20idei
СЕЙЧАС +10°С
Все новости
Все новости

Автовладельцы требуют заморозить ОСАГО

ds

Поделиться

После повышения тарифов на ОСАГО в апреле этого года вокруг этой темы разгорелись настоящие страсти. Так, некоторые участники рынка считают новую тарифную сетку необоснованной и настаивают на заморозке тарифов. Представители страховых компаний, в свою очередь, указывают на неточности проведенных общественниками расчетов.

Напомним, с 12 апреля тарифы по данному виду страхования выросли в полтора раза (в среднем на 40-60%). Кроме этого, Центробанк расширил тарифный коридор, в рамках которого страховщики могут устанавливать ценники на полисы, с 5% до 20%. Ранее, с 1 апреля 2015 года, под пересмотр попали территориальные коэффициенты, также влияющие составляющие стоимость полисов ОСАГО.

Некоторые участники рынка – представители профильных общественных организаций – не согласны с таким повышением и настаивают на заморозке тарифов на прежнем уровне. Так, в конце минувшей недели Федерация автовладельцев России инициировала сбор подписей под петицией Osago.autofed.ru против повышения стоимости автогражданки. В ФАР считают, что очередное повышение размеров тарифов ОСАГО на 40-60% не имеет экономических оснований и нарушает права более 40 миллионов автовладельцев.

«Считаем, что очередной рост тарифов ОСАГО содержит признаки узаконенной коррупции, что рынок ОСАГО представляет собой финансовую пирамиду: текущие выплаты могут быть обеспечены только новыми поступлениями страховых взносов, а автовладельцев в очередной раз вынуждают собственными средствами подпитывать неэффективные страховые компании», – говорится в письме президенту России Владимиру Путину.

В петиции, в частности, предлагается отложить повышение тарифов, определить целесообразность пересмотра после анализа финансовых результатов работы страховых компаний в 2015 году, а также вернуть возможность пересматривать тарифы раз в год, а не раз в полгода, как было установлено в 2014 году. Кроме того, инициаторы предлагают аккумулировать средства, предназначенные для выплат потерпевшим, на специальном счете в ЦБ РФ или уполномоченном банке, чтобы предотвратить нецелевое использование денег.

«Страховщики не предоставили ни одной цифры, которая бы действительно показывала их убыточность, – рассказал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Соответственно, мы сделали свои расчеты, в которых указываем, что несмотря на все повышения курса доллара, на увеличение стоимости запчастей, у страховщиков за 2015 год останется в карманах 25 миллиардов рублей, которые они не потратят на выплаты автовладельцам. А ведь в законе об ОСАГО сказано, что 23% идут на погашение расходов и компенсационный фонд страховщиков, а 77% должны идти на выплаты. Однако на сегодняшний момент средняя выплата по ущербу не превышает 55,7%. Это говорит о том, что говорить об убыточности еще рано». Кроме того, акцентирует внимание Сергей Канаев, до сих пор автомобилисты сталкиваются с серьезными проблемами с получением полисов, у людей исчезают коэффициенты за безаварийную езду. «В таких условиях мы считаем, что страховщики просто саботируют страховой рынок, чтобы повысить тарифы ОСАГО».

Добавим, что ввести мораторий на повышение тарифа на днях предложила и Ассоциация защиты страхователей. В письме главе государства за подписью президента ассоциации Николая Тюрникова также высказывается мнение, что Банк России принимает решение о повышении тарифа, не проверив надлежащим образом его обоснованность и не учитывая последствия такого решения.

«В соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80% страховой премии. Однако этот норматив все 11 лет работы ОСАГО не выполнялся и составил только 53%. В абсолютной величине нарушение составило 246 млрд рублей, – в частности говорится в обращении. – Одна из двух причин либо обе одновременно привели в таким недопустимым с позиции автовладельцев результатам: либо 246 млрд рублей за 11 лет ОСАГО автовладельцы недополучили в качестве выплат, либо автовладельцы переплатили за полисы ОСАГО. Других обоснованных причин сложившейся ситуации быть не может».

Интересной оказалась реакция на петицию ФАР страховых компаний. Так, три из пяти крупнейших страховых компаний, в пресс-службы которых мы обратились с предложением высказаться по данному вопросу, предпочли промолчать. В «Россгосстрахе» отказались комментировать тему, аргументируя тем, что проведенные общественниками расчеты абсолютно некорректны, а выводы – несостоятельны.

В «АльфаСтраховании» настаивают на том, что ОСАГО сегодня является крайне убыточным видом страхования.

«К сожалению, общественные объединения при собственных подсчетах используют только два параметра – объем сборов и объем выплат страховщиков. Соотношение этих двух параметров вообще ни о чем не говорит, так как страховщик, во-первых, несет издержки на организацию урегулирования убытков, продажу полисов и многие другие процессы, во-вторых, делает отчисления в компенсационный фонд, – разъясняет руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – Поэтому реальную убыточность ОСАГО отражает совершенно иной параметр – комбинированный коэффициент убыточности. Что в целом по рынку, что в нашей компании этот показатель сегодня превышает 100%, то есть ОСАГО как вид страхования находится в минусе». По словам эксперта, изменение тарифов положительно скажется на отрасли. В частности, компании уже начали конкурировать между собой по цене, что приведет к повышению конкуренции по качеству.

Кроме того, некоторые представители страховой отрасли считают, что такие выводы общественных организаций просто призваны «мутить воду».

К каким результатам приведут такие инициативы – пока неизвестно. Отметим, что россияне довольно активно отреагировали на призыв ФАР – на сегодняшний день под петицией уже подписались более 107 тысяч человек.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter