UFA1.RU продолжает рассказывать о криминальных легендах Башкирии. В прошлый раз мы рассказывали историю криминального авторитета, которого хотели посадить за нападение на турбазу, но в конкретный момент его дело пропало из сейфа следователя. Наш сегодняшний материал будет о другом типе криминального элемента — про маньяка Евгения Петрова, которого называют «Новоуральским потрошителем» или «Новоуральским маньяком». Сегодня, 27 августа, UFA1.RU рассказывает о появлении маньяка с Урала и подробно остановится на его эпизоде в Башкирии — и о нём подробно рассказывал следователь.
Кем был убийца
Евгений Петров родился в 1975 году в городе Свердловск-44. Сейчас он называется Новоуральск. «Номерное» название он получил из-за секретности — во времена СССР все подобные города не наносились на карту, закрывались и хорошо охранялись. В Новоуральске есть несколько заводов: один занимается производством ядерного топлива (разработка обогащённого урана), другой производит оборудование для атомных электростанций. Есть и другие, но их деятельность можно назвать обычной, не представляющей стратегического интереса для страны.
О ранней жизни Евгения Петрова известно немногое: учился в школе, в детстве ходил в лес с отцом, учился ориентироваться на местности, а также разделывать туши животных.
В 1992 году его осудили за кражу компьютера, с 1993-го по 1995 годы он проходил службу в армии, где едва не убил топором командира. По этому инциденту возбудили уголовное дело, но военная прокуратура его тогда почему-то, что называется, замяла. Кроме того, за Петровым замечали и иную необоснованную агрессию, хотя жестокому обращению, по его же словам, он не подвергался.
Так будущий маньяк спокойно демобилизовался, поступил в ПТУ и окончил его со специальностью автослесаря. Далее он устроился на работу на Уральский электрохимический комбинат — он производит обогащенный уран. На заводе работал и его отец.
К моменту ареста «Новоуральский потрошитель» имел семью: жену и сына.
Первые нападения
Как рассказывалось в программе «Честный детектив», первые нападения произошли в 1998 году. В городах Новоуральск, Невьянск и Первоуральск стали пропадать девочки.
Первой жертвой стала ученица школы из Новоуральска Мария Поливцева. Она шла к родственникам, но не дошла. Найти следов пропавшей девушки своевременно не удалось. В 1999 году пропали ещё четыре школьницы. Истории были похожи: девочки шли одни, были в лесополосе, следов никаких.
Спустя время, в том же 1999 году, в лесу были найдены тела пропавших девочек. Сначала нашли пятерых, а потом и шестую. Все они были сожжены и расчленены. Как установила экспертиза, перед убийством преступник надругался над детьми.
В 2000 году произошло еще одно нападение, однако оно отличалось от остальных, потому что в этот раз неизвестный напал сразу на двух сестер. В «Честном детективе» рассказывается, что одной девочке удалось вырваться, а второй — нет. «Коммерсант» про тот же случай пишет другое: старшая сестра просила похитителя отпустить младшую — и тот согласился. После этого он затолкал оставшуюся жертву в свою машину.
При этом всём руководство областного МВД никак не хотело официально признавать наличие маньяка, который серийно похищает детей. Возможно, такое признание могло стоить карьеры некоторым начальникам, но оно помогло бы предотвратить некоторые нападения, ведь, как известно, после таких случаев родители начинают пристальнее следить за детьми.
Но на руку силовикам в этой истории сыграло то, что нападения прекратились. Тогда у следствия возникла мысль, что преступник мог уже где-то отбывать наказание — и его стали искать в местах лишения свободы, но не нашли. Затем возникла другая версия — он может находиться в закрытом городе, и поэтому взор был обращен на Первоуральск. В пользу этого говорило то, что некоторые жертвы жили в нём.
Поимка
В начале 2000-х следователи знали, что преступник передвигается на «Жигулях», умеет водить в лесу, хорошо ориентируется на местности.
В 2003 году маньяк вернулся и похитил школьницу у детского лагеря. Позже ее тело найдут возле водоема. В ходе следствия выяснилось, что возле лагеря постоянно бывали одни и те же «Жигули». Ездивший на них мужчина предлагал девочкам покататься, а кому-то даже сказал свою фамилию.
По данным программы «Честный детектив», Евгения Петрова заподозрили сразу после этого случая, так как указанные свидетелями «Жигули» были только у него. «Коммерсант» же пишет, что Петров сам пришёл в милицию: якобы он видел, как похищали последнюю девочку. Далее оба источника сходятся в одном: он описывал другую машину и не одного, а нескольких нападавших. Милиция не поверила свидетелю, так как его показания оказались слишком подробными. Тогда Петрова решили проверить конкретно — и нашли у него на работе серьги, принадлежавшие одной из погибших. После этого мужчину задержали, предъявили обвинение в убийствах. На допросе Петров рассказал обо всех убийствах, позже его опознали две девушки, которые смогли убежать от него.
В апреле 2005 года Евгения Петрова признали виновным в десяти убийствах и приговорили к пожизненному заключению. Свою вину он полностью признал и далее, уже сидя на зоне, несколько раз пытался покончить с собой.
— В психологическом плане это сильный человек. Слабый по характеру таких преступлений просто не совершит: убить человека, надругаться над ним, жить спокойно… Я задавал ему вопрос: «Тебе не снится это? Когда в памяти события возникают, в дрожь не бросает?», он: «Нет, нормально всё», — рассказывает Эдуард Лай, старший оперативник уголовного розыска МВД Новоуральска, в интервью программе «Честный детектив».
