В Уфе вынесли приговор банде, которая через финансовую пирамиду увела у жителей Башкирии, по подсчетам силовиков, 1,7 миллиарда рублей. Клиентами «Инвестсоцвклада» становились преимущественно пенсионеры, которые вкладывали едва ли не последние деньги. UFA1.RU вспоминает историю этой компании, которой несколько лет удавалось уходить от ответственности.
Кооператив «Пирамидка»
Маховик истории стал раскручиваться в конце марта 2019 года, когда толпа уфимцев пришла к дому № 110 по проспекту Октября (это в 300 метрах от мэрии города), где располагался офис компании «Инвестсоцвклад». Люди пришли за своими деньгами, потому что подошел срок выплат, но двери оказались закрыты. Тогда-то вкладчики и узнали, что организация признана финансовой пирамидой.
По данным прокуратуры Башкирии, кооператив «Соцвклад» появился в 2017 году. Он использовал интернет и СМИ, чтобы раскрутиться и привлечь внимание. Это сработало — народ пошел. «Соцвклад» предлагал людям внести деньги на его счета, затем на них шли бы накопления, а когда захочется — можно снять и вложенную сумму, и то, что накапало сверху. Прямо как было с «МММ».
Однако на деле «Соцвклад» не был кредитной организацией, у него не было даже лицензии на то, чтобы получать вклады от кого бы то ни было. Когда эту странную деятельность заметили в прокуратуре, то через суд запретили работу организации, председатель кооператива тогда получил штраф 20 тысяч рублей. Кооператив признали финансовой пирамидой.
На самом деле, финансовая пирамида под руководством Евгения Митина появилась еще в 2015 году, тогда она называлась «Социнвествклад». Для привлечения людей, как уже говорилось, использовали интернет, а потом и газеты с объявлениями. Вкладчиков уверяли, что все их деньги будут застрахованы, то есть даже если они что-то и потеряют, то смогут получить обратно до 1,4 миллиона рублей. Те верили и несли денежки.
При этом организация воспользовалась стилистикой известного на тот момент «Социнвестбанка», который не имел никакого отношения к пирамиде. Свои офисы пирамида открывала возле банка — видимо, чтобы народ думал, будто это реальная организация. Потом пришлось переименоваться после претензий от настоящей кредитной организации.
Еще в 2015 году контрольные органы интересовались работой «Социнвествклада», который предлагал широкий спектр услуг, хотя никаких разрешений на это не имел. Тогда накрыли не сам кооператив, а организацию, которая печатала рекламу. Считается, что так финансовая пирамида смогла уйти от ответственности. Потому что спустя два года, когда появился «Соцвклад», антимонопольщики снова вышли на охоту и привлекли именно печатную организацию.
Спустя несколько дней после того, как суд вынес решение о закрытии конторы, к офису кооператива пришил вкладчики — порядка 50 человек. Они хотели забрать свои сбережения, но столкнулись с закрытыми дверьми. Поняв, что столкнулись с обманом, люди пошли писать заявления в полицию. Полсотни — это еще немного. Как рассказывал UFA1.RU один из пострадавших, вкладчики пришли, потому что подошел срок выплат. Те, у кого сроки позже, еще не знали о произошедшем.
Некоторые вкладывали буквально последние деньги — вплоть до нескольких миллионов. И уже в 2019 году ущерб оценивали в полтора миллиарда рублей. Деньги приносили не только уфимцы — кто-то приезжал из районов, чтобы получить выгоду. Видя интерес, контора открыла представительства в крупных городах республики: Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, Туймазы. К этому времени «Соцвклад» переименовался в «Инвестсоцвклад».
В апреле 2019 года полиция сообщила о возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве в крупном размере. ГСУ МВД Башкирии признало потерпевшими более 50 человек, которые суммарно потеряли 30 миллионов рублей.
После этого потерпевшие вышли на митинг с плакатами.
Однако это были лишь предварительные выводы, потому что через год число потерпевших выросло до 4 тысяч человек, а ущерб — до 600 миллионов рублей. По словам полицейских, руководители «Инвестсоцвклада» присваивали деньги себе: так, основатель пирамиды Евгений Митин купил на 13 миллионов рублей две квартиры в Уфе. Впрочем, они ему не понадобились — вскоре его арестовали.
