Агитация за трезвый и здоровый образ жизни довела пятерых парней из Уфы до военного трибунала. Руслана Богданова, сына влиятельного в республике спортсмена, и четверых его друзей обвиняют в преступлениях террористической направленности. Якобы они готовили нападения на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, госучреждения и офисы партии «Единая Россия». Уголовное дело против них сейчас рассматривает Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге. Но защита утверждает, что на скамье подсудимых отсутствует главный фигурант — мужчина, который сподвиг ребят на действия, оцениваемые ныне правоохранительными органами как преступные. UFA1.RU собрал всё, что удалось выяснить об этом уголовном деле и его фигурантах.
Предупреждаем, всё описанное ниже — не констатация фактов, установленных судом, а лишь свидетельства очевидцев и некоторых участников событий, имеющих отношение к уголовному делу.
Активный спортик
По версии следствия, история эта началась три с половиной года назад. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого (документ имеется в распоряжении UFA1.RU) указан период «не ранее мая 2019 года».
— У Руслана Богданова, несогласного с внутренней политикой государственной власти Российской Федерации, возник преступный умысел, направленный на совершение насильственного захвата власти в нарушение Конституции Российской Федерации, — так считает следователь по особо важным делам, майор юстиции, подписавший постановление.
Богданов был на тот момент несовершеннолетним. Следователь, тем не менее, полагает, что подросток осознавал противозаконность своего замысла, когда якобы решил создать «устойчивую и иерархическую группу лиц, разделяющих националистическую идеологию», чтобы совершать сообща «преступления террористической направленности».
Примерно тогда же во «ВКонтакте» появилась страница, в названии которой используется с привязкой к Уфе аббревиатура sXe (сокр. от англ. Straight edge, пер. «Четкая грань») — так обозначается субкультурное движение против сексуальной революции и гедонизма, сторонники которого выступают за исключительно трезвый и здоровый (в том числе в межполовых отношениях) образ жизни и всестороннее развитие личности, как духовное, так и физическое.
— Стоит ли говорить вам о том, соратники, что общество гниет? Думаю, вы и сами об этом знаете, — заявляет автор в приветственном посте, который был опубликован 16 июля 2019 года. — Взгляните вокруг, соратники, и вы увидите, что в обществе царит гедонизм. Люди ищут лишь удовольствия и ничего более. Напиться с друзьями, усыпить нервы сигаретой, поспать как можно дольше — вот она, суть современной молодежи. Это их образ жизни. Мы будем выше этого сброда, этого цирка потребительства и разврата. Мы, соратники, будем той молодежью, за которую не будет стыдно отцам и матерям.
Поначалу страница в соцсети обновлялась ежедневно, но насколько активно велась в дальнейшем, неизвестно — какая-то часть постов уже удалена, сохранилось только 12 записей, последняя из них датирована 4 декабря 2019 года.
— Наши цели на данный момент просты: пропагандировать трезвые идеи с помощью листовок, — автор публично искал сторонников, желающих присоединиться к расклейке «наглядных пособий» в общественных местах. Подобные публикации перемежались тематическими репостами с других страниц и «лирическими отступлениями» вроде цитат Ницше.
Владельцы паблика использовали довольно агрессивные иллюстрации, на некоторых из них присутствуют символы неонацистов. Но внимание правоохранителей могла бы привлечь и конкретная фраза: «От сердца к солнцу», — жест, который некоторые источники объясняют приветствием славянских язычников своему главному божеству, но все же более известный как «зига», то есть приветствие нацистами Адольфа Гитлера.
Друзья-«соратники»
Скольких пользователей соцсетей удалось привлечь популяризатору sXe, неизвестно. Сейчас, когда расследование завершено и уголовное дело рассматривается трибуналом, подписчиков у паблика не осталось вовсе. Но благодаря именно этой странице Богданов смог найти друзей, которые теперь обвиняются в соучастии в преступлении террористической направленности. И через ту же страницу на них вышел на тот момент 22-летний Антон Петров — мужчина, который позже написал заявление в правоохранительные органы и избежал уголовного преследования.
Общались парни в соцсети и мессенджерах, встречались лично на улице или у кого-то дома. Кроме того, в документах уголовного дела упомянуто не менее 15 выездов в лес, где, по версии следствия, обвиняемые оттачивали навыки рукопашной драки, боя на ножах и стрельбы из оружия.
Компания для вылазок на свежий воздух не была постоянной, и, по словам очевидцев, собиралась из спортивного интереса, ради отработки приемов самообороны и защиты других людей. А тренировки с оружием стали возможными благодаря Антону Петрову: ранее он участвовал в соревнованиях по страйкболу и был обладателем двух винтовок, которые очень похожи на настоящие огнестрельные — это известно со слов источника, близкого к расследованию.
