Появилась новая информация о том, что произошло в подвале уфимской мечети «Мадина» — оттуда приходили сообщения об издевательствах над детьми. Корреспондент UFA1.RU поговорил с собственником помещения, который подчеркнул: мечеть и якобы медресе никак не были связаны, но работали они по соседству. О том, кто создал религиозный «клуб» для детей и какие там были порядки, читайте в нашем материале.
С чего всё началось?
Мечеть «Мадина» — это желто-зеленое здание, обшитое сайдингом, расположенное на улице Фронтовых Бригад. Район мечети — настоящий отшиб, по узкой дороге в две полосы ездят автобусы, а тротуара нет и в помине. К гостям теперь здесь, видимо, относятся с опаской; всему виной — история о медресе, которое находилось на нижних этажах здания, под мечетью.
В учреждении воспитывалось около дюжины мальчиков-подростков, которые якобы содержались в «нечеловеческих условиях». Перед праздниками, 21 февраля, одному из мальчиков удалось сбежать — он наткнулся на полицейских и рассказал, что над ним самим и его ровесниками издевались и они регулярно подвергались избиениям. После этого в мечеть наведались правоохранители, и организатора задержали.
На входе в мечеть корреспондент UFA1.RU столкнулся с мужчиной в тюбетейке — он вышел из-за двери с надписью «Мечеть "Мадина"». Мы начали спрашивать его, известно ли ему что-либо о том, что происходило в подвале здания, но мужчина не смог ответить.
— Я только вчера вернулся, сходите в другое здание, там наши руководители сидят.
В другом здании, обшитом желтым сайдингом, мы действительно нашли владельцев здания мечети. Мужчина представился Ринатом, он сидел в отдельном кабинете и обсуждал по телефону тот самый скандал с подвалом «Мадины».
«Там двери вообще не закрывались»
— Я — представитель собственника, — рассказывает Ринат. — То, что у нас произошло, никак не относится к «Мадине», они арендуют 3-й и 4-й этаж, а инцидент произошел на 2-м этаже. Понятно, в одном здании, но там был другой договор, мы его в прокуратуру передали.
По словам собственника, так называемое медресе было оформлено как клуб, то есть договор мог заключить любой человек, не обязательно юридическое лицо. Таким клубом и был «Мархаба», чье название переводится как «Добро пожаловать». Ринат рассказал, что он пользовался большой популярностью у семей, которые приехали в Уфу из Таджикистана.
— Это то же самое, что клуб любителей аквариумных рыбок. Они создали клуб и положение: занимались они духовно-нравственным развитием для семей, которые приехали из Средней Азии, — объясняет он.
У собственника сохранилось и само обращение организатора. Согласно этому объявлению, клуб духовно-нравственного развития «Мархаба» создали для воспитания детей и подростков. В списке компетенций — такие пункты, как поддержание семейных традиций, сохранение родного языка, обучение уважительному отношению к старшим и этикету.
После этого тон мужчины изменился: он уверен, что в клубе не происходило ничего плохого и тем более противоправного.
— Там двери вообще не закрывались, даже ночью. Я как администратор ходил и ругался: «Закрывайте двери, мало ли что вы в мечети сделаете», но удерживать там кого-то точно было невозможно, — утверждает Ринат.
По словам Рината, в клуб приводили ребят, чьи родители приехали из Таджикистана и работали по 16 часов в день: на занятия с ними времени не оставалось, ребята бесились, начинали курить или связывались с плохими компаниями. Поэтому их отдавали на воспитание прихожанину мечети по имени Азизмурод.
— Он занимался тем, что к нему привозили родители таджикских детей, и он их сам воспитывал, чтобы они не отрывались от ценностей своего народа. Это всё было связано с прививанием традиционных ценностей. Там были и хулиганистые подростки, я сам их ругал, их привозили-забирали, снова привозили, — рассказывает Ринат.
Кто такой Азизмурод?
