Быть предпринимателем — работа не из легких: тут и смекалка нужна, и выносливость, и умение работать на износ. Но истинных успехов достигают те, кто сумел гармонично сочетать все три качества и не только. В нашей рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем о тех, кто всем невзгодам назло продолжает работать и вести свое дело, — о талантливых уфимских предпринимателях. Сегодня наша героиня — владелица популярной в Уфе сети кофеен Godji Дарья Захарова.
Стоящая идея сначала должна созреть внутри
Знакомство с городом начинается с кофейни, уверена 32-летняя Дарья Захарова. Потому что сам формат заведения предполагает, что туда приходят разные люди: деловые — на встречи, мамы с подругами — на обед, влюбленные — на завтраки, и таким образом чувствуется ритм жизни.
— У меня у самой была такая традиция. Когда я училась на последних курсах УГАЭС (ныне — УГНТУ. — Прим. ред.) на специалиста по связям с общественностью, то с подружкой специально ездила в кофейню в центр Уфы на Ленина, я с — трамплина, она — из Сипайлово — ради вкусного кофе и хрустящего круассана. Я до сих пор помню, что по акции это стоило 99 рублей, и мы так завтракали и мечтали о будущем. Тогда я и захотела иметь кофейню, — рассказала Захарова.
Однако до реализации мечты было далеко, и после выпуска из университета девушка устроилась по специальности в компанию, которая сейчас является одним из лидеров ресторанного рынка города. Там она выросла из маркетолога до административного директора и через восемь лет решила реализовать старую идею вместе с тогдашним молодым человеком и его другом.
— Чтобы получился классный продукт, нужно было, чтобы идея созрела внутри. Я к открытию своей кофейни шла, наверное, лет восемь. Мечтала, читала про это, заглядывала в кофейни, когда путешествовала. Единственное, что не сделала — не работала сама в ресторане официанткой или барменом. Мне в дальнейшем это мешало. Если сейчас у меня молодая девушка спросит, как открыть ресторан, я скажу — иди работай официанткой и набирайся опыта, — отметила Захарова.
Проблемы молодого управленца
Три года назад, в августе 2017 года, Захарова вместе с партнерами открыла кофейню Godji и, несмотря на определенный опыт в этой сфере, поняла, что ко многому не готова. Особенно это касалось умения собирать команду и делегировать задачи.
— Я работала и бухгалтером, и рекламщиком, и сотрудников нанимала. Голова моя набилась разными задачами, а самые главные, стратегические вопросы, откладывались, потому что каждый день я находилась в суете и физически не успевала. С персоналом не всегда всё было прекрасно. Помню, когда мы только открылись, посудомойщица не вышла на работу и не предупредила меня. В восемь утра открывается заведение, а у нас нет человека! И ты вместе с бариста ищешь его — звонишь ранним утром другим и просишь выйти на замену, — рассказала она.
Через год в таком ритме у девушки произошло эмоциональное перегорание.
— Нужно устраивать перерывы. А я работала и в субботу, и в воскресенье. Даже если физически не находилась в заведении, всегда была на связи. Кофейни работают всегда, и тогда, когда ты болеешь или устал или отдыхаешь. И коллапс может случиться в любую минуту. Я помню, что как назло много ситуаций происходило в субботу или воскресенье, то канализацию прорвет, то пробки выбьет. И без команды и системы это тяжело вытянуть. А этого у нас как раз и не было тогда. Бизнес на коленке — вот так это можно было назвать скорее, — рассказала Захарова.
Тогда ребята пришли к мысли, что нужна команда и наняли управляющую и менеджера.
«Денег на рекламу не было»
Девушка рассказала, что денег на продвижение и раскрутку проекта не было, поэтому помогали друзья, которые рассказывали в соцсетях о заведении.
— Причем сработало даже слишком. В первый день гостей было столько, что мы конкретно не справились. Мы думали, что тихо откроем двери, начнем отрабатывать блюда, доберем персонал, но тихо не получилось. Я до сих пор помню, как мы сами носились по залу вместо официантов, а вечером помогали поварам готовить тесто на вафли, которое кончилось. И потом обороты росли, пришлось расширять штат, докупать оборудование, но лучше так, чем если бы мы сидели пустые, — сказала Захарова.
Еще при создании проекта ребята заранее делали его «инстаграмным».
— Чтобы наш интерьер, блюда хотелось фотографировать. Так и случилось. В социальных сетях стали появляться фотографии с отметкой нашей кофейни, люди спрашивали друг у друга, где это, и приходили по отзывам. Сарафанное радио в действии. Ну, и конечно, очень помогло то, что мы открылись в центре. Люди приезжали сюда гулять или спешили мимо наших фасадов по делам и видели открытые двери и вывеску, — отметила Захарова.
Девушка отметила, что здания, в которых располагаются кофейни, 19 века и являются историческим наследием. Это придает свою особую атмосферу каждому проекту: старый кирпич, деревянные балки, лепнина на потолке.
«Загоняемся по старым зданиям»
Идея открыть еще две кофейни в центре в исторической части города пришла на ум Захаровой неожиданно. С этим предложением к ней обратился знакомый, в чьей собственности находится помещение.
— Он сказал, мол, ребята, у нас есть помещение, и, мне кажется, ваша кофейня там будет смотреться очень круто. Мы подумали и согласились. То же самое было и с другим собственником. Отказать им не могли. Мы загоняемся по историческим зданиям, в которых чувствуется определенный дух, — рассказала она.
Захарова отметила, что здания, в которых располагаются ее кофейни, — 19 века и таким образом она вносит вклад в сохранение исторического наследия Уфы.
— Здания могли стоять заброшенными, а если их используют успешные компании, то приходится и ухаживать за ними. Нам, например, важно, чтобы здесь всё работало, и канализация, и внешний облик здания чтобы не отпугивал. Вот два верхних этажа над нами... Там внутри никто не живет и не работает. Там помещение постепенно приходит в разруху, — сообщила она.
Захарова призналась, что в планах у нее было и открытие четвертой кофейни, но из-за пандемии коронавируса идею отложили.
— Сейчас время такое труднопрогнозируемое, — отметила она.
Выжили из-за поддержки людей
Из-за коронавируса глава Башкирии Радий Хабиров, напомним, закрывал заведения в республике, но разрешил им работать на вынос и доставку.
— Мы выжили благодаря нашим гостям. Они нас так активно поддерживали. Кто репостом, кто заказом. Я поняла, что все эти три года мы не зря работали над своим брендом, — рассказала Захарова. — Понятно, что с точки зрения безопасности нужно было, чтобы вообще все предприятия закрылись. Но для экономики это было бы губительным.
Кризис оказал и определенное благотворное влияние на развитие бизнеса, подытожила девушка:
— Во-первых, мы увидели наши слабые стороны. Когда все хорошо, ты обрастаешь «жирком», и во время коронавируса мы его активно сбрасывали: оптимизировали расходы, пересматривали меню. Ну и во-вторых, мы продолжили развивать доставку. Сейчас даже доделываем приложение, которое позволит гостям это делать проще. Раньше такой услуги у нас не было.
Еще больше историй о маленьком, но гордом бизнесе и уфимцах, которые его создают, читайте по ссылке.
Если вы предприниматель и хотите рассказать, как в пандемию коронавируса вам удалось поддержать ваш бизнес на плаву, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.