Кто первый озвучил идею собрать взрывное устройство, мнения расходятся. Главный свидетель Антон Петров указывает на Богданова и его друга, который теперь тоже на скамье подсудимых, а те, в свою очередь, — на самого Петрова.
— У меня нет оснований для недоверия к позиции своего подзащитного, в его пользу говорит много причин, — интересы Богданова защищает известный в Башкирии адвокат Роман Петров. — Во-первых, Руслан признает часть обвинения, искренне и подробно излагает все обстоятельства, его показания подтверждаются и материалами дела, и показаниями других обвиняемых. Во-вторых, свидетель Антон Петров на несколько лет старше и Руслана, и остальных обвиняемых, и в самом начале знакомства он, безусловно, стал для них авторитетом: взрослый, ездит на своем автомобиле Audi, владеет страйкбольным оружием — обвиняемые до знакомства с Петровым и в руках-то такого не держали. Полагаю, процессуально неверно, что следствие отказалось возбуждать уголовное дело против этого человека. С точки зрения УПК, следовало возбудить дело и прекратить его ввиду «деятельного раскаяния». Но этого не произошло, и возникла правовая коллизия: Антон, согласно его же собственным показаниям, был «заместителем руководителя», то есть моего подзащитного Богданова, и, следовательно, совершал всё то же, что и остальные обвиняемые. Но в его действиях следствие состава преступление не усмотрело.
У главного свидетеля обвинения, кроме того, водились деньги, и при необходимости он мог одолжить некоторую сумму. Адвокат Петров также говорит, что в действительности никакого иерархического распределения в группе не было, и следствию известно о нем исключительно со слов избежавшего уголовного преследования «заместителя».
В постановлении о предъявлении обвинения указано, что, помимо руководителя и заместителя, в «отряде» был «сапер-взрывник», «инструктор» и рядовые участники. Кроме того, в структуре были предусмотрены «разведчик», «связист», «медик», «автоматчик», «снайпер», «наводчик», «дозорный». Но эти «должности» оставались вакантными, хотя Богданов целых два года якобы «постоянно принимал меры к вовлечению и увеличению численности террористического сообщества». Руководил всем, по версии следствия, сам Богданов, он же и распределял роли, «исходя из психологических и физических способностей» кандидатов.
— Иерархия предполагает систему поощрений и наказаний. Ничего подобного у них не было, — утверждает адвокат Петров. — О существовании иерархии говорит только главный свидетель обвинения. Он утверждает, что за неподчинение наказывали изгнанием из отряда. Ну, согласитесь, такое себе «взыскание» для структуры, которая ставит перед собой целью захват власти.
Сын боксера
Рос и воспитывался Руслан Богданов во вполне благополучной семье. Как удалось выяснить UFA1.RU из открытых источников, его отец — Альберт Богданов, бывший спортсмен и соучредитель Спортивной федерации бокса Башкортостана, где он долгое время также занимал должность президента. В разное время Альберт Богданов был учредителем и руководителем в десяти различных компаниях, в основном строительной отрасли. Все они теперь уже ликвидированы, последние три были исключены из ЕГРЮЛ в нынешнем году. Федерация бокса, учрежденная еще в 2004-м, прекратила свое существование как юридическое лицо в мае 2020-го. Богданов также был соучредителем Фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб «Вымпел-Гарант РБ», просуществовавшего всего два года, с августа 2012 г. по июль 2014 г.
Знакомые Руслана отмечают его начитанность и общую эрудированность. Парень занимался музыкой, играл на барабанах. В среде музыкантов Богданова называют талантливым парнем, вроде бы у него были все данные, чтобы стать профессиональным барабанщиком.
— Он действительно демонстрировал радикальные взгляды, но среди пацанов его возраста каждый второй такой же. Это просто мода, понимаете, подростки всегда хотят максимально отличаться от родителей, — рассказал корреспонденту UFA1.RU уфимский музыкант, когда-то выступавший с Богдановым на одной сцене (свое имя он попросил не называть, чтобы не привлекать к себе внимание властей).
Согласно материалам дела, политикой несостоявшийся барабанщик заинтересовался лет в 15. Еще не достигнув 16-летия, Руслан некоторое время участвовал в акциях уфимского штаба Навального (организация запрещена российским судом в 2021 г., Алексей Навальный внесен в список экстремистов и террористов).
— Посещал их офис в Уфе, носил их символику, получал непосредственно от координатора [уфимского отделения] Лилии Чанышевой (внесена в список экстремистов и террористов. — Прим. ред.) указания о распространении пропагандистских материалов среди студентов и на митингах. Распространял некоторое время их листовки и вел агитацию, — такие показания дал Руслан Богданов в ходе допросов еще в начале расследования.