Представитель собственника рассказал, что Азизмурода он видел часто, но фамилию мужчины так и не смог запомнить. В мечети парня все называли другим именем — Абдуль-Азиз. По рассказам Рината, наставник «Мархабы» производит впечатление эрудированного человека, который придерживается традиций своего народа.
— Он поднимался в мечеть, читал намаз. Он был Коран хафиз, то есть знал священную книгу наизусть. Хороший, открытый парень, — говорит Ринат. — У него молодая семья, всё [в жизни] только начинается.
По словам мужчины, жена Азизмурода беременна, вместе они снимают квартиру в Инорсе. Также он делился с другими информацией о своем образовании — его он получил в Таджикистане.
— Он окончил Исламский университет в Таджикистане. Таджикистан — очень жесткая в этом плане республика, влево-вправо — уже экстремист, поэтому у них было очень строгое преподавание. Правда, в нашей стране оно не верифицировано, он не занимался этим делом.
По словам Рината, в «Мархабе» шло перевоспитание детей, которые пошли по кривой дорожке.
— В Таджикистане это как происходит — живут большими семьями, если родители уезжают, то ребят воспитывают бабушки и дедушки, передают им традиционные ценности. Они обучают их всем порядкам. То же самое было здесь, повторюсь, никто никого не удерживал, — рассказывает Ринат.
«Какие-то побои, может, и были»
Сам скандальный случай владельцы помещения описали немного иначе: по их словам, мальчику, который рассказал о деятельности клуба сотрудникам полиции, самому не нравилось быть в нём.
— Было непослушание какого-то из мальчиков: условно говоря, кто-то кого-то отлупил, мальчик обиделся. Он сам откуда-то с Челябинской области, мол, что его здесь не любят, то поедет домой. Он поехал на поезде, и его на вокзале взяли полицейские. Он им сказал: «Я из мечети "Мадина", меня там бьют, заставляют учить Коран». Коран, конечно, может, они и читали, но никого не били, — рассказывает Ринат.
Однако того, что абсолютно никаких побоев не было, Ринат не думает.
— Какие-то побои, может быть, и были. Но этот момент тоже связан с менталитетом, таджики — довольно жесткие люди. Видимо, побили один раз. Но это не значит, что это было систематически, что над всеми детьми издевались.
По словам Рината, последние пятеро детей вчера уехали домой, и он утверждает, что они не подтвердили показаний мальчика. Он подчеркнул, что в клубе ребята поддерживали связь со своими родителями. Правда, телефоны у них были под рукой не всегда.
— Телефоны у них могли отбирать, чтобы в интернете не сидели, это противоречило правилам, — объясняет Ринат. — Но было время, когда им их выдавали назад и они общались со своими семьями. И родители говорят, что связь всегда была.
Собственники помещения считают, что этот скандал — удар как по их репутации, так и по репутации самой «Мадины», и теперь неприятности могут начаться у самих арендодателей. Мужчина подозревает, что «дело раздули специально».
— Получилось по словам этого мальчика, что тут концлагерь какой-то. Что мечеть это одобряла. Но при каждой мечети есть масса сотрудников ФСБ, которые тут чуть ли не живут. Это все прекрасно знали, а теперь начался какой-то хайп, — вздыхает Ринат.
Что с клубом «Мархаба» будет дальше?
Глава Духовного управления мусульман Башкирии Айнур Биргалин подтвердил UFA1.RU, что заведение, где оказывал услуги по воспитанию подозреваемый, к мечети не относится. В здании несколько арендаторов площадей, мечеть занимает помещение на 3–4-м этажах, сам подозреваемый организовал якобы воспитательный центр на нижних этажах.
Против наставника клуба, по данным следкома по Башкирии, возбудили уголовное дело об истязании. Также его взяли под стражу.
— Уголовное дело возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных статьей 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и пунктами «а» и «г» части 2 статьи 117 УК РФ «Истязание двух и более несовершеннолетних, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии», — рассказали в ведомстве.