В конце августа 2023 года у стерлитамакского завода по производству пиво-безалкогольных напитков «Шихан» сменился собственник. Уже год предприятие, входящее в «Объединенные пивоварни — холдинг» (бывшие «Объединенные пивоварни Хейнекен»), контролирует группа «Арнест» ставропольского бизнесмена Алексея Сагала.
В этом материале мы вспоминаем историю «Шихана», обстоятельства смены его собственника и пытаемся оценить, как завод пережил первый год без западных владельцев.
Как голландцы «Шихан» покупали
Как сообщалось на сайте предприятия, его история берет свое начало в 1884 году, когда стерлитамакский купец Сергей Дезорцев основал пивоваренный завод. Новые власти в 1919 году национализировали производство и наладили на нем выпуск безалкогольных напитков.
Непродолжительное время в 1930-х годах помещение завода использовалось как магазин швейных изделий, однако уже в 1939 году там было снова начали варить пиво. По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», в 1950-х на предприятии началась реконструкция: организовали лабораторию, построили котельную, деревянные чаны заменили на металлические.
В 1956 году началось строительство нового завода, которое предполагалось закончить через два года. В 1960 году предприятие получило название «Стерлитамакский пивоваренный завод».
Новый этап в истории будущего «Шихана» начался в 1984 году, когда на вновь отстроенных производственных площадях запустили первую линию розлива. На предприятии установили чешское оборудование, а само он стало называться «Стерлитамакский завод пиво‑безалкогольных напитков».
Выпускалось здесь пиво популярных в СССР сортов «Жигулевское» и «Ячменный колос», позже также освоили «Славянское», «Бархатное», «Мартовское» и другие. Собственные бренды завод стал разрабатывать уже позже. В 1992 году начался выпуск новых сортов пива «Шихан», «Седой Урал», «Берхомут», «Соляная пристань» и других, изготовленных по оригинальной рецептуре.
В 1998 году завод стал комбинатом пиво-безалкогольных напитков «Шихан». В 2002 году голландский концерн Heineken пришел в Россию, купив первую пивоварню в Санкт‑Петербурге, после чего стал присматриваться к крупным региональным производствам. Так в 2004 году компания приобрела и «Шихан», который в дальнейшем стал филиалом «Объединенных пивоварен Хейнекен».
Иностранные владельцы постарались сохранить популярные в республике бренды, создали в Стерлитамаке традицию каждое лето проводить День пивовара. На заводе «Шихан» стали выпускать лимонады «Дюшес», «Лимонад», минеральную воду «Шихан-2», квас.
Российский Heineken продолжал наращивать активы, к 2022 году став владельцем семи пивоваренных заводов страны. «Объединенные пивоварни Хейнекен» вошли в топ-3 российских производителей пива, писал «Интерфакс», сильной стороной группы было наличие в портфеле сотен известных брендов, в том числе, Heineken, Amstel, «Охота», «Жигулевское», «Степан Разин», «Бочкарев» и других.
Однако на фоне военного конфликта между Россией и Украиной, начавшегося в феврале 2022 года, компания приняла решение сначала остановить инвестиции и экспорт в Россию, а потом и вовсе уйти из страны.
Как писало издание Bloomberg, на Россию приходилось около 2% мировых продаж Heineken. Концерн столкнулся с «давлением потребителей, требующих покинуть Россию», а еще одним важным фактором для принятия этого решения стала передача под временное управление Росимущества активов конкурента — компании Carlsberg, которой не удалось уйти из страны на рыночных условиях.
В итоге голландцы продали бизнес за символическую цену в один евро группе «Арнест», возложив на нее обязательства по выплате «исторической внутригрупповой задолженности российского бизнеса в рассрочку в размере около 100 миллионов евро».
Сообщалось, что договор не предусматривал право обратного выкупа активов, а также запрещал новому собственнику использовать иностранные бренды Heineken. Голландцы оценили свои потери от продажи бизнеса в 300 миллионов евро.
— Это было невероятно сложно, — комментировал сделку журналистам Bloomberg гендиректор Heineken Дольф ван ден Бринк. — Существовал реальный риск судебного преследования для наших людей и реальный риск национализации.
Отбились от бандитов и подняли бизнес
Новым владельцем огромного бизнеса, включавшего в себя стерлитамакский «Шихан», стал Алексей Сагал — бизнесмен, который до 2022 года был не слишком известен. Уроженец Невинномысска Ставропольского края, он в первую очередь ассоциировался с производством лака для волос «Прелесть» и инсектицида «Дихлофос».
Именно этим занимались компании принадлежащей ему группы «Арнест» (даже ее название расшифровывается как «Аэрозоли-Невинномысск-Ставрополье», указывало издание «РБК»).
Невинномысский завод бытовой химии, выпускавший эту продукцию еще с советских времен, по собственным словам Сагала, оказался под его контролем в нулевых. В 1996 году у тогда еще 29-летнего бизнесмена «уже была собственная торговая компания», рассказывал он «РБК», не уточняя ее название, она стала дистрибьютором предприятия.
Руководство завода, оценив успехи своего партнера, пригласило Сагала в совет директоров, а к 2004 году он выкупил контрольный пакет акций у менеджмента. В дальнейшем бизнесмен сам возглавил предприятие, рассказал он журналистам.
Издание The Bell* со ссылкой на имеющиеся в распоряжении редакции отчеты компаний указывало на то, что Сагал скупал акции через ФПК «Меркурий», которая начинала как коллекторская фирма, а в дальнейшем стала аккумулировать различные полученные в ходе приватизации активы, вероятно, с целью более выгодной перепродажи.
