В Омске спустя семь лет огласили приговор виновным в обрушении казармы. Там потерял ноги известный блогер из Уфы Рустам Набиев. Трагедия произошла 12 июля 2015 года в 242-м учебном центре ВДВ. Тогда под руинами оказались 42 молодых десантника, 24 из них погибли. Дело расследовали 5 лет. Еще 2 года тянулся судебный процесс. На скамье подсудимых оказались 11 человек. Наши коллеги из NGS55.RU вели онлайн-трансляцию.
Из-за чего произошло обрушение
По версиям следствия и министра обороны Сергея Шойгу, здание 1975 года постройки изначально было построено с нарушениями. В 2013 году нижегородская компания «РемЭксСтрой» приступила к капитальному ремонту казармы. Строители удалили штукатурный слой, который выполнял укрепляющую функцию, и изрешетили стены перфораторами. В период дождей с мая по август 2013 года строители демонтировали крышу, из-за чего одна из опорных стен пропиталась влагой. Впоследствии перепады температуры разрушили кладку — и кирпичи местами стали выпадать. До сих пор неизвестно, чья роль стала решающей в этой трагедии: строителей, которые проводили капитальный ремонт, и их начальства или их предшественников, возводивших здание казармы. Эксперты пришли к выводу о том, что причиной трагедии послужила целая совокупность нарушений, допущенных и теми и другими, однако позднее суд поставил под сомнение результаты этого исследования.
Полковник Пономарев остался на свободе
Во время расследования самый большой резонанс вызвало задержание начальника 242-го учебного центра ВДВ Олега Пономарева. 15 июля 2015 года его отправили в СИЗО на 2 месяца. После этого начался сбор подписей в его защиту. За полдня было собрано почти 2000 подписей. 19 июля в Светлом прошел пикет в поддержку арестованного командира части, на нем присутствовали более 150 омичей.
28 июля на Театральной площади состоялся куда более массовый митинг в поддержку Олега Пономарева. Полицейские, патрулировавшие площадь, сказали, что там собрались около 1500 человек. Они стояли с плакатами «Готовы драться за командира до конца», «Полковник Пономарев — настоящий боевой офицер», «Командир, держись! Мы с тобой» и «Наш батя — честный человек». Интересно, что поддержать полковника тогда пришли даже некоторые родственники погибших десантников. Спустя 3 дня военного отпустили под домашний арест, затем его дело передали в Москву. В сентябре Пономарева решили освободить из-под домашнего ареста. Кстати, незадолго до этого прошел еще один пикет в его поддержку. В апреле 2016-го Пономарев улетел служить в Рязань. Однако он не раз возвращался в Омск — в годовщину обрушения казармы военный отдавал дань памяти погибшим.
Дело Пономарева в закрытом заседании прекратили из-за сроков давности. Пояснение от военного суда по Пономареву: сроки давности истекли, в отношении него дело прекращено в связи с истечением срока давности. Это нереабилитирующее основание. Пономарев покинул здание суда.
Какой приговор вынесли?
Заместителя руководителя регионального управления заказчика капстроительства Центрального военного округа Минобороны Александра Савустьяна признали виновным, но дали ему 5 лет лишения свободы условно. Кроме того, он должен выплатить 150 тысяч рублей штрафа.
Бывший сотрудник Спецстроя России Игорь Титарев приговорен к 8 годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу 300 тысяч рублей.
Экс-заместителя командира войсковой части по тылу — начальника тыла, полковника Владислава Пархоменко приговорили к 10 годам колонии строгого режима, штрафу размером с 30-кратную сумму взятки — 6 миллионов рублей. Кроме того, его лишили звания полковника.
Старший инженер-инспектор инспекции технического надзора (за капитальным строительством и капитальным ремонтом) РУЗКС ЦВО Евгений Криворучко осужден на 5 лет лишения свободы, но приговор отменили из-за истечения сроков давности.
Экс-сотрудник Спецстроя России Алексей Дубинин приговорен к 6 годам колонии общего режима и штрафу 200 тысяч рублей.
Директор «РемЭксСтроя» Александр Дорофеев осужден на 8 лет лишения свободы в колонии общего режима. Также он должен заплатить штраф на сумму 300 тысяч рублей.
Сотрудник Спецстроя России Николай Гашенко осужден на 5 лет лишения свободы, но приговор отменили из-за сроков давности.
Бывший сотрудник Спецстроя России Григорий Годнюк получил 6 лет общего режима, штраф — 200 тысяч.
Бывший руководитель проекта «РемЭксСтрой» Дмитрий Баязов приговорен к 7 годам колонии общего режима и штрафу в 250 тысяч рублей.
Родители — о наказании
Мама погибшего 19-летнего Максима Игнатенко рассказывает, что из обвиняемых на контакт с родителями пытался идти Олег Пономарев. Но, с ее слов, большинство родителей не хотели с ним общаться, потому что все знакомы с материалами дела.
— Остальные все [обвиняемые], не поверите, смеялись над нами каждое заседание. Прямо хохот стоял, — говорит женщина.
Что касается Олега Пономарева, то, по мнению матери Максима Игнатенко, он тоже должен понести наказание. Это его могилы, и все обвиняемые должны ходить на них, считает женщина. Пономарев принял решение о заселении казармы: «Всего-то-навсего нужно было волевое решение. Он так и сказал — это приказ. Но приказ-то был устным».
Она говорит, что все родители хотели максимально строгого наказания для виновных.
Трагедия Набиева
23-летний Рустам прибыл на службу в Омск. На тот момент он уже имел на руках диплом инженера, его по возвращении со службы ждала работа в престижной компании.
Поздним вечером 12 июля, через сутки после присяги, Рустам находился в казарме и готовился ко сну.
— После присяги я заступил в наряд, сдал свой пост и вернулся в расположение. Я был уставшим, сутки практически не спал. Пошел умываться. Я долго не ложился. Время было где-то половина одиннадцатого, хотя в десять уже отбой. Я подошел к окну, где находилось мое койко-место, хотел снять тельняшку. Тут подбежал дежурный по роте, начал кричать, дал приказ, мол, бегом. Я только успел повернуть голову в его сторону и сразу провалился вниз. Здание обрушилось мгновенно. Четыре этажа сложились за полторы секунды, — говорит Рустам.
Со второго этажа Рустам провалился на первый, а обломки третьего и четвертого рухнули на него. Он оказался буквально замурован под плитой весом в полтонны. В таком виде Рустам пролежал семь часов, еще сорок минут его вытаскивали из-под завалов. Все это время он чувствовал, что «уходит», и прощался с Индирой.
— Я был весь зажат, кровь не циркулировала, рук и ног я не чувствовал. Потом, когда плиту убрали с меня и я увидел свет, появился прилив сил. Меня ввели в искусственную кому, чтобы я не погиб от болевого шока. Мои травмы были серьезными — открытый перелом ног, пошло заражение крови через всю грязь, которая была, пыль, — говорит он.
Набиева спасла любовь его девушки — их историю можно прочитать в этом материале. В 2020-м он совершил восхождение на Эльбрус, после чего в режиме онлайн пообщался с президентом России Владимиром Путиным и высказал идею снять фильм о его горных восхождениях. 29 марта стало известно, что Набиев собирается покорять Гималаи, а киностудия имени Амира Абдразакова снимет об этом документальную ленту. О том, как Рустам Набиев справился с трудностями из-за инвалидности, читайте в его интервью для UFA1.RU.