UFA1.RU продолжает рубрику «Криминальные легенды», в ней мы рассказываем о преступлениях и криминальных событиях, которые произошли в Башкирии или были связаны с ее уроженцами. В предыдущем эпизоде повествовалось об уфимском изувере — Газире Зиянгарееве. Девушка, на которую он напал возле Госцирка в Уфе, пролежала в коме два года, и это было не единственное его преступление. Новый эпизод — про двух уфимских товарищей-разбойников, которые колесили по Поволжью в поисках наживы. Их смогли поймать после ряда нападений в Казани. Сегодня, 5 ноября, рассказываем их историю.
Зашел за пирожком
Эта история произошла в начале апреля 2011 года в Казани. Два товарища шли по улице и внезапно надумали напасть на магазин — это было небольшое торговое помещение на первом этаже жилого дома. Первый зашел в помещение, осмотрелся и попросил у продавца пирог. Женщина отвернулась, а когда повернулась обратно — мужчина стоял с пистолетом в руках. Воспользовавшись положением, преступник зашел за прилавок и вытащил из халата продавщицы 4,5 тысячи рублей — это была дневная выручка. Далее он завел женщину в подсобку и закрыл ее там.
Его подельник тем временем стоял снаружи — на шухере. Когда продавщица оказалась нейтрализована, он зашел в помещение. Два разбойника осмотрели помещение и украли 500 рублей, которые нашли под столом. После этого отыскали кошелек, достали из него 700 рублей и банковские карты. После совершенного скрылись. Ущерб потерпевшей и магазину — 6 тысяч рублей.
На следующий день они вновь совершили нападение: зашли в магазин, где никого не было, осмотрелись. Первый достал пистолет и стал угрожать продавцу. Второй тоже достал оружие. После этого первый нападавший схватил продавца за шею и потребовал сказать, где находятся деньги, но ответа не получил. В то же время он пытался сорвать цепочку с руки женщины, но тоже безуспешно. Поэтому оба преступника заперли продавца в туалете. Обыскав помещение, они нашли деньги и украли их. Ущерб — 4 тысячи рублей.
На другой день — опять нападение. Схема та же: зашли, осмотрелись, напали, угрожали оружием, украли деньги. Денег не было, зато оба преступника сорвали с продавца украшения на сумму 42 тысячи рублей.
На четвертый день двое напали на офис туристической фирмы. Всё то же самое: угрозы, кража.
Установить преступников быстро не получилось, но у полицейских остались следы: отпечатки пальцев, ладоней, обуви. Всё это было запечатлено криминалистами. Со слов потерпевших записаны приметы: двое мужчин средних лет, один повыше, другой пониже, оба в шапках и черных куртках.
Началась работа по установлению личностей. Отрабатывали ранее судимых, в том числе тех, кто жил в районе преступлений. В то же время полицейские заметили одну особенность всех нападений: суммы были относительно небольшие, а значит, основательно нападавшие не готовились, их выходки были спонтанными.
За несколько дней следователи отработали всех, кто был ранее судим за подобные преступления: они оказались не при делах, а преступников не знали. Просмотр камер дал результаты: замечены двое подозреваемых, их опознали потерпевшие.
Полиция ждала новых нападений, но их не происходило. Преступники либо залегли на дно, либо уехали в другой город. Тем не менее в соседние регионы были отправлены фотороботы подозреваемых, все отделы Татарстана также были в курсе происходящего.
Далее следователи воспользовались специальной программой: они загрузили фото преступников, а система искала их по всей стране. Так она показала, что дерзкие налетчики — из Уфы.
Два товарища
Нападавшими оказались Александр Кайбушев и Руслан Гильманов. Их задержали 29 апреля и 1 мая в Уфе.
Правда, изначально они были взяты по другому поводу: их подозревали в нападении на магазин в столице Башкирии. Выяснилось, что это не единственное их преступление: в Уфе они совершили 24 нападения, в Казани — 4, в Оренбурге — 5. В столице Башкирии жертвами нападений стали продавцы оконной и туристической фирм, а также продуктовый и мясной магазины, ларек с бытовой химией и другие места.
