У подножья горы Куштау в Стерлитамаке располагается особая колония. Чтобы оказаться здесь, нужно совершить тяжкое или особо тяжкое преступление против личности. Иногда сюда привозят тех, у кого есть уже по пять условных судимостей. И речь вовсе не о матерых рецидивистах. Местные «воспитанники» — не достигшие 18-летия подростки.
Корреспонденты UFA1.RU посетили эту колонию и узнали, как живут малолетние преступники. Мы не можем показывать их лица, но атмосферу заведения постараемся передать в точности.
«Особенные» дети
Сейчас в «малолетке» живут всего 30 воспитанников, а буквально 20 лет назад их количество переваливало за тысячу. Это не значит, что несовершеннолетние стали реже совершать преступления, это значит, что их стали реже сажать.
Контингент здесь особый. Например, отбывал срок преступник, который в составе группы изнасиловал девочку, тело они расчленили и сожгли. А перед этим измывались над ним. По этическим соображениям мы не можем рассказать все подробности тех зверств. Другой ребенок убил своих родителей только потому, что они не дали ему играть в компьютерные игры. Он взял двустволку и застрелил отца. Мать видела все, и он решил убрать свидетеля — выстрелил и в мать. А потом просил у государства пенсию как сирота.
При этом у воспитанников пятиразовое питание — фрукты, булочки и подарки на Новый год.
Распорядок дня
Несмотря на то что содержатся на «малолетке» несовершеннолетние подростки — это все же колония, но с небольшими послаблениями. Правда, домой никто не уходит, даже при безукоризненном поведении. Увидеть родителей воспитанники колонии могут, когда те приезжают на свидания: краткосрочные длятся до 4 часов, длительные — до трех суток. В остальное время вместо родных отца и матери ими занимаются сотрудники колонии. Правда, приезжают не ко всем — здесь есть не только уроженцы республики, но и Оренбургской и Самарской областей.
Сейчас в колонии отбывают срок двое сирот и 11 ребят из неполных семей. У них строгий распорядок дня, который нельзя нарушать.
6:00 — подъем;
6:10 — зарядка;
6:30 — заправка кроватей, умывание;
6:40 — завтрак;
7:00 — уборка и просмотр телепередач;
8:00 — начало занятий в школе;
10:10 — полдник, на него обычно дают хлеб, сыр, масло, печенье;
10:40 — снова занятие в школе;
13:25 — обед;
14:00 — занятия в цехах;
16:20 — полдник, на нем дают, к примеру, булочку с маслом;
16:40 — снова учеба;
18:00 — ужин, после — свободное время: воспитанники могут делать уроки, смотреть телевизор, прибираться, приводить в порядок свой внешний вид и одежду, общаться друг с другом и читать книги.
22:00 — отбой.
В определенные дни воспитанники ходят в баню, в отрядах есть и душевые.
День Нептуна и пятиразовое питание
Раньше воспитанники колонии работали все поголовно, сейчас — только учатся и получают образование. На «малолетке» могут находиться только подростки до 18 лет. Тех, кто достиг порога совершеннолетия, но срок еще не отмотал, этапируют во взрослую колонию. Сотрудники колонии уверяют, что могут найти с ребятами общий язык. Хотя признаются, что работать со взрослыми гораздо легче.
— От взрослого ты всегда знаешь чего ожидать, от подростков — нет. Вот он сидит и улыбается тебе, а через минуту может огрызаться и даже накинуться на сверстников. Конечно, бывают разные воспитанники, но мы сразу говорим: «Хотите, чтобы к вам было хорошее отношение, значит, и вы относитесь к персоналу хорошо. Если нет, то не ждите помощи». Некоторые задумываются, другие продолжают дерзить. Тогда мы закрываем его одного. Посидит, подумает и одумается, иначе с ними нельзя, — говорит сотрудник «малолетки».
На большой территории парни играют в футбол, катаются на коньках. А иногда сотрудники колонии устраивают им праздники: зимой — новогоднюю елку с вручением подарков, летом — День Нептуна. За особые успехи нескольких летом водили на шихан Юрактау. Иногда перепадают походы в театры и музеи.
ЕГЭ и швейное образование
Для воспитанников колонии специально построили школу. Сейчас там проходят обучение все осужденные. Там они грызут гранит науки и сдают ЕГЭ — все как на воле. Правда, успеваемость на «малолетке» средняя, есть даже те, кто вообще никогда не ходил в школу. Хотя большинство встает на путь исправления. И таких случаев немало. Как рассказал корреспонденту UFA1.RU директор школы, среди бывших воспитанников есть и бизнесмены, и предприниматели.
— Я как-то прогуливался по городу и встретил своего бывшего воспитанника, он привез детей в музыкальную школу. Мы друг друга узнали, обнялись, и он рассказал мне о своей жизни. После того как он получил в колонии специальность строителя, он открыл свое дело, бизнес пошел в гору, встретил девушку, женился, у них появились дети. И он им никогда не рассказывает о том, как отбывал срок. И более того, такой жизни, как была у него, он не хочет для своих детей, — говорит директор.
В школе есть даже компьютерный класс и библиотека. Хотя во многом именно компьютерные игры стали причиной жестокости среди детей.
