Чиновники предлагают штрафовать банки и коллекторов за излишнюю настойчивость при взыскании долгов. Для Башкирии эта проблема действительно актуальна: офис финансового омбудсмена получает большое количество жалоб на взыскателей. Сами коллекторы ждут новых поправок, поскольку их принятие позволит избежать спекуляций на тему безнаказанности их деятельности.
Минэкономразвития РФ подготовило поправки ко второму чтению законопроекта «О потребительском кредитовании», которые значительно ужесточают подход к регулированию этого сегмента деятельности банков, закрепленный Госдумой в первом чтении 23 апреля, пишет «Коммерсант». Поправки предлагают санкции за нарушение прав граждан – банковских заемщиков: от штрафов до административного приостановления деятельности. Наказывать банки предлагается за нарушения правил работы с населением по просроченным кредитам. Предполагается, что должностные лица банков либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг) заплатят от пяти до 10 тысяч рублей, руководители – от 10 до 20 тысяч рублей, юридические лица – до 100 тысяч рублей. Если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Действующая редакция КоАП РФ предусматривает приостановление деятельности только при угрозе жизни и здоровья людей, опасности возникновения эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей среде. Минэкономразвития предлагает аналогичное наказание за излишнюю настойчивость в истребовании долга по кредиту с заемщика, например за телефонные звонки. По мнению авторов поправок, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним – личные встречи или телефонные переговоры. В такой ситуации взыскателю останется общаться с ним по почте и посредством СМС. Причем не чаще чем два раза в сутки – и строго в дневное время.
Для Башкирии проблема навязчивости со стороны взыскателей долгов также достаточно актуальна. По словам директора офиса финансового омбудсмена в Башкирии Валерия Шарипова, к нему поступает очень много обращений, связанных с некорректным поведением лиц, которые представляются коллекторами. «Зачастую коллекторы представляются сотрудниками службы безопасности банков, и люди думают, что они общаются с сотрудниками банка, в таком случае приходится им объяснять, что банки здесь ни причем, – говорит он. – Чаще всего жалобы касаются поздних звонков, угроз со стороны коллекторов, а также того, что люди попросту не представляются». Он также обращает внимание на то, что деятельность коллекторов сегодня находится за гранью правового поля и зачастую коллекторы не имеют четко выраженных правовых профессиональных требований к своим работникам.
Какие же методы взыскания долгов сегодня используются коллекторами и где грань разумной настойчивости? «На сегодняшний день, действительно, нет специального закона, который бы определял границы дозволенности в нашей работе, – говорит управляющий партнер ООО «Коллекторское агентство Башкортостана «ЮСБ – Коллектор» Айдар Муллануров. – Однако, на мой взгляд, это не означает вседозволенность и безнаказанность. Сегодня правила работы коллекторов определяются внутренними актами коллекторских агентств, а также рекомендациями и стандартами профессиональных объединений. В этих документах прописаны четкие правила нашей работы: что именно вправе говорить сотрудник, кому он может звонить, в какое время, какие фразы запрещено категорически использовать. Мы не имеем права представляться сотрудниками банков и государственных органов. Не могу гарантировать, что все агентства соблюдают эти правила, но в интересах коллекторов не вызывать агрессию должника, поэтому большинство участников рынка разумно к этому относятся и не нарушают законов».
По его словам, поправки, которые предлагает Минэкономразвития, и нормы, обсуждаемые при подготовке закона о коллекторской деятельности, очень давно ожидаются добросовестными участниками рынка. «Принятие закона никоим образом не свяжет нам руки, поскольку мы и сейчас не звоним в ночное время, не общаемся с должником грубо, – считает Айдар Муллануров. – Наша задача – установить контакт с должником, убедиться, что это сам должник, а не третьи лица , и после этого совместно с ним искать пути выхода из возникшей ситуации. И мы объясняем должнику, что выгодно начать платить сразу пусть даже небольшие суммы, чем продолжаться скрываться. Введение административной ответственности необходимо, на мой взгляд, хотя бы для того, чтобы, с одной стороны, у должника было чувство защищенности, а с другой – мы могли бы избежать спекуляций на тему безнаказанности нашей деятельности».
Что же делать людям, которые столкнулись с недобросовестными коллекторами? Как рекомендует Валерий Шарипов, в первую очередь необходимо требовать подтверждения полномочий работы взыскателей, а именно – договор между банком и коллекторским агентством, в соответствии с которым они имеют право требовать долг. Во-вторых, стоит убедиться, что перед вами сотрудник коллекторского агентства, для этого нужно посмотреть его удостоверение. Если же коллекторы в ночное беспокоят звонками, необходимо записать номер телефона, с которого звонят взыскатели, а если телефон без определителя номера – то записать время звонка. После этого стоит обратиться в отделение полиции и написать заявление об угрозах с просьбой привлечь к ответственности и направить запрос в ГТС на подтверждение.
Фото: Фото с сайта Mincal.com