Башкирский эпизод
Петров был не только слесарем, но и гонщиком, поэтому часто ездил по стране. Схожие с уральскими исчезновениями дела обнаружились в Подмосковье и Рязанской области. Также он побывал и в Башкирии. В мае 2001 года в Дуванском районе республики (находится на границе с Красноуфимским округом Свердловской области) была изнасилована и убита 16-летняя студентка местного ПТУ. Ее тело нашли только через четыре месяца после исчезновения. Установить личность было невозможно, но с помощью компьютерного моделирования получилось создать примерный портрет погибшей на основе ее черепа.
За расследование этого убийства взялся следователь башкирского следкома Урал Рахматуллин. Весной 2022 года он подробно рассказал UFA1.RU, как вышел на Петрова.
Следствие по делу приостановили еще в 2001 году, так как установить личность подозреваемого не представлялось возможным. Вернулись к нему только спустя 19 лет: сыщик изучал архивы дел прошлых лет и наткнулся на это. Изучив обстоятельства, был начат поиск по похожим преступлениям. Так следствию удалось выйти на Петрова — его почерк был похож с убийством в Дуванском районе.
Тогда следователь отправился в Свердловскую область и изучил дело «Новоуральского потрошителя».
— Мы отсмотрели все фотографии и документы, досконально изучили, в каком виде были обнаружены жертвы Петрова. Он действовал по одной схеме: убивал, а тела прятал в полях. Всё совпадало. Тогда мы решили допросить его в качестве подозреваемого. И его этапировали в Башкирию. Отпираться он не стал — признался и рассказал, как всё было, — вспоминает Урал Рахматуллин.
Кроме того, следствию помогли показания одной из выживших девушек, которая рассказала, как он над ней издевался: сначала изнасиловал, потом привязал тросом к машине и повез в лес. Пострадавшая притворилась мертвой — тогда Петров отвязал ее и уехал. Узнав позже, что девушка выжила, он оказался очень этому не рад.
По словам следователя, студентка из Башкирии была убита таким же образом.
— Как он мне сам сказал, впервые этот метод он испытал именно в Башкирии. Он активно сотрудничал со следствием, всё рассказывал, показывал, — вспоминает сыщик.
Итоговая картина преступления выглядела следующим образом: 12 мая 17-летняя Диана (имя изменено) оказалась в селе Месягутово. Ей нужно было вернуться в свою деревню в Дуванском районе, но автобусов не было, поэтому она искала попутку — и возле нее остановился Петров. В Башкирии он оказался по делу — нужно было купить приемник для машины.
Петров втерся в доверие и уговорил девушку поехать с ним. Дальше он свернул с дороги в поле, заблокировал двери в машине и начал угрожать Диане, а после изнасиловал. По словам Петрова, ему нравился страх жертв. В этот момент он становился словно зверем: ревел, кричал, издавал другие звуки.
После всех действий молодой человек задушил девушку, а затем несколько раз ударил ее ножом в спину, хотя она уже была мертва.
Башкирскому следователю Петров поведал, что строит планы по выходу из тюрьмы. Он в стенах исправительного учреждения много изучал юридической литературы и потому не раз подавал жалобу в Европейский суд по правам человека. Ему не нравились условия содержания — и ЕСПЧ с этим соглашался, присуждая маньяку компенсацию. Впрочем, в 2022 году Россия отказалась выполнять какие-либо решения ЕСПЧ, поэтому Новоуральский потрошитель останется без денег.
Вместе с тем он планировал обжаловать свои приговоры, но следователь уверяет: Петров просто неверно трактует закон, и поэтому ему кажется, что он может выйти. На деле же суд отклонял его жалобы.
Следователь Урал Рахматуллин говорит, что случай Петрова уникальный, потому что в детстве у осужденного не было каких-то вещей, которые могли сподвигнуть его на преступления, да еще и с такой жестокостью. Его не обижали, он рос в полной семье, в армии тоже всё было нормально.
— Это удивительный случай, обычно сразу видишь детские травмы, которые могут спровоцировать агрессию. Здесь не так. Мы изучали все характеристики, он вырос в хорошей семье, у него самого есть ребенок, жена была на тот момент, работа, — отмели Урал.
Несмотря на то что душегуб заявлял о раскаянии, следователь считает, что маньяку вообще не жаль.
— Он говорит, что ему жаль. Но по нему вообще не скажешь. Он только боялся, что его посадят. Когда шло следствие в Свердловской области, он очень боялся, что ему пожизненное дадут. В судебной практике встречается, что если человек раскаивается, активно сотрудничает со следствием, то это расценивают как смягчающие обстоятельства и могут не применять высшую меру наказания, — говорит Урал.
Послесловие
За убийство 17-летней Дианы Петрову дали 12 лет колонии, при этом он уже сидит пожизненное. Согласно уголовному закону, «Новоуральский потрошитель» может выйти из мест лишения свободы после отбытия 25 лет — для этого ему нужно подать прошение об условно-досрочном освобождении. Однако, опираясь на разумность суда, можно сказать, что Евгений Петров вряд ли покинет колонию «Полярная сова». Вместе с ним на Ямале сидят маньяки, лидеры ОПГ, террористы и прочие преступники, выход на свободу которым запрещен.