— Иногда за хорошее поведение я разрешаю им поиграть в игры, они уверенной рукой начинают жать на клавиши. И больше всего меня поражает, что они считают, если убил персонажа, то сразу же восполняется его жизненная энергия и появляется вторая жизнь. Это они проецируют и на реальность. Однажды персонаж воспитанника упал со скалы, и его уровень закончился, так он спрашивает: а что, у меня второй жизни не будет? — говорит директор.
Колония дает для социализации все возможное. Пока воспитанник отбывает срок, он может окончить школу, сдать экзамены и даже получить профессию. Да еще и на выбор: можно стать каменщиком-бетонщиком, столяром-строителем, плотником или мастером швейного дела. Перед выходом из мест не столь отдаленных, подросткам рассказывают о тех службах и ведомствах, где им могут помочь устроиться на работу на свободе. Каждый получает памятку с адресами и телефонами служб занятости, паспортных столов и медицинских учреждений. Вопрос — все ли пользуются ими после освобождения, остается открытым.
Раньше воспитанники колонии работали и даже получали за это зарплату. Колония выпускала шлакоблоки, плитки, лодки. Были даже свои постоянные клиенты, которых они обеспечивали по госзаказу. Но несколько лет назад все производство в колонии закрыли, территорию сократили, а бывшие цеха остались за периметром. Сейчас мальчишки шьют только на заказ, но объемы уже не те.
Руками воспитанников колонии в советское время построили трехэтажные дома, которые находятся рядом с зоной. Там уже не один десяток лет живут люди. Преступники таким образом отрабатывали свою летнюю практику. Многие спустя несколько лет приезжали посмотреть на то, что они создали своими руками. По словам директора школы, таким образом они привыкали создавать, а не разрушать, они видели результат своей работы.
«Мне просто не повезло»
Редакции UFA1.RU разрешили побеседовать с двумя воспитанниками колонии.
Виталий находится здесь пять месяцев. Отбывает он срок за кражу. На вопрос корреспондента: жалеет ли он о содеянном, Виталий ответил: «Мне не повезло». Планов на будущее у него нет. Он до сих пор не знает, чем будет заниматься по ту сторону решетки, хотя скоро ему подойдет условно-досрочное освобождение. Дома у него остались двое братишек и две сестренки, самым младшим из них 7–8 лет. Виталий говорит, что очень скучает по ним. И единственное, в чем он признался в беседе с журналистом, что не хочет, чтобы его родственники оказались на его месте.
У Евгения немного другая позиция. Он твердо знает, что на воле пойдет в школу олимпийского резерва. Для этого он очень старается здесь — занимается спортом, увлекается легкой атлетикой, бегает, прыгает и ведет здоровый образ жизни. Хотя сидеть ему осталось немало — год и три месяца. Но Евгений уверен, что он освободится по УДО и пойдет учиться в юридический колледж. В руках 17-летнего воспитанника все ладится — в конкурсе по строительной кладке, где участвовали воспитанники из других регионов, он завоевал второе место.
Женя отбывает срок за умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Подробности своего преступления он раскрыть не захотел, но на вопрос корреспондента — окажись он снова тех обстоятельствах, что бы изменил в ситуации, ответил:
— Я бы просто лучше прятался.
Черепахи, хомяки и морские свинки
В колонии есть живой уголок, за питомцами смотрят все воспитанники без исключения. Они самоотверженно убирают клетки за морскими свинками, меняют воду у рыбок, ухаживают за черепахами и даже следят за потомством двух хомяков. По словам сотрудников колонии, ребят не нужно уговаривать убрать за ними, они делают это без лишних слов.
Живой уголок для ребят создали сами сотрудники колонии — один принес хомяков, другой — черепах, третий — морских свинок. Так зверята обосновались среди десятка малолетних преступников. Животных никто не обижает, а морская свинка выглядит так, как будто ее кормят на убой — толстенькая и неповоротливая. Вкусняшки для питомцев ребята иногда тайком тащат из столовой или делятся содержимым своих посылок.
Гуманизация общества
По сравнению с 90-ми прошлого столетия, количество воспитанников в башкирской «малолетке» снизилось на 97%. За последние годы в России из 63 колоний для несовершеннолетних осталось только 23. В них содержатся 1200–1300 воспитанников. В 90-е такое количество воспитанников приходилось лишь на одну башкирскую колонию. Тогда она была переполнена, сейчас на «малолетке» больше свободного места, чем занятого. Раньше в отрядах стояли двухъярусные кровати, и то не все помещались, сейчас кровати воспитанников не занимают и половины комнаты. На всю страну всего две колонии для девушек. Судьи отправляют подростка в колонию только в крайнем случае, когда другого выхода нет, и он представляет опасность для общества. До этого мальчишки отделывались лишь условкой. Только приговоры этих детей неподготовленный человек не сможет прочитать с первого раза. Они полны жестокости и зверств. Правда, в башкирскую колонию редко возвращаются повторно. Сейчас только один человек отбывает второй срок. Но случаи, когда после освобождения с «малолетки» воспитанники уходят во взрослые колонии, тоже не исключены. И выпутаться из этого круга уже сложнее.
UFA1.RU побывал в гостях и единственной женской колонии-поселении в Башкирии. Как живут за решеткой женщины, читайте в нашем материале.
Если вы жили в колонии, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.