Сагал и «Меркурий», акционером которого он был, вошел в капитал Невинномысского завода бытовой химии на фоне «бандитских разборок» в городе, рассказали собеседники издания.
В них участвовал местный криминальный авторитет Шамиль Успанов, также известный как Дед, в конфликте с которым находились тогдашний мэр Невинномысска Анатолий Семенченко и «красные директора». Среди последних был и директор невинномысского завода Анатолий Александров.
Сагал вместе с партнером Игорем Кужбой, впоследствии ставшим депутатом местной гордумы, помог руководству предприятия сохранить над ним контроль, писало издание The Bell*, а «красный директор» Александров в итоге до 2021 года входил в совет директоров «Арнеста».
Сагал вообще постоянно окружен влиятельными людьми. В частности, его бывшая жена Елена в 2009–2012 годах была сенатором в Совете Федерации, член совета директоров «Арнеста» Владимир Гурьянов в 2011–2016 годах — депутатом Ставропольской краевой думы, как и бывший директор группы Геннадий Афонин.
Пересекался Сагал и с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым — был его заместителем в Совете по развитию парфюмерной промышленности, проводил ему экскурсию по своему предприятию. Еще один любопытный факт — на принадлежавшем бизнесмену Терском конном заводе содержался жеребец Сирдар, подаренный Владимиру Путину шейхом Абу-Даби Мансуром бин Заид аль-Нахайяном, писал Forbes.
В нулевые и десятые бизнес Сагала разрастался. Группа «Арнест» стала крупнейшим игроком в российской аэрозольной отрасли (сама компания заявляла, что производит более 50% такой продукции в стране). Предприятие наладило контакты с западными брендами, став контрактным производителем аэрозолей для Unilever, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, L’Oreal, Oriflame и других.
Однако в 2022 году планы стать крупным международным игроком столкнулись с суровой реальностью — западные бренды стали разрывать контакты с Россией. Как ни странно, для «Арнеста» этот период стал довольно благоприятным.
С 2022 года группа приобрела российские заводы американской Ball Corporation (крупнейшего производителя алюминиевой банки), завод Oriflame в подмосковном Ногинске, липецкий завод электроники, принадлежавший американской компании Honeywell, писали Forbes и «Коммерсантъ».
Неожиданная покупка
Ну а самой главной сделкой этих лет стала, конечно, покупка активов Heineken. В интервью «РБК» Сагал объяснил приобретение пивоваренных заводов тем, что «косметика, банка — это всë товары народного потребления».
— Пиво тоже стоит на полках супермаркетов, в которых уже продается наша продукция. Так что это не какой-то другой сегмент, который мог бы нас испугать, — пояснил он. — Единственное, не было отраслевой экспертизы, то есть своей команды, но мы ее нашли в менеджменте «ОПХ».
Отвечая на вопрос о цене в один евро, бизнесмен заявил, что сделка по покупке активов Heineken не включала в себя «наиболее маржинальные» бренды продукции, а также подразумевала выплату крупного долга перед материнской компанией.
Помимо этого, посетовал он, производственное оборудование на заводах оказалось старым и износилось более чем на 60%. Отметил Сагал и то, что рынок пива в 2023 году в России практически не рос, доходность ограничивал акциз, ввиду чего за первые девять месяцев пивоварни принесли ему лишь убытки.
Несмотря на всё вышесказанное, бизнесмен сообщил журналистам, что интересовался и покупкой активов Carlsberg до того, как они были переданы Росимуществу.
— Да, мы проявляли интерес, но у нас ничего не сложилось, — сказал он.
Стоит отметить, что Сагал вряд ли лукавит насчет рентабельности приобретенных им пивзаводов. Убыточность российского бизнеса Heineken со ссылкой на данные самой компании отмечало и издание Bloomberg, писавшее, что операции предприятия в стране приносили убытки в течение шести из восьми лет перед продажей.
В то же время, по данным сервиса «Контур.Фокус», в 2021 и 2022 годах «Объединенные пивоварни» вышли в плюс на 878,99 миллионов и 2,49 миллиарда рублей после турбулентного десятилетия, в основном сопровождавшегося убытками. Да и 2023 год, на первые результаты которого жаловался Сагал, закончился хоть и небольшой, но прибылью в 13,87 миллионов рублей.
Оценить вклад именно завода «Шихан» в эти показатели затруднительно, известно лишь, что во времена Heineken президент концерна в России Димитар Алексиев называл стерлитамакский филиал «одним из сильнейших», о чем писала местная газета «Стерлитамакский рабочий».
После покупки пивоварен «Арнестом» про башкирское предприятие было не так много новостей. В июне 2024 года, например, с Сагалом встречался глава республики Радий Хабиров. Из их беседы стало ясно, что ситуация на заводе пока далека от идеальной.
— «Шихан» — прекрасный завод, но пока его загрузка — примерно 50 процентов. Поэтому наша задача — совместными усилиями загрузить его на 100 процентов, — сказал тогда Хабиров. — Коллеги-бизнесмены попросили нас обеспечить производство ячменем. Мы предложили заключить долгосрочные контракты с нашими сельхозпроизводителями. При этом мы готовы поставлять сырье не только для стерлитамакского завода, а в целом для предприятий холдинга. А это восемь крупнейших производств пива в России.
Сами представители «Объединенных пивоварен» говорили о планах модернизировать производство: отремонтировать цеха, склады, оборудование, запустить новые линии розлива и упаковки напитков.
* 9 декабря 2022 года издание The Bell внесено Минюстом РФ в перечень иностранных агентов.