Точки для своих преступлений два товарища выбирали по одной и той же схеме: небольшое заведение, мало персонала и посетителей. Они не знали, сколько «выгребут» с того или иного захода — полагались на удачу.
Лидером группы считался Руслан Гильманов — уроженец Башкирии. Как приводит его характеристику телеканал «ТНВ», учеба в школе не задалась, постоянно конфликтовал и дрался. После школы поступил в техникум, где учился на паркетчика. По специальности работал несколько лет. Военную службу не проходил: получил освобождение из-за проблем со здоровьем. Однако занимался спортом, в частности боксом, мечтал работать спасателем, но получил отказ в трудоустройстве из-за плохой характеристики. Кроме того, на этом фоне он впал в депрессию и наблюдался у психиатра.
К моменту суда в Казани уже имел несколько судимостей:
в 2005 году в Уфе за покушение на разбой и вовлечение в преступление несовершеннолетнего, срок — 3 года 10 месяцев, освобожден через полтора года;
в 2010 году в Уфе за угрозу убийством, срок — 11 месяцев условно.
После задержания:
в 2012 году в Уфе за разбой (23 эпизода), срок — 9 лет;
в 2012 году в Уфе за грабеж и разбой, срок — 4 года 10 месяцев;
в 2013 году — в Оренбурге за разбой и кражу, срок — 7 лет 6 месяцев, с учетом двух предыдущих приговоров — 12 лет.
Как признаётся следователь из Татарстана, ведший дело о разбоях, лидерство Гильманова было видно сразу. Кайбушева же охарактеризовали как «ведомого»: сказали, что надо идти — он пошел. На допросе он сказал, что готов прыгнуть, если понадобится, если скажет Гильманов.
Александр Кайбушев — тоже уроженец Башкирии. Телеканал «ТНВ» утверждает, мужчина окончил школу, поступил в вуз, но не доучился. Женился, завел двоих детей, но позже развелся. Ранее судим:
в 2002 году в Уфе за кражи, срок — 5 лет и 9 месяцев.
После задержания:
в 2012 году в Уфе за разбой (24 эпизода), срок — 9 лет строгого режима;
в 2013 году в Оренбурге за разбой (5 эпизодов), срок — 7 лет и 6 месяцев.
Следствие и суд
На допросах у обвиняемых спрашивали, почему они не хотели устроиться на работу и зарабатывать нормально. В ответ на это Кайбушев говорил, что «много денег всё равно не заработать», а мало он не хочет.
Поэтому два товарища быстро зарабатывали разбоями и быстро тратили деньги в ночных клубах. Так было и в Казани: после кутежа средств к существованию было немного, буквально на пирожки. Поэтому так и вышло, что первой потерпевшей стала продавец пекарни. Полученные деньги Кайбушев и Гильманов потратили на временное жилье, а в последующие дни продолжили нападения.
Дела против двух товарищей расследовались поочередно: в 2012 году вынесли приговоры в Уфе, в 2013-м — в Оренбурге. В 2014 году настала очередь столицы Татарстана.
Ново-Савиновский районный суд Казани признал Гильманова и Кайбушева виновными в четырех разбоях и приговорил по каждому эпизоду к 4 годам колонии. Путем частичного сложения и добавления неотбытого срока по оренбургскому приговору — 15 лет строгого режима.
Также суд удовлетворил иски на возмещение вреда — 20 тысяч рублей по всем заявкам.
Гильманов и Кайбушев пытались обжаловать приговор в Верховном суде Татарстана, но безуспешно: он оставлен в силе. На свободу два товарища выйдут только к 2029 году. Они могут попросить освободить их условно-досрочно, но есть сомнения, что их просьба будет удовлетворена.
По словам оперативника, в преступлениях Гильманов и Кайбушев не раскаялись, наоборот, им было весело. Один из них даже пошутил, что теперь, в изоляторе, смотрит на свой дом: жил неподалеку.