Это длилось недолго, до 2019 года. Но за это время молодой человек увлекся изучением политических идеологий и политических процессов в России.
Защитник обвиняемого указывает, что взгляды подсудимых можно охарактеризовать как экстремистские, но их обвиняют не в экстремизме, а именно в террористической деятельности. И это обвинение подсудимые не признают.
— Все-таки экстремизм и терроризм — это, как говорится, «две большие разницы», — подчеркнул адвокат Роман Петров. — Изучая политику, Богданов все больше погружался в радикализм, будучи по крови татарином, увлекся националистическими «Русскими маршами» (деятельность этого движения также запрещена в России), в которых ранее участвовали известные российские оппозиционеры.
Теперь главному фигуранту уголовного дела предъявляют сразу пять статей УК РФ:
ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
ч. 1 ст. 222.1 «Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств»;
ч. 1 ст. 223.1 «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств»;
ч. 1 ст. 205.4 «Создание террористического сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения преступлений террористической направленности, а также руководство этим сообществом»;
ч.1 ст. 30 + п. «а» ч. 2 ст. 205 «Покушение на террористический акт».
Несмотря на то, что целью парней, по версии следствия, был захват власти, покушение на ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти) предъявлять им не стали.
— Фактически мой подзащитный признает только, что неудачно пытался изготовить компоненты для взрывчатого вещества. Не взрывное устройство, не взрывчатку, а только химические компоненты. Интересно ему было, будут ли взаимодействовать реактивы или ничего не получится. Ничего у него и не получилось, и он от этой идеи отказался еще весной 2022 года, — говорит адвокат Роман Петров. — Позиция защиты в том, чтобы доказать, что Богданов не организовывал террористической группировки и не готовил теракт. Что Богданов причастен к этим преступлениям — только лишь слова главного свидетеля, Антона Петрова.
Нестыковка
Главная нестыковка между версиями защиты и обвинения касается как раз взрывного устройства. Руслан Богданов утверждает, что получить нужное вещество у него не получилось, он собрал все реагенты и склянки в пакет, который отнес на заброшенную стройку на ул. Кирова. Но когда парней задержали, 3 сентября 2021 года, и нашли пакет, к содержимому добавилась металлическая труба и электротехническое низковольтное оборудование (на самом деле это дверной звонок), которым можно было, по версии следствия, инициировать взрыв. Обвиняемый утверждает, что эти предметы появились позже. Руслан Богданов предполагает, что их подбросили намеренно. О том, где спрятан пакет, незадолго до задержания узнал главный свидетель Антон Петров.
Сейчас уголовное дело рассматривает Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге, материалы передали на рассмотрение 5 сентября — спустя год после задержания подозреваемых. Очередное заседание состоялось в среду, 21 декабря.
Рядом с Русланом Богдановым на скамье подсудимых сидят Данила Хакимов, Никита Коломейко, Илья Луговой и Матвей Лежнев. Хакимов учился с Богдановым в школе и позже в колледже. Служил в армии. Парень из непростой семьи, воспитывался отчимом и, судя по всему, не слишком любил возвращаться домой. Самый младший из компании — Лежнев, сейчас ему 18, и он находится под домашним арестом (остальных содержат в СИЗО). Лежневу вменяют несообщение о преступлении террористической направленности (ст. 205.6 УК РФ), статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до года, но можно отделаться и штрафом до 100 тыс. рублей.
Лугового, Хакимова и Коломейко судят по трем статьям: ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ч. 2 ст. 205.4 «Участие в террористическом сообществе» и ч. 1 ст. 30 в совокупности с п. «а» ч. 2 ст. 205 «Покушение на террористический акт».
Любопытно, что в материалах делах фигурируют аудиозаписи разговоров обвиняемых, которые они вели во время своих встреч. Первая из таких записей сделана еще в начале 2020 года. При этом главный свидетель Антон Петров говорит, что решил написать заявление в УФСБ только в августе 2021 год. И прежде чем пойти «с повинной» к силовикам, он скачал и сохранил на диск переписку и другие материалы, которые счел полезными для расследования.
Накануне, 21 декабря, в суде начался допрос Антона Петрова. Главному свидетелю обвинения позволили давать показания по видеоконференцсвязи из Уфимского гарнизонного военного суда. Журналистам, несмотря на предварительное одобрение ходатайства редакций, в последний момент в доступе в зал отказали, оградив свидетеля Петрова от журналистов. UFA1.RU, тем не менее, продолжит следить за развитием событий и освещать процесс.