В декабре 2021 года прокуратура утвердила обвинительное заключение по этому уголовному делу. Масштабы поражают: 4,3 тысячи потерпевших и 1,7 миллиарда рублей ущерба. Каждый в среднем вкладывал по 300 с лишним тысяч рублей.
В мае 2022 года Евгений Митин вышел из СИЗО на свободу под подписку о невыезде. У здания суда его тут же встретили бывшие клиенты — в основном пенсионеры. Мужчину в костюме окружили и едва не забили, пытались даже сорвать одежду. Собравшиеся требовали одного — своих денег. В ответ Митин говорил, что не может их вернуть.
В феврале 2024 года дело стало подходить к концу: прокуратура сообщила, что руководители финансовой пирамиды были не просто в сговоре, а в целой банде, поэтому их нужно приговорить к длительным срокам — 20 и 18 годам соответственно. В июне суд решил, что наказывать настолько строго не нужно, и дал «фараонам» 9 и 4 года лишения свободы соответственно. Прокуратура намерена добиваться ужесточения наказания.
Два товарища
На скамье подсудимых оказались всего два человека. Это 51-летний Евгений Митин и 36-летний Рим Нурлыгаянов. Вероятно, были и другие, но их следствию найти не удалось.
Судя по данным «Контур.Фокуса», Митин в 2001 году решил заняться бизнесом, тогда ему было всего 27 лет. Он основал ООО «Уралпромснаб», которое могло заниматься торговлей (на момент 2001 года виды деятельности еще не указывались). Другие сведения о компании отсутствуют, но известно, что в 2013 году ее исключили из ЕГРЮЛ, так как она была недействующая: компания год не отчитывалась о своей работе.
В 2002 году у Митина появляется ЗАО «Меридиан». Оно занималось «общестроительными работами», но также было исключено как недействующее юрлицо — в 2014 году.
В 2008 году Митин овладел новой компанией — ООО «Дева». Занималась она монтажом оборудования и строительством. Основной вид деятельности — общестроительные работы. В 2009 году компания ликвидировалась по собственной инициативе, просуществовав чуть больше года.
В том же 2009 году появляется ООО «Уфа — Промбурвод», которое в основной вид деятельности включило «разведочное бурение», которое делают при подготовке к строительству. Оно просуществовало до 2017 года, после чего было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо.
При этом в 2010 году Митин руководил организацией с похожим названием — ООО «УралПромбурвод», но состав учредителей у них отличался. Да и если у предыдущих Митин был в числе владельцев, то в компании 2010 года — просто директором. Занималась она строительством инженерных коммуникаций, а счет имела в «Социнвестбанке» (под которого потом будет косить кооператив).
Дела у организации шли не очень: при 3-миллионной выручке в конце 2014 года чистая прибыль была всего 15 тысяч рублей. После этого компания стала предоставлять нулевую отчетность. В 2019 году ФНС признала адрес недействительным, а в 2021 году арестовали счета. Из-за недостоверности компанию исключили из ЕГРЮЛ в 2022 году.
Ну а в 2015 году появился потребительский кооператив «Социнвествклад», который исключили из ЕГРЮЛ в 2020 году. Митин стал председателем правления только в 2017 году, а до того кооперативом управляла некая Альбина Хасанова. В 2019 году один крупный банк отсудил у ее полной тезки 672 тысячи рублей долгов за кредит в Нефтекамске.
Да и вообще, изначально организация называлась «Доступное жилье-автомобиль». В 2016 году на нее подал в суд житель Стерлитамака: внес паевый взнос на покупку квартиры в строящемся доме — чуть больше миллиона рублей. В судебных картотеках нашлось еще 9 подобных дел из Стерлитамака, Салавата, Уфы и Белебея. В 2020 году «Социнвествклад» был исключен из ЕГРЮЛ.
