сам председатель Рогозин, генерал наш, сказал: «Тебе повезло», — Морозов. — Я говорю: «Как повезло, товарищ генерал, если я полгода без выходных работал».
Рахим на допросе сказал — о том, что умерли невиновные, ему не жаль. Жаль только, что до конца довести дело не удалось. Суд приговорил Муртазина к расстрелу.