Новый проект X5 Group уверенно занимает позиции, и, кажется, скоро потеснит даже свою старшую «сестру» из того же холдинга. Пока в уфимских «Пятерочках» ажиотаж возникает наплывами по праздникам, «Чижики», которые часто расположены чуть ли не за стенкой, пользуются спросом ежедневно. Как «желтые птички» захватывают рынок — в репортаже UFA1.RU.
«Чижики» прибыли в Уфу в июле 2022 года. Одна из главных особенностей сети — 75% ассортимента состоит из собственных торговых марок (СТМ). Это один из нескольких факторов, влияющих на конечную стоимость товара, ведь при наличии прямых контрактов на производство продукции сеть избавляется от уплаты надбавки того же регионального ритейлера. Вторая особенность проистекает из первой — дешевизна.
Во время презентации бизнес-стратегии будущей сети CEO-проекта Илья Якубсон рассказал, что из-за отсутствия посредника в создании СТМ сети удается сэкономить около 20%, однако эту разницу закладывают не столько в снижение цены товара, сколько в повышение качества товара за стоимость, аналогичную многим оптовым магазинам. Грубо говоря, цель «Чижика» — сделать продукты дешевле без существенного влияния на состав. Так заявляют в компании.
В Уфе на данный момент открыто 11 точек, а до конца марта откроется 12-я. Расположение магазинов вполне закономерное, но далеко не равномерное: 2 — в Затоне, 2 — в районе Зеленой рощи, по 1 — в Черниковке, Сипайлово, Инорсе и Деме. Нацеленность на окраины вызывает много вопросов, ведь в спальных районах и так есть много альтернатив в виде той же «Находки» или «Светофора», зато на центральных улицах наблюдается «плешь». Многие жители того же Советского района дружно едут в Сипайлово, чтобы закупиться знакомыми товарами по низкому ценнику.
— А что еще делать? Тут просто можно выгодно купить те же макароны не безымянного бренда, — поделился с UFA1.RU один из гостей точки в Сипайлово.
Экономист Рустэм Шайахметов считает, что открытие точек на окраинах города экономически эффективно, так как цена на аренду там значительно ниже, как и требования к выкладке товара на прилавки.
— Именно на окраинах города удается добиваться низкой цены на товар. Они экономят не только на аренде, но и на числе сотрудников, ведь из-за их философии не нужно столько работников зала, как в других сетях. Они просто ставят товар теми же палетами и всё, — рассказал экономист.
Есть и еще один вопрос к расположению — почти все «Чижики» в Уфе располагаются в непосредственной близости к другим сетевым магазинам X5 Group. Например, точку на улице Софьи Перовской от той же «Пятерочки» отделяет всего одна стена.
— У дискаунтеров своя аудитория. Многие покупатели «Пятерочки» не пойдут в «Чижик». Связано это, в том числе, и с собственными торговыми марками. Тому, кто отоваривается в других сетях, важно купить знакомый и привычный им товар, — пояснил Рустэм Шайахметов.
На практике же ощущение складывается совершенно другое: как заметил корреспондент UFA1.RU, пока в «Пятерочке» полки ломились от товара, а кассиры зевали из-за отсутствия клиентов, за стенкой собрался аншлаг. Люди быстро сметали всё с полок и толпились на кассе.
При этом странно, что сам магазин будто бы подталкивает закупаться некрупными партиями, ведь ни на одной точке не было тележки — лишь корзинки на колесиках, в которую влезет максимум недельный запас гречки и риса. Именно поэтому многие клиенты берут их сразу по две, а то и по три, что создает небольшой хаос и затрудняет передвижение по торговому залу.
Сам магазин продает буквально всё: от сладостей, порошков, кружек и полотенец до телевизоров, алкоголя и канцелярии. Причем среди СТМ есть и вполне узнаваемые и популярные марки. Например, 400 граммов любительского фарша известной мясной марки стоят 197 рублей, а в «Чижике» — 129 рублей абсолютно всегда. На некоторых категориях выгода достигает около 20%, но, отметим, что таких продуктов действительно мало.
— Взлет дискаунтеров связан с реальными зарплатами населения, которые уже несколько лет не просто не растут, а падают, — начал Шайахметов. — Из-за этого у многих сместились ориентиры в пользу более дешевых продуктов. Если же «Чижик» предлагает это действительно без влияния на качество, то это может стать решающим фактором в выборе типичным покупателем магазина.
Например, на полках с печеньем можно найти пирожные «Медвежонок Барни» (79 рублей, в другой сети холдинга они по 89) и Orion Choco Pie (69 за упаковку 180 граммов). В разделе со снеками 140 граммов чипсов Lay’s по 109 рублей (с конкурентом тоже разница в 10 рублей). Колбаса молочная в «Чижике» стоит 159 рублей против 169 по скидке в магазине за стенкой.
Что касается собственных торговых марок, то брать их можно на свой страх и риск. В интернете не так много отзывов на продукцию суббрендов «Чижика», из-за чего в ее многообразии легко потеряться и пожалеть.
Пока конкурировать с другими привычными сетями дискаунтеру сложно, однако философия компании это и не предусматривает — «птички» уже успешно стартовали, а значит впереди у них привычная бизнес-рутина.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, сколько надо платить за обряды в уфимских храмах. Как оказалось, за то же крещение человек со средней зарплатой может отдать чуть ли не четверть месячного дохода.