В 2017 году Митин заправлял потребительским кооперативом «Инвестсоцвклад», который имел взысканий от приставов на 1,3 миллиарда рублей. Также организация фигурирует в 1,8 тысячи гражданских дел по взысканию денег по договорам займа, число заявителей значительно выше, так как иногда иск был коллективным. Почти все иски удовлетворены.
В том же году появился потребительский кооператив «Соцвклад», но руководителем его был некто Александр Чернов. В свое время он управлял бизнесом по производству сгущенки, торговле топливом, мониторил загрязнение окружающей среды. Его актуальный бизнес — торговля мясом и птицей. К уголовной ответственности его не привлекали, но у полного тезки в мае 2019 года по решению суда проводился обыск.
Кроме того, в 2017 году Митин являлся председателем правления в кредитном потребительском кооперативе «Гранит» в Омске. Тут интересен тот факт, что одним из учредителей был Александр Богомаз — в Краснодаре его арестовали в январе 2019 года за мошенничество в кредитном кооперативе «Содружество». Потерпевшими по делу числились свыше 2 тысяч человек, ущерб составил 1,5 миллиарда рублей.
Дело Богомаза и других обвиняемых поступило в суд в 2021 году. Заседания продолжаются по сей день. Митина среди подсудимых нет.
Второй фигурант дела о мошенничестве со вкладами в Уфе — Рим Нурлыгаянов. Его полный тезка в 2014 году возглавил ООО «Эко Сфера» из Уфы. Оно занималось проектированием и строительством купольных домов, но было исключено из ЕГРЮЛ в 2017 году как недействующее юрлицо. Интересно, что в доле с ним находился бизнесмен из Краснодара, который сейчас там строит дома.
В 2018 году у Нурлыгаянова появилось ООО «Экомаркет» с регистрацией в Алексеевке Уфимского района. Вид деятельности — подбор персонала и строительство. ФНС буквально несколько дней назад решила исключить эту компанию из ЕГРЮЛ как недействующую.
Нурлыгаянов фигурирует в 12 гражданских делах, связанных с «Инвестсоцвкладом».
Вложили и всё потеряли
Руководство пирамиды запускало рекламу по интернету или газетам с объявлениями. Те, кому скучно живется, читали эту завлекаловку и шли в офис кооператива, чтобы вложить деньги. Условия были такими: вкладываешь сейчас — они хранятся на счетах под 9–14%, а потом, когда придет время, можешь вывести или вложить еще.
Когда люди не получали своего, то шли в суд. В базе Кировского районного суда Уфы есть почти 2 тысячи гражданских дел, связанных с финансовой пирамидой «Инвестсоцвклад». Мы изучили решения по некоторым из них.
Так, в декабре 2018 года, уфимец Николай К. принес 270 тысяч рублей. Через несколько дней — еще 40 тысяч, а через пару месяцев — 200 тысяч рублей. Ставка — 13% годовых. Потребительский кооператив подписал договор, выдал все нужные документы и квитанции и обязывался вернуть деньги и проценты 21 марта 2019 года (а также 12 февраля 2020 и 11 февраля 2022 годов). Незадолго до этого Николай совершил еще одну роковую ошибку — вложил очередные деньги.
Когда подошел срок, он написал заявление на вывод денег, но ответа не получил. Через месяц Николай пошел в суд: тот, конечно, признал его правым, но дальше этого дело не ушло. Другие потерпевшие вкладывали по 1,3 миллиона рублей, 1,2 миллиона, 900 тысяч, 800, 400, 150, 80 и так далее.
Одно из последних дел рассмотрено в 2022 году: Екатерина С. вложила 467 тысяч и рублей в январе — феврале 2019 года. Деньги должны были вернуть в 2019, 2020 и 2022 годах. Когда подошел срок, уфимка написала заявление на вывод средств, но ответа не получила. Суд, конечно, постановил вернуть всё. Есть решения и от 2024 года, но они не опубликованы.
До суда над Митиным и Нурлыгаяновым дожили не все. Кто-то скончался сам, кто-то решил закончить жизнь, понимая, что денег он, скорее всего, не увидит. Куда делись деньги, которые получила финансовая пирамида, неясно. К тому же срок подсудимых в конечном итоге окажется меньше — потому что пять лет они пробыли под следствием.