Бизнес эксперт «Отрасти кожу и создай жизнь»: 10 советов от основателя «веселого» бизнеса, который приносит миллионы

«Отрасти кожу и создай жизнь»: 10 советов от основателя «веселого» бизнеса, который приносит миллионы

Раскрываем философию основателя одного из самых популярных развлекательных порталов

Основанный Максимом сайт развлекает посетителей контентом и радует собственников компании прибылью

Основатель популярного развлекательного сайта «Пикабу» Максим Хрящев дал первое интервью после ухода из компании. За 14 лет его портал собрал многомиллионную аудиторию, а чистая прибыль только за прошлый год, согласно данным «Контур.Фокуса», составила 41,8 миллиона рублей. Подробный разговор UFA1.RU с Хрящевым читайте здесь, а в этом материале 29 октября мы собрали тезисы, которые озвучил Максим о развитии портала и бизнеса.

Что такое «Пикабу» и как стал популярен?

«Пикабу» был создан 4 апреля 2009 года. 20-летний Максим Хрящев тогда учился в налоговой академии и искал дело, которое помогло бы ему реализовать свой потенциал. Его интерес привлек популярный развлекательный сайт Reddit, созданный в США и сочетающий в себе форум и социальную сеть. Пользователи сами публиковали контент на всевозможные темы — от юмористических картинок и обычных бытовых историй до творческих поделок и технических тонкостей своих профессий. Максим решил, чтобы было бы неплохо создать такой же портал для русскоязычной аудитории.


На его «Пикабу» пользователи тоже должны были сами создавать контент и давать друг другу оценки, продвигающие публикации или, наоборот, снижающие привлекательность просмотра. Публиковать можно всё что душе угодно — за исключением противозаконного контента вроде разжигания межнациональной розни и призывов к насилию. Рейтинг авторов популярных публикаций рос тоже, что подпитывало их личное вовлечение в проект. Таким образом зарождалось живое и активное сообщество с узнаваемыми авторами. К 2023 году, по подсчетам аналитического сервиса SimilarWeb, ежемесячное количество визитов на «Пикабу» — 128 миллионов (как указано на самом сайте, более 3 миллионов читателей ежедневно). В рейтинге SW развлекательных платформ портал занимает первое место среди русскоязычных аналогов вроде «Яплакал» (почти 29 миллионов визитов) и «Фишки» (около 16 миллионов). Отметим, что в статистическом сервисе Liveinternet картина обратная: «Фишки» на первом месте, «Яплакал» — на втором, а «Пикабу» там даже не зарегистрирован.


Так или иначе, популярность «Пикабу» неоспорима, а его многомиллионная аудитория привлекала и рекламодателей. С момента создания финансовые показатели «Пикабу» стремительно росли, и на конец 2022 года, согласно данным «Контур.Фокус», выручка составила 429,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 41,8 миллиона. В компании, которая зарождалась как инициатива творца-одиночки и его помощников на фрилансе, сейчас официально (одноименное юрлицо было зарегистрировано лишь в 2018 году) трудятся более 70 человек: разработчики, администраторы, дизайнеры, модераторы и другие специалисты. Их средняя зарплата всё тем же «Контур.Фокусом» оценивается в 200 тысяч рублей.


Но в августе 2022 года Хрящев продал всю свою долю в «Пикабу» холдингу «Альтаир медиа», который объединяет в себе популярный сайт Sports.ru и портал для родителей Baby.ru. Его партнеры Всеволод Киров и Павел Санников со своими 8,5 и 5% соответственно сделали то же самое. «Альтаир медиа» связывают с 57-летним депутатом Госдумы от партии «Новые люди» Алексеем Нечаевым — 100% Sports.ru и Baby.ru раньше принадлежали ему лично, а потом были переданы холдингу. Нечаев также является основным акционером компании по продаже косметики «Фаберлик». Некоторое время после этого Максим оставался на «Пикабу» в качестве руководителя, но в сентябре 2023 года покинул компанию совсем.

Отрасти кожу до непробиваемого уровня

Людей слишком много, чтобы все мнения принять во внимание. Я сначала сильно переживал, что пользователи недовольны, пытался объяснить, что мы стараемся. Со временем понял, что бесполезно — люди всё равно будут негативно относиться, придумывать свои теории. Что бы плохое ни говорили, у меня есть личное мнение, моя позиция, желание и вектор развития.

Подсмотри и сделай свое

В 2009 году я изучал, что есть в зарубежном интернете, увидел Reddit, захотел сделать что-то подобное, но не понял, как это сделано изнутри. Изначально позиция была такая: делай ресурс, на который сам заходил бы с удовольствием каждый день. Я на себе примерял, какой он должен быть. В начале это работало.

Не всегда хорошо, когда что-то получается

Только если [от выполнения отдельной задачи] продукт стал больше, то это победа. А если [выполнить задачу] получилось, но у продукта при этом аудитории стало меньше, то это поражение.

Нанимай тех, кто лучше тебя в своей области

Я старался находить ребят, которые лучше меня разбираются в сферах, на которые приходят. Если это модерирование, то руководитель отдела лучше меня разберется, как этим заниматься, если продажи, то руководитель коммерческого отдела лучше меня разберется. На момент моего ухода компания вполне могла существовать без меня.

Если жизни нет, нужно ее создать

Действует принцип социального доказательства: «Если люди здесь живут и что-то делают, значит и мне это нужно. Не важно зачем — просто потому, что здесь люди есть».

Аудитория имеет право на лень

Пользователи хотят, чтобы за них всё продумали. Это нормально. Современные продукты делают всё за пользователя. Они по вашему поведению определяют, что вам нравится, а что нет. Пользователи к этому привыкают, и у них формируются высокие требования.

Общее мнение скрывается за мнением маленькой группы недовольных

Когда пользователи говорят, чего они хотят, на самом деле это говорит какой-то маленький процент от общего числа пользователей. Если идти у них на поводу, придет другая группа недовольных пользователей. Таким образом тебя как будто по ветру болтает.

Люди любят делать выводы и домыслы, которые не соответствуют действительности

В комментариях могли писать: «Администрация сайта сделала это специально, потому-то и потому-то». На самом деле это не так, но пользователи начинают находить логическое объяснение. Теперь я сам перестал, если происходит какое-то событие, строить домыслы, потому что всё равно не угадаешь истинную причину.

Уходи вовремя

Это как в казино: у тебя на столе лежат фишки, ты можешь ставить их дальше, может быть, еще что-то заработаешь, а может быть, проиграешь — или можешь уйти с выигрышем.

Выполнил задачу — ищи новую

Нужно идти в гору, стараться, чтобы там был такой хеппи-энд, и опять вниз, к новой горке, к новым приключениям и впечатлениям.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем