Преступления против детей всегда привлекают большое внимание, потому что они — одни из самых незащищенных. Нападение на ребенка в Уфе в 1997 году сразу поставило на уши весь регион: неизвестный выколол глаза маленькому мальчику. Через две недели напали на девочку. Как выяснило следствие, за всем этим стояли братья Кожепаровы из города Аши. UFA1.RU рассказывает историю братьев и приводит воспоминания сокамерника одного из них.
Хотел помочь брату
Всё случилось в июне 1997 года. 5-летний мальчик, проживавший на улице Комсомольской в Уфе, обычным летним вечером отправился на улицу погулять. В подъезде на него накинулся неизвестный мужчина, который накинул ему на шею веревку и стал душить. По одной из версий, преступник даже попытался изнасиловать ребенка, но не смог, поэтому выколол ему глаза.
Мальчика нашли соседи, он истекал кровью и ничего не помнил. Сначала все подумали, что ребенок сам где-то получил травмы, но в больнице на шее нашли следы от веревки. Обследование глаз всех поразило: их кто-то проколол иголкой несколько раз.
Милиционеры нашли свидетелей, которые видели незнакомого мужчину, они как смогли его описали, а потом и потерпевший рассказал, как всё было. Он указал на примерный возраст мужчины, которого встретил в подъезде.
По словам мальчика, тот был одет в спортивную куртку зеленого цвета, а его волосы были светлыми. Свидетели же говорили, что возможный преступник был в рубашке, а волосы рыжие, на лице были усы. Возраст — около 40 лет.
Силовики проверили бывалых преступников, но никого похожего не нашли. Описание нападавшего дали в массы, милиция отрабатывала каждое сообщение, но всё равно без особого успеха.
Спустя две недели — новое нападение. У дома по улице Авроры неизвестный напал на девочку 10 лет, когда они вместе ехали в лифте. Почерк был похож: попытка изнасилования, удушение. Девочка выжила.
Милиционеры, опросив свидетелей, узнали, что некий мужчина поглядывал на детей. Родители хорошо запомнили этого человека и дали точное описание: мужчина, около 40 лет, пышные светлые волосы, зеленоватая куртка.
Вскоре новые сведения дали результат: по фотороботу опознали Михаила Кожепарова, который проживал на Комсомольской. Он подходил по описанию: светлые, даже рыжеватые волосы, зеленая куртка, 38 лет. По одной из версий, о нем вспомнил сосед по общежитию, который знал новый адрес — город Аша.
Милиционеры взяли Кожепарова в его же доме. На первых допросах он отрицал какую-либо причастность к нападениям на детей. Следователям пояснил, что в день нападения на девочку был дома, работал вместе с братьями.
Это подтвердили три свидетеля, включая одного брата. Но вот доказать, что он был дома во время первого нападения, не получилось. Спустя пару дней Михаил Кожепаров написал признательные показания и даже детально рассказал обо всех преступлениях.
Под ногтями девочки нашли следы кожи — она поцарапала его, когда он напал на нее. Экспертиза не показала 100% совпадения, но заявила, что не исключает причастность Кожепарова. Сходство есть, но не железное. К тому же состав одежды был похожим на тот, что нашли на жертвах.
Некоторые полагают, что, увидев эти доказательства, Кожепаров решил сдаться — понимая, что ему грозит крупный срок. А признание помогло бы уменьшить его. Однако на проверке показаний на месте были нестыковки.
Кожепаров сказал, что напал на мальчика в кустах, а тот говорил, что нападение было сразу в подъезде. В то же время двое свидетелей поменяли свои предыдущие показания — пояснили, что назвать точную дату, когда они якобы видели Кожепарова дома, попросил его брат Владимир.
Спустя месяц после первого нападения произошло и третье — в районе улицы Авроры неизвестный напал на 14-летнюю девочку, изнасиловал ее и задушил. Глаза жертвы были проткнуты иглой, причем существенно больше — в прошлые разы было не более 10 проколов, в этот раз их было 30. Следствие пришло к выводу, что действует подражатель, а не тот же преступник, что раньше.
Во внимание приняли тот факт, что день нападения на допрос в Уфу приезжал брат Михаила — Владимир. В итоге задержали и его. Поначалу Кожепаров отрицал свою причастность, но потом признался под тяжестью доказательств. Старший брат рассказал, что пошел на преступление, чтобы помочь младшему избежать тюрьмы.
На суде вина обоих братьев была доказана — и им дали по 25 лет колонии.
Сидел на строгих условиях
Михаила Кожепарова после приговора этапировали в Магнитогорск, в колонию строгого режима. При этом там было разделение по условиям содержания — обычные и строгие. Кожепаров отбывал срок на вторых. О том, как сидел нападавший на детей преступник, UFA1.RU рассказал бывший заключенный ИК-18.
— В блоке со строгими условиями как в отдельном государстве. Участок огорожен от остальной территории колонии забором высотой 2–3 метра. У нас было закрытое всё. Всё было сделано для того, чтобы Миша сидел один, — рассказал UFA1.RU бывший заключенный.
Осужденные первые 9 месяцев живут в таких условиях. Далее, если нет нарушений, их выпускают в общую зону. Наш собеседник говорит: был момент, когда Кожепаров отсидел 9 месяцев, но администрация зоны якобы пропустила этот момент, поэтому спешно «нашла» у зека нарушения. Делалось это, полагает бывший осужденный, в целях безопасности самого маньяка.
Но даже в строгих условиях Кожепарова не уважали. Бывший сокамерник вспомнил случай, когда маньяк зашел в камеру и увидел сюжет про себя по телевизору.
— Он тогда сказал: «О, там про меня». И спокойно ушел. Все на него посмотрели так… — рассказал бывший зэк.
Но в целом Михаил вел себя спокойно, конфликтов ни с кем не имел. Хотя заключенные его не переносили, не уважали и не пускали за общий стол. Некоторые даже оскорбляли его.
— У нас было распределение: блатные, мужики, козлы, чесоточные, которые интриги плетут, и петухи. Вот он был между двумя последними, — говорит наш собеседник.
Михаил не унывал и даже занимался спортом: подтягивался на брусьях, отжимался. Его бывший сокамерник полагает, что так Кожепаров хотел восстановить свое здоровье, которое подорвалось за время пребывания в СИЗО.
Насилия к нему, уверяет наш собеседник, никто не применял. Охрана колонии пыталась сделать всё, чтобы над ним никто не совершил самосуд. Наш собеседник рассказал, что Михаил Кожепаров отрицал свою вину и писал во все инстанции.
— Я сколько с ним просидел — ни капельки не усомнился в том, что он невиновен. Не знаю за брата, но за Мишу могу сказать: я ничего такого в нем не видел. Мне его с человеческой стороны жаль. Он не был похож на того, кого обычно сажают за нападения на детей, — говорит бывший сокамерник.
При этом Михаил верил, что третье нападение совершил его брат.
— Миша о нем почти не говорил, так, в общих чертах: «Брат думал, что это я убиваю, а когда меня посадили, то он пошел и кого-то убил, чтобы отвести подозрения», — рассказал сокамерник Михаила.
К настоящему моменту оба брата уже давно на свободе.